Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок окружающего мира 3 класс " Воздух на Земле"

познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока окружающего мира

1.Дата: 26.10.2023

2.Предмет: окружающий мир

3.Класс: 3Д

4.Тема: Воздух на Земле

5.Тип: открытие нового знания

6.Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете;

7.Задачи:

8.Планируемые результаты:

Предметные: Расширение представления о воздухе; осознание пользы чистого воздуха для человека и всего живого на земле; усвоение некоторых экологических правил поддержания воздуха в чистоте.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; работать по предложенному учителем плану; контролировать выполнение задания; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт; передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью; перерабатывать полученную информацию, обобщая её; пытаться находить способы по экологической защите воздуха от загрязнений; определять правила улучшения самочувствия.

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, в паре; сотрудничать, договариваться; слушать собеседника и понимать речь других;доказывать свою точку зрения; конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью.

Личностные УУД: осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме; оценивать себя и свои поступки через соблюдение правил защиты воздуха от загрязнений; сопереживать, оказывать взаимопомощь одноклассникам.

9.Методы и приёмы: Метод рассказа учителя(сообщение), наглядный (презентация, видеофильм), словесный(беседа), частично-поисковый(поиск ответов учащихся на вопросы учителя), экспериментальный метод(эксперимент, проводимый самими учащимися), проблемная ситуация, работа в парах

10.Ресурсное обеспечение: презентация, раздаточный материал (диаграмма состава воздуха), рабочая тетрадь, учебник(Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1

11.Формируемые понятия: Воздух, ветер, космическое пространство

12.Учитель: Барциц Жанна Владимировна

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие

-Здравствуйте, мои любители

природы. Но перед тем, как мы начнём, давайте вспомним, какими качествами должен обладать прилежный ученик?

-А теперь, скажите мне, какие качества мешают ученику работать на уроке?

-Да, ребята, вы абсолютно правы, так давайте постараемся придерживаться теми качествами, которыми должен обладать ученик, в течении всего урока.

-На слайде перед вами представлен девиз нашего урока, давайте все вместе прочитаем его:

Слайд1

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Теперь, посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Приветствие учителя учащимися

- Ученик должен быть внимательным, активным, старательным, инициативным, должен слушать и слышать учителя, отзывчивым….

-Лень, невнимательность, сонливость….

Читают со слайда девиз урока:

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Дарят улыбки друг другу

Закрепление изученного материала

-Ребята, на прошлых уроках, вы проходили такие темы, как «Солнце» и «Звёзды и планеты». Сейчас я проверю, как внимательно, вы слушали учителя на уроке.

-Вы ведь внимательно его слушали?

-Ребята, какую роль выполняет Солнце на земле?

-То есть, Солнце — это главный источник на земле. Так получается?

Так, ещё какую роль играет Солнце?

-Совершенно, верно, благодаря Солнцу развиваются и размножаются организмы.

-Ребята, сколько невооружённым глазом может человек увидеть на ночном небе звёзд?

-Ребята, а с какими планетами вы познакомились на прошлом уроке?

-Чем ещё, кроме размера, различаются между собой планеты?

-А чем, различаются между собой звёзды?

-Ребята, перед вами висит географическая карта, давайте по одному выйдем к доске и найдём по одному океану, которые на ней изображены.

- Вот вы перечислили океаны, скажите мне, а как человек использует водное пространство?

- А вот есть такие океаны, которые замерзают, что людям поможет перевозить продукты в таких местах?

-Совершенно верно. Ребята, а как называют профессию людей, которые работают на дне морского океана?

-Ребята, вы были совсем близки, да, водолазы действительно погружаются под воду, но лишь на короткий срок.

Слайд 2

А Гидронавты могут находится под водой очень длительное время и работать там.

-Но не стоит его путать с водолазом.

-Да!

- Если бы не было солнца, то не было бы света

-Да

- Благодаря солнцу мы живём

- Примерно 6 тысяч звёзд, (очень много…)

- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

- массой, наличием или отсутствием спутников, удалённостью от Солнца

-По размеру, по яркости, по расстоянию

Выходят ученики и показывают

-Перевозит продукты, ловит рыбу.

-Ледокол

-Водолазы….

Создание проблемной ситуации

- Я предлагаю вам разгадать ребус.

Слайд 3(с ребусом)

-Что же у нас зашифровано на картинке?

-Что вы знаете о нём?

-Ребята, попробуйте закрыть рот и нос рукой?

-Вы долго можете пробыть без воздуха?

-Ребята, а как вы думаете, что тогда помогает гидронавтам так долго находится под водой?

Слайд 4 (акваланг)

-А ещё их называют аквалангами

- Итак сейчас речь идёт о самом большом – голубом воздушном океане. Четыре водных океана широко разлились по Земле, а пятый – воздушный, над Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно. И, бегая по двору, гуляя по лесу, мы всё время как бы находимся на океанском дне, как Гидронавты.

-Ребята, постарайтесь обсудить тему вашего урока в парах, а потом скажите ваш ответ с соседом?

- Вы совершенно правы, тема вашего сегодняшнего урока будет называться «Воздух на Земле»

Слайд 5(тема урока)

-Ребята, а какие вы поставите цели на урок?

-Что вы хотите узнать?

-Воздух!

- мы им дышим….

-закрывают нос и рот рукой

-Нет, нам тяжело дышать

-Им помогают баллоны с воздухом

-Тема урока Воздух на Земле

1.Что такое воздух

2.Какие свойства имеет воздух

3.Из чего состоит воздух

4.Значение воздуха

Моделирующий этап

-Так, давайте теперь сверимся с целями, которые на слайде

. Слайд 6(цели урока)

1.Что такое воздух

2.Какие свойства имеет воздух

3.Из чего состоит воздух

4.Значение воздуха

- Теперь, давайте откроем учебники на стр58

Сравнивают поставленные цели

Открывают учебники на стр58

Словарная работа

Работа с текстом

Видеофильм

Физминутка

Видеофильм

Формирующий этап, изучается новая тема урока

-Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Учёные предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли.

-Ребята, вы знаете, что такое веер?

Слайд7(понятие слова веер)

-Вы очень близки, веер- это небольшой, как правило, складной предмет из, будь то веточки, перья, бумага для создания потока воздуха

- А теперь, скажите мне, что значит рассеивать?

-Рассеиваться, значит расходится по всему пространству

-А что значит поглощать?

-Да, ребята, вы абсолютно правы, поглощать, значит- съедать, проглатывать

-А вы знаете, что такое космическое пространство?

Слайд8(понятие словосочетания космическое пространство)

-Космическим пространством называют пустые участки вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел.

-Ребята, эти понятия встретятся у вас в процессе урока, не забывайте про них

-Давайте почитаем текст, который представлен перед вами на стр.58-59.

-Матрена, начни, пожалуйста.

-Так, достаточно

-Ребята, с помощью чего можно ощутить воздух?

-Так, всё абсолютно верно, воздух можно почувствовать, выполняя какие-либо действия.

-Серёжа, продолжи

-Спасибо

-Что такое ветер?

-А что такое ураган?

-Максим, давай ты

-Ребята, в космическом пространстве есть воздух?

-Какие вещества входят в состав воздуха?

-Так, и последний абзац прочитает нам Алекснндр

-Ребята, подумайте, почему воздух считают невидимым сокровищем?

-Ребята, вот девочки прочитали текст, что нового вы для себя узнали?

-Ребята, я предлагаю сейчас вам побыть следопытами. У вас на столах лежат таблицы, но с пустыми колонками, в течении наших экспериментов мы будем заполнять пропуски.

1.Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Через стену мы видим соседний класс?
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Теперь догадайтесь, о каком свойстве воздуха это говорит?

-Да, всё абсолютно верно, воздух имеет прозрачность, что помогает нам видеть то, что нас окружает.

-Давайте запишем это свойство в нашу таблицу

2. – Посмотрите на комнатные растения.

Какого они цвета?
– Какого цвета школьная парта?
– А какого цвета воздух?
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха

-И это свойство тоже пойдёт в нашу таблицу

3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

- А чистый воздух пахнет?
-Правильно, воздух не имеет запаха.

-Этим свойством мы дополним нашу таблицу

4. –Ребята, для дальнейшей нашей работы мы должны будем сделать опыты, но их вы будете делать в старших классах.

А сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео и затем заполним таблицу нужным для вас элементом .

-Так, вы посмотрели видео и что вы можете сказать из увиденного?

Какое ещё свойство имеет воздух при нагревании?

-Действительно, воздух, как и все вещества состоит из мельчайших движущих частиц - молекул. Молекулы при нагревании удаляются друг от друга, тем самым воздух расширяется и в колбе с водой образуются пузырьки.

-А какое свойство имеет воздух при охлаждении?

-То есть, тут действие происходит наоборот, молекулы сближаются и вода поднимается вверх по трубке.

-Какой мы сделаем вывод, исходя из сказанного?

-Молодцы, это свойство у нас тоже пойдёт в нашу таблицу

5. –Ребята, у воздуха есть ещё одно свойство, но чтобы его узнать, вам придётся послушать следующие строчки из стихотворения и определить какими свойствами определяются следующие факторы:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

-И какими же свойствами объясняются факты?

Слайд 9 (таблица со свойствами воздуха)

-И что же у нас получилось в таблице?

-Какие вы молодцы. Ребята, мы с вами очень хорошо поработали и теперь самое время размяться. Проведём физ.минутку:

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

-Ребята, давайте посмотрим небольшой видеофильм

-Что вы узнали из просмотревшего фильма?

-обратите внимание на иллюстрацию на стр.59. Эта схема у вас лежит на столах, вам нужно будет потом её вклеить в тетрадь, чтобы не потерять.

-прибор, чтобы от жары спасаться

-ответы учащихся

-Скушать

-….

-читает первый абзац

-Воздух можно ощутить, если резко взмахнуть рукой, быстро побежать. Ещё можно почувствовать с помощью веера.

-читает второй абзац

-Ветер-это движущийся воздух

- Ураган-это очень сильный ветер. Опасное явление природы

-читает третий и четвёртый абзацы

-Нет

-В состав воздух входят такие вещества: азот, кислород, углекислый газ

-читает пятый абзац

-Потому что живые организмы дышат воздухом, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Человек даже несколько минут не может обойтись без воздуха

-Мы узнали про то, что в космическом пространстве нет воздуха и то, что человек не может прожить и пару минут без воздуха

– Нет, мы ничего не видим

– Нет, мы не можем увидеть, нам мешает стена

– Да, нам ничего не мешает

-Воздух прозрачен. Этим можно убедится собственными наблюдениями

– Зелёные.

– Коричневая.

– Он бесцветен.

– Чистый воздух не пахнет.

Зрительное и слуховое восприятие

-При нагревании воздух расширяется, это чётко видно на видео.

-При охлаждении воздух сжимается

-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

-Воздух плохо проводит тепло

- Прозрачен; бесцветен; не пахнет; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; плохо проводит тепло

Формирующий этап

-Ребята, почему ваш текст на странице 58 называется « Воздух на Земле»?

-Почему есть жизнь на планете Земля?

-Ребята, посмотрите на свои диаграммы, которые лежат у вас на столах и скажите мне, какого газа больше в составе воздуха?

-Потому что в тексте говорится о воздухе на Земле

- На планете Земля есть жизнь, потому что на ней есть воздух, солнце…..

-В составе воздуха больше Азота

Формирующий этап с использованием индивидуальной работы

-Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами, ваша задача их решить, потом все вместе проверим. Даю вам на выполнение работы 2 минуты. Тест очень лёгкий. Я думаю, что все с ним справятся.

-Я вижу, что большинство уже решили,

На раз - отложите ручки на край стола,

На два - поменяйтесь тестами с соседом по парте

На три - возьмите простые карандаши

На четыре - начинайте проверять по эталону

Слайд 10 (проверка по эталону)

У всех получилось

(на доске критерии оценивания):

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – « не справился»

Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки, похвалите себя.

А теперь поднимите руки те, у которых 1-2 ошибки, вы тоже можете себя похвалить

Я надеюсь, что троек у нас нет.

Гладят себя по голове

Гладят себя по голове

Формирующий этап, применение новых знаний

-Ребята, что мы сегодня проходили на уроке?

-Ребята, так что же такое воздух?

-Какие свойства имеет воздух?

-А из чего состоит воздух?

-Скажите мне значение воздуха для жизнедеятельности живых организмов?

-Воздух на Земле и его свойства

-Воздух-это смесь газов, образующая земную атмосферу

- Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо пропускает тепло

-Воздух состоит из смесей газов: Азота, Кислорода, Углекислого газа

-Благодаря воздуху, есть жизнь на Земле

Организация рефлексивной деятельности

Слайд 11( рефлексия)

-Ребята, оцените свою деятельность на уроке, у вас на столах лежат цветочки разных цветов, при этом каждый цвет определяет вашу оценку деятельности на уроке. Давайте попробуем оценить себя. Так я узнаю, на сколько вы честны сами перед собой.

Розовый цветочек - Я был активным, отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой

Зелёный цветочек - Я отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой, но остались некоторые вопросы по теме

Синий цветочек – Мне не удалось показать свою активность на уроке

Самооценка учащихся собственной деятельности

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области