Утренник к 7апреля «Ворна хатл- вороний день»
Место проведения: филиал МБОУ «Овгортская ШИСОО» в д.Ямгорт (разновозрастная группа)
Возрастная группа: разновозрастная группа от 1.5 до 6 лет
Воспитатель: Куртямова В.Т.
Дата проведения: 05.04. 2024 г
Цели и задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста представления о празднике народов ханты – Ворна хатл (Вороний праздник);
- развивать координацию и ловкость движений, двигательную активность,
- развивать познавательную активность, воображение, логическое мышление, речь.
- воспитывать уважение к коренным малочисленным народам Севера
Ход утренника:
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители, дети и гости нашего праздника!
Дети вместе: Вуся улаты, ханам ёх па ханэм нэнат!
Воспитатель: - Сегодня мы собрались на старинный хантыйский праздник Ворна хатл!
Воспитатель:- С праздником, Вороний день!
Лонгортова Полина :
Сегодня праздник мы встречаем!
Вороний день- весны приход!
И вместе зиму провожаем,
И тает снег, уходит лёд…
И в воздухе весны напевы:
Звенят ручьи, птенцы звучат…
Ворона – признак весны первый!
В Ямгорте каждый житель рад.
Конкина Виолетта:
Птицы летают в небе весеннем,
И оленьи упряжки «летят»
Сегодня справляем мы праздник «Вороны»
Здесь каждый этому рад!
Шишкина Ольга:
«Кар-кар» -кричит ворона!
Зовет на праздник нас!
Сегодня ей –корона!
Царица праздника сейчас!
(Родители с детьми исполняют песню Л.П.Лонгортова «Ворна хатл»)
Воспитатель:
- Ворна хатл – один из самых почитаемых праздников народа ханты. Почему же праздник называют – «Вороний день»….
- До наших дней дошла такая легенда : « Давным-давно это было. Прилетела как-то ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг никого нет, пусто. Холодно и хмуро. Собралась тогда ворона с силою и каркнула во все горло. Полетело ее громкое «кар-кар» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалась в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля. С этого дня начался род ханты. И был этот день седьмым от начала месяца твердого наста. И стали этот день называть «Ворна хатл» - «Вороний день».
Воспитатель: -В наши дни «Ворна хатл»- это праздник весны, пробуждения природы, праздник встреч и общения.
Физминутка «Вороны»
Вот под березкою зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Воспитатель: Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала. Поприветствуем вестницу весны.
Дети рассказывают стихи и загадки про ворону.
1. На березу села стая не свистит, не напевает
Знает каждый млад и стар, не поется слово "кар"!
2.Кар - кричит ворона - Кар!
Ставь, соседка самовар!
Не жалей заварки! Принимай подарки!
3. Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»
Девочки исполняют песню "Тиф-тиф"
Воспитатель:
селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали
стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, чтобы
она принесла удачу, счастье, тепло, солнце.
Рано утром развешивали калачи на деревьях, говорили детям, что
ворона принесла угощение, дети радовались. Обязательно делали
стол с разными угощениями возле берёзы, приносили в дар духам
жертвоприношение, завязывали тряпочки с монетками. Кланялись,
обращались к светлым духам и молились о благополучии, здоровье
детей и взрослых.
Поклонимся три раза и попросим здоровье, благополучие.
(Все желающие привязывают ленточки на берёзу)
Воспитатель: Дети в праздник Вороний день получают в дар от вороны связки калачей, которые символизируют жизнь.
(Выходит воспитатель в национальной одежде с калачами. Зовёт детей угощаться калачами. Дети получают связки калачей.)
Воспитатель: На праздник люди надевают самую нарядную одежду. Девушки демонстрируют наряды, сшитые своими руками. В этот день также принято хвалить своих родственников.
Воспитатель: Ворона – очень чувствительная птица, которая тонко чувствует изменение погоды. Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна.
- Ворона села на верхушку дерева – будет большая вода.
- Если ворона садится на низкое дерево-весна будет короткой, если на высокое – затяжной.
-Если в этот день снег падает легкими, пушистыми снежинками, то по примете ханты это хорошо, значит, Бог принял приношение. Но какой ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!
Воспитатель: Ворона живет в нашем лесу, а других животных и птиц нашего края вы знаете?
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
(Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,
2 команда – «Перелетные птицы».
Правила игры:
Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, видно как хорошо вы знаете животных нашего края.
Воспитатель: Прилетела ворона принесла на своих крыльях весну и радость людям. Честь для хозяина чума и стойбища, если в этот день его уважит не один гость, не одна упряжка простоит на стоянке нарт, а вечером из чума раздаётся голоса и смех людей, собранных песней.
(Приглашаем всех гостей отведать вкусную рыбу, мясной бульон и вкусный ароматный чай)
Воспитатель: Люди в этот день веселятся, играют в разные игры.
Воспитатель: Дорогие гости! Мы предлагаем вам принять участие в игровой программе.
1.Эстафета «Маленькие воронята»
(Дети выстраиваются в две колонны с равным числом участников. По команде ведущего игроки команд бегут до поворотных стоек, три раза каркают, бегут обратно и передают эстафету следующему. Побеждает команда первой выполнившая задание.)
2.Эстафета «Построй гнездо»
(Командам даются два пакета. В пакете берёзовые ветки, бросовый материал. Необходимо за 1 минуту построить воронье гнездо.)
3.Эстафета «По кочкам за ягодами» (у каждой команды по ведру. Напротив команды кочки – 4 шт. и обруч с шариками «болото» – у одной команды красные шарики, у другой – жёлтые. Первый бежит по кочкам, берёт на «болоте» один шарик, кладёт в ведро и возвращается назад, шарик кладёт в корзину, ведро отдаёт следующему игроку и т.д.)
4.Эстафета «Охотники» (по 5 человек, на пластмассовых лыжах - снегоступах. Первый игрок скользит до обруча, лежащего на другой стороне зала, в котором стоят игрушки – звери. Берёт одну зверюшку и возвращается с ней назад, отдаёт лыжи следующему игроку и т.д.)
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Куропатки и охотники» Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
5. Эстафета «Рыбаки» (по 5 человек, первый игрок с удочкой в руке бежит до озера (обруча) с рыбками, ловит одну, снимает с крючка и бежит к команде, передаёт удочку следующему)
6. Эстафета «Бег в мешках».
(Каждой команде даётся один мешок. Выбегает один участник в мешке до поворотных стоек и обратно, затем передаёт мешок следующему участнику).
7. Эстафета «Прыжки через нарты»
( По сигналу участники начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.)
8. Эстафета «Перетягивание палки».
Воспитатель: На славу мы сегодня повеселились! Умеют же северяне отдыхать!
Воспитатель: Дорогие родители, дети и гости праздника! Пусть весна, принесённая вороной, доставит вам много радости!
Воспитатель: Пусть сети ваши будут полны рыбой, пусть охота ваша будет удачной!
Воспитатель: Пусть счастье стучится в ваши двери! Доброй и теплой вам весны!