Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
Детский сад № 393 «Росток»
ПРОЕКТ
«Хочу всё знать!»
Опытно-экспериментальная деятельность
для детей подготовительного возраста
Авторы проекта:
Просандеева С. Ю.
Карлина М. П.
Новосибирск 2024г.
Актуальность проекта
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенных знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель проекта:
формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления о предметах, их свойствах и качествах;
- способность определять взаимосвязи между предметами и явлениями;
- умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
- развивать мыслительные способности (сравнение, сопоставление, обобщение, анализ);
- развивать визуальное, слуховое восприятие;
- развивать внимание, память, речевые способности.
Воспитательные:
- создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
- воспитывать умение у детей работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
Вид проекта:
опытно – экспериментальный.
Срок реализации проекта:
краткосрочный (04.12.2023г. – 27.01.2024г.)
Участники проекта:
воспитатели, дети подготовительного дошкольного возраста группы «Почемучки», родители.
Интеграция с другими образовательными областями:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Методы реализации проекта:
- наглядный (рассматривание иллюстраций, показ презентаций, видеороликов);
- практический (продуктивная, опытническая деятельность);
- словесный (ситуативные беседы, объяснение, рассказы взрослых и детей);
- игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации).
Ресурсное обеспечение:
- литература;
- наглядный материал;
- наблюдение;
- совместная деятельность (беседы);
- опытно-экспериментальная деятельность.
Работа при подготовке к проекту:
- консультации;
- изучение материала;
- создание и разработка дидактических игр;
- подбор материала;
- работа с родителями: организация информации в приёмной комнате «Детям это интересно!»; буклеты, рекомендации, беседы.
Ожидаемый результат
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Дети имеют представления об окружающем мире.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения.
- Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Используя метод трёх вопросов, выяснили:
Что знаю? | Что хочу узнать? | Как и где можно узнать? |
- что такое эксперимент, опыт; - что такое лаборатория; - чем занимается на работе лаборант; - правила безопасного поведения во время опыта, экспериментирования; - во время опыта, эксперимента люди узнают, что-то новое, интересное. | - откуда берётся соль?; - почему соль называют «Волшебным минералом»?; - чем опасен снег?; - почему плачут сосульки?; - чем соль полезна человеку, животным?; - зачем детям эксперименты?; - как получаются разные состояния воды? | - спросить у родителей; - посмотреть мультфильм, телепередачу; - узнать в детском саду, спросить у воспитателя; - в энциклопедии; - в интернете; - спросить у врача. |
План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап
- Обсуждение необходимости материала для проекта с родителями и детьми.
- Изучение методической литературы.
- Составление плана реализации проекта.
- Подготовка информации для родителей о проекте «Хочу всё знать!».
- Пополнение и обновление материалов в мини лаборатории.
- Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Основной этап
- Проведение опытов и экспериментов согласно перспективному плану.
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Творческая мастерская по теме эксперимента.
Заключительный этап
- Участие родителей в экспериментировании с детьми дома.
- Презентация проекта «Хочу всё знать!».
Вывод
Анализируя проделанную работу, мы пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать опытно-экспериментальную деятельность.