Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование нравственных ценностей через воспитание милосердия у младших школьников на уроках ОРКСЭ

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Отсюда важность возвращения школы к тем духовным корням Православия, на которых за более чем тысячу лет выросло, набрало силу и дало богатый и обильный плод само древо русской государственности и культуры.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование нравственных ценностей через воспитание милосердия у младших школьников на уроках ОРКСЭ

В педагогике с древних времён осознавалось огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Отсюда важность возвращения школы к тем духовным корням Православия, на которых за более чем тысячу лет выросло, набрало силу и дало богатый и обильный плод само древо русской государственности и культуры. Эти корни – православное христианство, некогда принятое и прожитое русским народом, взрастившее сотни святых и героев.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.

Духовная ось ребенка питается высшими образами, идеями, идеалами, переживаниями и их осмыслением.

Передо мной была проблема : какой выбрать ценностно-ориентированный материал для организации и проведения уроков ОРКСЭ с младшими школьниками.

На сегодняшний день актуальна проблема воспитания милосердия, поскольку побороть равнодушие и грубость, которые процветают в современном обществе можно только путем образования именно в детстве установок на идеалы нравственности, великодушия, бережного и чуткого отношения друг к другу.

Евангелие учит, что главное в жизни человека — правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредотачиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая», то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Другими словами, согласно христианской психологии, можно выделить главную проблему воспитания любви к людям – это воспитание в себе чистоты помыслов ума и сердца.

В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить. Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный - жестокий, яростный, не чувствует боли другого. Чужая боль, несчастье, потеря, падение - вот на что обращено милосердие. Поэтому, учить ребенка чувствовать чужую боль, переживать чужую болью и быть снисходительным очень важно и нужно.

Мой урок ОРКСЭ начинается с «минутки милосердия». Дети должны осознать: милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

«Минутки милосердия» помогают моим ученикам вспомнить предыдущую тему урока и подготавливают их к восприятию новой информации.

«Минутки милосердия» включают в себя разделы :

- толкование (этимология) слова

-сокровищница духовной мудрости (высказывания и афоризмы, пословицы и поговорки на тему)

- высказывания детей;

- стихи, рассказы, притчи.

Раздел «Сокровища духовной мудрости» включает в себя мудрые фразы, которые расширяют мир духовных запросов детей и формируют их моральные убеждения, учат мыслить и вместе с тем говорить.

В разделе «Высказывания детей» пишем самое сокровенное: индивидуальные впечатления, детское восприятие, соображения по конкретному поводу или вопросу. Это первые попытки ребёнка выразить словом окружающий его мир во внутреннем своём отображении, высказать своё отношение к каким-то проблемам. И важно следующее – быть при написании честными, искренними, неповторимыми, т.е. быть самими собой!

Приведу пример «Минутки милосердия» к теме урока ОРКСЭ «Совесть и раскаяние». Предыдущая тема «Православное учение о человеке».

В начале урока ребятам предлагается выбрать наиболее точное определение к слову Душа:

Душа – это мы.

Душа-это люди.

Душа-это святыни, храм, монастырь.

Душа – это ангел.

Душа- всё самое светлое в человеке.

Дети высказывают своё мнение. А дальше предлагается поговорка: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Всегда стараюсь подбирать материал, где нужно анализировать уважительное отношения к родителями. Обсуждаем поговорку , делаем выводы и переходим к притче о совести.

Притча "Осколки в сердце

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, – сказал человек.– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет, – ответил слепой.

Начинаем рассуждать, выбираем из текста важные слова и знакомимся с новой темой урока.

В конце урока анализируя и вспоминая всё, о чём говорили , прошу своих учеников попробовать закончить одно из предложений: «Я сегодня узнал …» «Я сегодня понял …» «Я сегодня почувствовал…»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Воспитывает всё: содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное, та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.

Насколько милосердны будут наши выпускники? Ответ подскажет сама жизнь. Мне бы очень хотелось чтобы мои ученики не наступали, а уступали; не хватали ,а отдавали; не кулак показывали, а протягивали руку; не кричали, а слушали; не злились, а улыбались

Хочется отметить, что работа учителя – это творчество, и оно состоит, прежде всего, в выборе из множества вариантов построения уроков тех, которые наилучшим образом отвечают потребностям данного конкретного класса и интересам самого учителя.

В заключении хотелось бы обратиться словами Н.И. Пирогова, русского ученого и педагога : «Если мы искренне желаем воспитывать новое поколение в началах истинной нравственности, то мы должны больше всего обращаться к тому в человеке, что сильнее ума. Ум может заблуждаться и сомневаться, но в сердце нашем есть что-то иное, что никогда не сомневается».

Успехов Вам в благородном деле – в воспитании подрастающего поколения!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области