Программное содержание
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе анализа различных
звуков.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «звук»,учить понимать значение его происхождения, подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
Сформировать представления о характеристиках звуков - громкости, тембре, высоте.
Развивать слуховое внимание, умение сравнивать и различать звуки.
Воспитывать интерес к звучащему миру, инициативность, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
Материалы:
- записи различных звуков;
- детские музыкальные инструменты: ксилофон, флейта, колокольчик, треугольник, бубен, барабан, гитара, гармонь, маракас, пианино;
- детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»: модуль – лаборатория «Звук»
Организационный момент.
Воспитатель: (шепотом) - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. Интересно, так ли тихо за окном? Что вы слышите? ……
Дети: шум ветра, ворона каркает, дети кричат
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они очень разные. Есть звуки природы (Аудиозапись звуков природы),послушайте и угадайте их.
Дети: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья.
Воспитатель: Есть звуки, издаваемые разными предметами (Аудиозапись звуков, издаваемых предметами), послушайте и угадайте их.
Дети: бой часов, скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. Воспитатель: Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки. (Аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Январь»)
Воспитатель: Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.
А сейчас я вам предлагаю каждому послушать, как звучат музыкальные инструменты. Подойдите к столу. (На столе выложены музыкальные инструменты)
Воспитатель: Полина, какой музыкальный инструмент тебе больше всего нравится? Возьми его, поиграй на нем. Какие звуки издает этот музыкальный инструмент?
Дети: Колокольчик издает звон, он звенит; бубен издает стук – он стучит; гитара издает звук – она звучит; треугольник издает звон – он звенит; гармонь издает звук – она звучит; барабан издает стук – он стучит; маракас издает шум – он шумит; металлофон, дудочка, пианино издают звуки – они звучат.
Воспитатель: Музыкальные инструменты издают одинаковые звуки?
Дети: нет, разные.
Воспитатель: Ребята, что же такое звук? Откуда он берется?
Дети: Звук – это когда мы говорим или музыка играет. Он берется из музыкальных инструментов, из горла…
Воспитатель: Разобраться нам в этом поможет наш друг Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.
Физминутка музыкальная «Автобус»Е.Железновой
Вот мы в автобусе сидим и из окошечка глядим
Глядим назад, глядим вперед, вот так вот дети смотрят по сторонам
Ну что ж автобус не везет, не везет? пожимают плечами
Колеса закружились, вот так вот
Вперед мы покатились, вот так вот идут, изображая как крутятся колеса
А щетки по стеклу шуршат – вжиг, вжиг, вжиг махи руками перед собой,
Все капельки смести хотят – вжиг, вжиг, вжиг изображая движение щеток
И пусть автобус наш трясет, вот так вот идут, потрясывая руками
Мы едем, едем все вперед и вперед.
И мы не просто так сидим имитируют нажатие на
Мы громко, громко все гудим – бип, бип, бип. клаксон автомобиля. Остановились
Цифровая лаборатория «Звук»
Обучающая часть:
Наураша рассказывает детям:
Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он все рассказывает. Наураша подготовил для нас интересные задания, давайте поиграем.
Измерения
Игровые измерения
Воспитатель: Спасибо тебе, Наураша за интересный рассказ и интересные задания. Вот видите, ребята, как много бывает звуков и какие они все разные. На этом, на сегодня, наши исследования подошли к концу. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: о звуках.
Воспитатель: У кого в лаборатории мы были?
Дети: У Наураша.
Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Дети: Откуда берется звук, что в космосе звука нет, звук передается по воздуху…
Воспитатель: Что вам понравилось?
Дети: Играть с Наурашей
Воспитатель: Что бы вы хотели узнать от Наураша в следующий раз?
Дети: Про электричество……
Рефлексия:
Воспитатель: Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим
Мы слова и мысли слышим.
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Дети: Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!