Антисоциальное поведение подростков из неблагополучных семей
В неблагополучных семьях, где нет определенных норм и правил, несовершеннолетние дети зачастую не могут выстраивать свои отношения сначала в семье, а впоследствии со сверстниками, учителями и другими людьми. Все это приводит к тому, что дети замыкаются на своих проблемах. У них нарушается процесс социализации, рвутся социальные связи. Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: их равнодушие к людям, лицемерие, грубость, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин девиантного поведения детей и подростков.
Группы:
Первую группу характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система антиобщественных взглядов, деформация отношений, оценок. У них извращены представления о товариществе, смелости. Ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознанность совершенных правонарушений, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению.
Вторую группу составляют дети и подростки, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и антиобщественная направленность отношений и взглядов. Они отличаются индивидуализмом, неуживчивостью, стремятся к привилегированному положению, притесняют слабых, младших. Правонарушения они совершают в основном ситуативно.
Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами и взглядами. Подростки осознают неустойчивость своего поведения, однако имеющиеся у них правильные взгляды не стали убеждениями. Эгоистические устремления или неумение противостоять ситуации вызывают их антиобщественные поступки, приводя их к накоплению опыта аморального поведения.
Четвертую группу составляют дети и подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед более важными товарищами.
В пятую группу входят дети и подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.
Следует отметить, что несовершеннолетним правонарушителям и преступникам присущи агрессивное поведение и следующие экстернальные установки: отрицание ответственности, вреда, осуждение осуждающих их, обращение к более важным обстоятельствам.
В ситуации семейного неблагополучия и при нарушении процесса социализации оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростков из неблагополучных семей: в положительной оценке значимых взрослых (родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в школьном коллективе). В результате единственной целью подростка становится избавление от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями, в том числе путем употребления алкогольных напитков и наркотиков.
Актуализацию психологической готовности к употреблению наркотиков обусловливают следующие причины:
Таким образом, зачастую дети и подростки из неблагополучных семей представляют проблему для общества, причиняя вред и себе и социуму. Неблагополучие семьи порождает людей не готовых нормально функционировать и находить свое достойное место в обществе. Следовательно, важнейшей задачей органов профилактики, социальных педагогов, психологов и преподавателей является осуществление социально-профилактической работы, как с несовершеннолетними, так и с членами их семей.
Вовлечение подростков в систему общественно-полезной трудовой деятельности способствует пробуждению у них интереса к жизни, положительных переживаний, нахождения жизненных перспектив. Скользящий график постоянных работ, систематический контроль и регулярное подведение итогов труда, личная ответственность перед коллективом создают условия для вхождения подростков в систему общественно-значимого труда.
Подросткам крайне важно чувствовать себя нужными и значимыми. Задачей педагогов и воспитателей является заинтересовать подростка подходящей для него деятельностью, поддерживать и помогать ему развиваться в нужном направлении. Многие проблемы подросткового периода происходят от неорганизованности, от отсутствия досуговой деятельности. Именно поэтому, зачастую, подростки проводят время на улице с такими же неорганизованными сверстниками. В результате, они могут примкнуть к группам, способным совершать различные правонарушения.