Творческий проект «На завалинке» (средняя группа)
Актуальность:
Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.
Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными подлинно –родным языком. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, тренируют реакцию и координацию движений.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье детей.
Цель: Создание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа, через народные игры.
Задачи проекта:
Формирование представлений о разнообразии народных игр.
Развитие двигательных навыков дошкольников, познавательных способностей детей через представления об обычаях русского народа.
Воспитание интереса к русским народным играм
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный.
Продолжительность: в течении года
Участники: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемый результат:
Пробудить интерес к народной игре. Если первый шаг к ее постижению будет успешным, то обязательно появится желание более глубоко изучить игровой фольклор, историю игры, народную культуру в целом.
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап:
1.Изучение, материалов по данной теме, изучение методической литературы:
Литвинова И. Н. «Детские народные подвижные игры».
«Русские народные подвижные игры».
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе».
Михайлова М. А. «Народные традиции, игры, развлечения».
Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.
Просмотр сайтов в Интернете.
2.Подбор материала, игр по теме.
3.Составление картотек.
4.Разработка перспективного плана
2. Основной Этап:
-Разучивание считалок, закличек, потешек;
- Оформление картотек русских народных игр;
- Изготовление масок и костюмов;
- Изготовление атрибутов.
Ознакомление детей с русскими народными играми:
-знакомство с содержанием игры
-объяснение содержания игры
-разучивание игр
-проведение игр
3. Заключительный этап:
1.Музыкальное развлечение «Путешествие в мир русских народных игр».
2.Картотеки русских народных подвижных игр, хороводов, диалоговых игр, поговорок, прибауток, считалок.
3.Консультация для родителей «Русские народные игры».
4.Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
Материально – техническое сопровождение проекта:
1.Развивающая среда.
2. Музыкальные игрушки.
3.Мультимедийное оборудование.
4. Аудио, видеоматериалы.
5. Костюмы, декорации к развлечению.
6. Атрибуты для игр.
Конспект развлечения на основе фольклора
«Путешествие в мир русских народных игр»
средняя группа
Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение к русским народным играм.
Задачи:
- приобщение детей к русской культуре;
- развитие эстетического восприятия, музыкальности у детей;
- развитие интереса к народным играм;
- вызвать эмоциональный отклик на происходящее;
- воспитание умений действовать в коллективе, выполнять правила в играх.
Оборудование: веретено, сумка, шапочка петуха, лента, мяч.
Ход развлечения:
Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!
Игры мы начинаем
Всем здоровья пожелаем!
Прими участие скорей!
Да позови своих друзей!
Всем в дорогу нам пора!
В гости нас зовёт игра!
(Слышится звук чихания.)
Ведущая: Ой, кто это?
Кузя: Это я, домовёнок Кузя.
Ведущая: Что ты здесь делаешь?
Кузя: Мой дом сломался. Я пошёл искать новый дом. Услышал детские голоса и решил зайти к вам.
Ведущая: А ты вовремя зашёл, мы собрались играть в русские народные игры.
Кузя: Я очень люблю играть. Я пришёл не с пустыми руками. У меня в сумке есть шапочка петуха.
Ведущая: А мы знаем такую игру. Давайте поиграем, выберем ведущего по считалке:
Считалка:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела»
1.Игра « Петух».
Все играющие встают в круг и берутся за руки.
Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух-тух
Ту-ру-рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Все разбегаются, петух ловит детей.
Пойманный становится ведущим.
Кузя: Хоть сума моя пуста,
С виду вроде бы пуста,
Ну-ка, Дима, подойди,
В сумку руку опусти.
(Ребенок достаёт веретено).
Ведущая: Нам и эта игра знакома.
2. Игра «Веретено».
Катись, катись веретено.
Катись, катись по кругу.
Передавай веретено друг другу.
Где его остановка выполняй движенья ловко.
Ведущая: Кузя, а мы знаем ещё одну игру «Дедушка Мазай». Ребята давайте научим Кузю этой игре.
3. Игра «Дедушка Мазай».
Дети идут в хороводе, водящий в центре.
Дети: Здравствуй дедушка Мазай из коробки вылезай.
Мазай (потягивается здравствуйте, дети, где вы были, что делали)
Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!
Кузя: А можно мне побыть дедушкой Мазаем?
Ведущая и дети: Конечно, мы сейчас и тебе загадку покажем.
Кузя: Мне ваша игра очень понравилась.
Теперь Алёна подойди,
В сумку руку опусти,
Всем ленточку покажи!
4. «Заря»:
Игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые-
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй.
Ведущая: Эй, подружки-хохотушки,
Развесёлые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поиграть,
Свою ловкость показать!
5.Игра в подкиды.
Оля, Коля,
Дуб зелёный,
Ландыш белый,
Зайка серый,
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Кузя: Вы меня очаровали!
Вы так дружно все играли!
Вы теперь мои друзья,
Поиграем вместе, да?
Ведущая: Давайте поиграем парами в быструю, но плавную игру «Ручеёк».
6. Игра «Ручеёк».
Ведущая: К сожаленью пора, вот закончилась игра.
Кузя, пойдём с нами, мы тебе покажем наш детский сад, мы будем рады если ты останешься здесь жить.
Кузя: Спасибо, ребята, с радостью останусь, мне очень понравилось у вас в детском саду.