Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №99 «Крепыш»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Физкультурно – оздоровительная работа
по физической культуре в МБДОУ на учебный год»
Составила:
инструктор по физической культуре
Высшей категории
Недворягина С.Р.
г. Миасс, Челябинская область, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Динамические паузы
- Физкультурные минутки
- Бодрящая гимнастика
- Подвижные игры
- Индивидуальная работа по развитию ДА
- Самостоятельная двигательная деятельность детей
- Оздоровительный бег.
- Физкультурные праздники и досуги.
- Утренняя гимнастика
* Для каждой возрастной группы составляются карточки,
* При возникновении трудностей вовремя проведении или организации УГ, проводятся консультации в индивидуальном порядке, для нахождения вариантов их решения;
* способы построения и перестроения:
младшая гр. – стайкой, в колонну по ориентиру, в шеренгу по ориентиру, в круг с помощью воспитателя, в рассыпную по зрительным ориентирам;
средняя гр. – в колонну, в шеренгу, парами за руку, врассыпную без зрительных ориентиров, в круг без помощи воспитателя, в звенья делением за ведущими, размыкаться и смыкаться с помощью взрослого, выполнять повороты на месте по ориентиру переступанием или прыжком;
старшая гр. – в колонну по одному, в колонну по 2 не держась за руки, в шеренгу, в 1 или несколько кругов, в несколько колонн через середину, в несколько шеренг расчётом на 1-2-3.., врассыпную с соблюдением дистанции, размыкаться и смыкаться без помощи взрослого, выполнять повороты на месте по словесной команде любым способом;
подготовительная гр. - в колонну по одному, в колонну по 2-3 не держась за руки, в 1 или несколько шеренг, в 1 или несколько кругов, в несколько колонн через середину, в несколько шеренг расчётом на 1-2-3.., врассыпную с соблюдением дистанции, размыкаться и смыкаться без помощи взрослого, выполнять повороты на месте по словесной команде любым способом + по диагонали, в шахматном порядке.
- Динамические паузы
Проводятся между занятиями. Могут включать в себя игры и упражнения под музыку, игры малой и средней подвижности (словесные, с предметами и без), по задумке детей или под руководством воспитателя (непосредственное участие воспитателя не требует), можно использовать карточки задания или схемы.
- Физкультурные минутки
Проводятся во время занятия. Проведение физкультминуток повышает умственную трудоспособность детей на занятиях, обеспечивает кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку чувствуют органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в малоподвижном состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7 — 9 минуте занятия, старшей — на 10 — 12, подготовительной к школе — на 12 — 14
Длительность физкультминуток 1,5-2 мин., проводить их рекомендуется, начиная со средней группы.
Существуют основные требования к проведению физкультминуток:
- Бодрящая гимнастика
Основная цель гимнастики после дневного сна- поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и закрепить здоровье детей. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Совершенствовать и развивать координацию движения, укрепить иммунитет. Повысить жизненный тонус. Тренировать термо-регуляционный аппарат. Учить детей дыхательной гимнастике и корригирующим упражнения для стоп и позвоночника. Воспитывать привычку здорового образа жизни.
Содержание бодрящей гимнастики:
- упражнения в кровати со старшей группы (потягивания, вращение кистей рук, стоп, прижимание ног к животу и т.п.);
- корригирующие дорожки
- ходьба и легкий бег разными способами
- игровой массаж
- корригирующие упражнения для стоп и туловища (можно выполнять сидя на стуле),
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз,
- упражнения под музыку в малом и среднем темпе.
- Подвижные игры
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Классификация подвижных игр
Для удобства практического использования подвижные игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры – игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному виду движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.)
-По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.
-По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции с предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.
Назовите, когда проводятся подвижные игры в режиме дня.
*Утренняя гимнастика
*Физкультурные занятия (возможно не только физкультурное занятие)
*Прогулка
*Динамические паузы
*Физкультурные и музыкальные досуги,
*Индивидуальная работа,
*Самостоятельная двигательная деятельность детей.
- Индивидуальная работа по развитию ДА
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обучение отстающих, в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальную работу проводят, начиная с младшей группы, в форме игры и игровых упражнений.
Главное правило «Вместе с детьми!», педагог показывает и объясняет упражнения, дает предварительную ориентировку в действиях,
Условно индивидуальную работу по физическому воспитанию можно разделить на две группы: первая группа - «Индивидуальная работа по результатам диагностики на развитие физических качеств», вторая группа «Индивидуальная работа по итогам непрерывной образовательной деятельности в физкультурном зале и на улице».
- Самостоятельная двигательная деятельность детей
Важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.
Режимные моменты | Распределение времени в течение дня | ||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая / Подготовительная группа | |
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема | от 10 до 50 мин | ||
Самостоятельные игры в 1-ой половине дня | 20 мин | 15 мин | |
Самостоятельная деятельность на прогулке | от 60 мин до 1 ч 30 мин | от 60 мин до 1 ч 40 мин | |
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня | 40 мин | 30 мин | |
Игры перед уходом домой | от 15 до 50 мин |
Модель самостоятельной деятельности детей в режимных моментах
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.
К развивающей предметно-пространственной среде ставятся определенные требования: насыщенность, полифункциональность (сочетание различныз функций в одном предмете), вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр:
- Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)
- При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. В саду эта проблема решается только с помощью от наполняемости развивающей предметно-пространственной среды. И конечно организующая и мотивирующая работа педагога в группе.
- Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах, наличие различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерности.
- Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам.
- Нестандартное физкультурное оборудование - это дополнительный стимул формирования у детей интереса.
- Оздоровительный бег.
Цель оздоровительного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, стоп, кости и суставы.
Хочу напомнить о значении оздоровительного бега:
Методика
- разминка 2-4 упражнения на разные группы мышц
- бег в заданных параметрах (скорость, длительность дистанции в м или мин.), постоянный контроль воспитателя, при необходимости дети снимаются с дистанции.
- переход на ходьбу и дыхательные упражнения
Средняя-100-150м (от 1 до 3 мин)
Старшая 200-250м (от 1.5 до 4 мин)
Подготовительная (от 1.5 до 6 мин)
Учим делать вдох носом.
Дети делятся на подгруппы 1 – основная группа
2 – дети ЧДБ и н ур. физ развития.
После болезни или полученных травм дети освобождаются от бега (2-4 недели).
- Физкультурные праздники и досуги.
2 праздника в год – зимний и летний.
2 дня здоровья – осенью и весной.
Игровые тематические занятия – 1 в месяц.
Работа с семьёй может осуществляться разными способами:
- наглядные беседы, объявления, выставки, проекты.
- Открытые для посещения занятия.
- Тематические совместные с родителями занятия.
- Участие родителей в праздниках.
- Беседы на собрании или индивидуальные.
- Консультации с практикумом для родителей.
- Физкультурные занятия : занятия в неделю 2 – зал, 1 – на воздухе.
2. Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в ежедневной работе.
- Время занятие в расписание определяет время его начала.
- Воспитатель осуществляет работу на физкультурном занятии в соответствующей форме одежды.
- Об отмене физкультурных занятий сообщается непосредственно физинструктором или руководством.
Взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя на физкультурных занятиях
Части занятия | Действия инструкторы по физкультуре | Действия воспитателя |
Подготовка к занятию | - осматривает зал: Следит за осуществлением влажной уборки в зале - следит за температурным режимом, сообщает о температуре в зале воспитателям. | -Посещает на кануне занятие-консультацию инструктора. - в соответствии с температурой в зале одевает детей. 18-20 г. – х/б носки, спортивная обувь, шорты, футболка (без майки) - эмоционально настраивает детей на занятие, собирает внимание детей. |
Вводная часть | Проводит построение, перестроение, разные виды ходьбы и бега | В младшей группе находиться в конце колонны, выполняет упражнение вместе с детьми. В старшей группе находиться на месте, следит за осанкой и качеством выполнения упражнений. |
- Организует построение на ОРУ | - Контролирует дистанцию и порядок перестроения. | |
ОРУ | - Проводит комплекс ОРУ - Контролирует темп выполнения и синхронность | - Находиться с боку от детей или сзади. Контролирует принятие и. п. - следит за амплитудой движения, качеством выполнения движений. |
ОВД | - Показывает технику выполнения движения - Выбирает и объясняет способ организации - Определяет роль и место воспитателя в зависимости от способа организации. | - Осуществляет страховку детей - Контролирует правильность выполнения движений. |
П/И | - Организует п/и - Следит за временем и дозировкой | - Выводит из игры детей по медицинским показаниям и по признакам утомления. - Организует для выбывших из игры детей вариативную двигательную деятельность (массаж, тренажёры, висы на гимнастической лесенке и т. п.) |
Заключительная часть | Организует игру малой подвижности, корригирующую ходьбу, релаксацию, рефлексию. | - Контролирует восстановление дыхания детей, следит за самочувствием, - Помогает организовать игру, массаж, релаксацию. |
Помните! Голос воспитателя не должен быть доминирующим над голосом инструктора по физкультуре. Инструктор обращается ко всем детям, воспитатель – к конкретному ребёнку. |