Технологическая карта урока окружающего мира
1.Дата: 26.10.2023
2.Предмет: окружающий мир
3.Класс: 3Д
4.Тема: Воздух на Земле
5.Тип: открытие нового знания
6.Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете;
7.Задачи:
8.Планируемые результаты:
Предметные: Расширение представления о воздухе; осознание пользы чистого воздуха для человека и всего живого на земле; усвоение некоторых экологических правил поддержания воздуха в чистоте.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; работать по предложенному учителем плану; контролировать выполнение задания; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт; передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью; перерабатывать полученную информацию, обобщая её; пытаться находить способы по экологической защите воздуха от загрязнений; определять правила улучшения самочувствия.
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, в паре; сотрудничать, договариваться; слушать собеседника и понимать речь других;доказывать свою точку зрения; конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью.
Личностные УУД: осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме; оценивать себя и свои поступки через соблюдение правил защиты воздуха от загрязнений; сопереживать, оказывать взаимопомощь одноклассникам.
9.Методы и приёмы: Метод рассказа учителя(сообщение), наглядный (презентация, видеофильм), словесный(беседа), частично-поисковый(поиск ответов учащихся на вопросы учителя), экспериментальный метод(эксперимент, проводимый самими учащимися), проблемная ситуация, работа в парах
10.Ресурсное обеспечение: презентация, раздаточный материал (диаграмма состава воздуха), рабочая тетрадь, учебник(Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1
11.Формируемые понятия: Воздух, ветер, космическое пространство
12.Учитель: Барциц Жанна Владимировна
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие -Здравствуйте, мои любители природы. Но перед тем, как мы начнём, давайте вспомним, какими качествами должен обладать прилежный ученик? -А теперь, скажите мне, какие качества мешают ученику работать на уроке? -Да, ребята, вы абсолютно правы, так давайте постараемся придерживаться теми качествами, которыми должен обладать ученик, в течении всего урока. -На слайде перед вами представлен девиз нашего урока, давайте все вместе прочитаем его: Слайд1 Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. - Теперь, посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. | Приветствие учителя учащимися - Ученик должен быть внимательным, активным, старательным, инициативным, должен слушать и слышать учителя, отзывчивым…. -Лень, невнимательность, сонливость…. Читают со слайда девиз урока: Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. Дарят улыбки друг другу | |
Закрепление изученного материала -Ребята, на прошлых уроках, вы проходили такие темы, как «Солнце» и «Звёзды и планеты». Сейчас я проверю, как внимательно, вы слушали учителя на уроке. -Вы ведь внимательно его слушали? -Ребята, какую роль выполняет Солнце на земле? -То есть, Солнце — это главный источник на земле. Так получается? Так, ещё какую роль играет Солнце? -Совершенно, верно, благодаря Солнцу развиваются и размножаются организмы. -Ребята, сколько невооружённым глазом может человек увидеть на ночном небе звёзд? -Ребята, а с какими планетами вы познакомились на прошлом уроке? -Чем ещё, кроме размера, различаются между собой планеты? -А чем, различаются между собой звёзды? -Ребята, перед вами висит географическая карта, давайте по одному выйдем к доске и найдём по одному океану, которые на ней изображены. - Вот вы перечислили океаны, скажите мне, а как человек использует водное пространство? - А вот есть такие океаны, которые замерзают, что людям поможет перевозить продукты в таких местах? -Совершенно верно. Ребята, а как называют профессию людей, которые работают на дне морского океана? -Ребята, вы были совсем близки, да, водолазы действительно погружаются под воду, но лишь на короткий срок. Слайд 2 А Гидронавты могут находится под водой очень длительное время и работать там. -Но не стоит его путать с водолазом. | -Да! - Если бы не было солнца, то не было бы света -Да - Благодаря солнцу мы живём - Примерно 6 тысяч звёзд, (очень много…) - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - массой, наличием или отсутствием спутников, удалённостью от Солнца -По размеру, по яркости, по расстоянию Выходят ученики и показывают -Перевозит продукты, ловит рыбу. -Ледокол -Водолазы…. | |
Создание проблемной ситуации - Я предлагаю вам разгадать ребус. Слайд 3(с ребусом) -Что же у нас зашифровано на картинке? -Что вы знаете о нём? -Ребята, попробуйте закрыть рот и нос рукой? -Вы долго можете пробыть без воздуха? -Ребята, а как вы думаете, что тогда помогает гидронавтам так долго находится под водой? Слайд 4 (акваланг) -А ещё их называют аквалангами - Итак сейчас речь идёт о самом большом – голубом воздушном океане. Четыре водных океана широко разлились по Земле, а пятый – воздушный, над Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно. И, бегая по двору, гуляя по лесу, мы всё время как бы находимся на океанском дне, как Гидронавты. -Ребята, постарайтесь обсудить тему вашего урока в парах, а потом скажите ваш ответ с соседом? - Вы совершенно правы, тема вашего сегодняшнего урока будет называться «Воздух на Земле» Слайд 5(тема урока) -Ребята, а какие вы поставите цели на урок? -Что вы хотите узнать? | -Воздух! - мы им дышим…. -закрывают нос и рот рукой -Нет, нам тяжело дышать -Им помогают баллоны с воздухом -Тема урока Воздух на Земле 1.Что такое воздух 2.Какие свойства имеет воздух 3.Из чего состоит воздух 4.Значение воздуха | |
Моделирующий этап -Так, давайте теперь сверимся с целями, которые на слайде . Слайд 6(цели урока) 1.Что такое воздух 2.Какие свойства имеет воздух 3.Из чего состоит воздух 4.Значение воздуха - Теперь, давайте откроем учебники на стр58 | Сравнивают поставленные цели Открывают учебники на стр58 | |
Словарная работа Работа с текстом Видеофильм Физминутка Видеофильм | Формирующий этап, изучается новая тема урока -Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Учёные предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли. -Ребята, вы знаете, что такое веер? Слайд7(понятие слова веер) -Вы очень близки, веер- это небольшой, как правило, складной предмет из, будь то веточки, перья, бумага для создания потока воздуха - А теперь, скажите мне, что значит рассеивать? -Рассеиваться, значит расходится по всему пространству -А что значит поглощать? -Да, ребята, вы абсолютно правы, поглощать, значит- съедать, проглатывать -А вы знаете, что такое космическое пространство? Слайд8(понятие словосочетания космическое пространство) -Космическим пространством называют пустые участки вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. -Ребята, эти понятия встретятся у вас в процессе урока, не забывайте про них -Давайте почитаем текст, который представлен перед вами на стр.58-59. -Матрена, начни, пожалуйста. -Так, достаточно -Ребята, с помощью чего можно ощутить воздух? -Так, всё абсолютно верно, воздух можно почувствовать, выполняя какие-либо действия. -Серёжа, продолжи -Спасибо -Что такое ветер? -А что такое ураган? -Максим, давай ты -Ребята, в космическом пространстве есть воздух? -Какие вещества входят в состав воздуха? -Так, и последний абзац прочитает нам Алекснндр -Ребята, подумайте, почему воздух считают невидимым сокровищем? -Ребята, вот девочки прочитали текст, что нового вы для себя узнали? -Ребята, я предлагаю сейчас вам побыть следопытами. У вас на столах лежат таблицы, но с пустыми колонками, в течении наших экспериментов мы будем заполнять пропуски. 1.Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. -Да, всё абсолютно верно, воздух имеет прозрачность, что помогает нам видеть то, что нас окружает. -Давайте запишем это свойство в нашу таблицу 2. – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? -И это свойство тоже пойдёт в нашу таблицу 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? - А чистый воздух пахнет? -Этим свойством мы дополним нашу таблицу 4. –Ребята, для дальнейшей нашей работы мы должны будем сделать опыты, но их вы будете делать в старших классах. А сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео и затем заполним таблицу нужным для вас элементом . -Так, вы посмотрели видео и что вы можете сказать из увиденного? Какое ещё свойство имеет воздух при нагревании? -Действительно, воздух, как и все вещества состоит из мельчайших движущих частиц - молекул. Молекулы при нагревании удаляются друг от друга, тем самым воздух расширяется и в колбе с водой образуются пузырьки. -А какое свойство имеет воздух при охлаждении? -То есть, тут действие происходит наоборот, молекулы сближаются и вода поднимается вверх по трубке. -Какой мы сделаем вывод, исходя из сказанного? -Молодцы, это свойство у нас тоже пойдёт в нашу таблицу 5. –Ребята, у воздуха есть ещё одно свойство, но чтобы его узнать, вам придётся послушать следующие строчки из стихотворения и определить какими свойствами определяются следующие факторы: Веет стужею январь, -И какими же свойствами объясняются факты? Слайд 9 (таблица со свойствами воздуха) -И что же у нас получилось в таблице? -Какие вы молодцы. Ребята, мы с вами очень хорошо поработали и теперь самое время размяться. Проведём физ.минутку: Мы немножко отдохнем, -Ребята, давайте посмотрим небольшой видеофильм -Что вы узнали из просмотревшего фильма? -обратите внимание на иллюстрацию на стр.59. Эта схема у вас лежит на столах, вам нужно будет потом её вклеить в тетрадь, чтобы не потерять. | -прибор, чтобы от жары спасаться -ответы учащихся -Скушать -…. -читает первый абзац -Воздух можно ощутить, если резко взмахнуть рукой, быстро побежать. Ещё можно почувствовать с помощью веера. -читает второй абзац -Ветер-это движущийся воздух - Ураган-это очень сильный ветер. Опасное явление природы -читает третий и четвёртый абзацы -Нет -В состав воздух входят такие вещества: азот, кислород, углекислый газ -читает пятый абзац -Потому что живые организмы дышат воздухом, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Человек даже несколько минут не может обойтись без воздуха -Мы узнали про то, что в космическом пространстве нет воздуха и то, что человек не может прожить и пару минут без воздуха – Нет, мы ничего не видим – Нет, мы не можем увидеть, нам мешает стена – Да, нам ничего не мешает -Воздух прозрачен. Этим можно убедится собственными наблюдениями – Зелёные. – Коричневая. – Он бесцветен. – Чистый воздух не пахнет. Зрительное и слуховое восприятие -При нагревании воздух расширяется, это чётко видно на видео. -При охлаждении воздух сжимается -При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. -Воздух плохо проводит тепло - Прозрачен; бесцветен; не пахнет; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; плохо проводит тепло |
Формирующий этап -Ребята, почему ваш текст на странице 58 называется « Воздух на Земле»? -Почему есть жизнь на планете Земля? -Ребята, посмотрите на свои диаграммы, которые лежат у вас на столах и скажите мне, какого газа больше в составе воздуха? | -Потому что в тексте говорится о воздухе на Земле - На планете Земля есть жизнь, потому что на ней есть воздух, солнце….. -В составе воздуха больше Азота | |
Формирующий этап с использованием индивидуальной работы -Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами, ваша задача их решить, потом все вместе проверим. Даю вам на выполнение работы 2 минуты. Тест очень лёгкий. Я думаю, что все с ним справятся. -Я вижу, что большинство уже решили, На раз - отложите ручки на край стола, На два - поменяйтесь тестами с соседом по парте На три - возьмите простые карандаши На четыре - начинайте проверять по эталону Слайд 10 (проверка по эталону) У всех получилось (на доске критерии оценивания): 0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – « не справился» Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки, похвалите себя. А теперь поднимите руки те, у которых 1-2 ошибки, вы тоже можете себя похвалить Я надеюсь, что троек у нас нет. | Гладят себя по голове Гладят себя по голове | |
Формирующий этап, применение новых знаний -Ребята, что мы сегодня проходили на уроке? -Ребята, так что же такое воздух? -Какие свойства имеет воздух? -А из чего состоит воздух? -Скажите мне значение воздуха для жизнедеятельности живых организмов? | -Воздух на Земле и его свойства -Воздух-это смесь газов, образующая земную атмосферу - Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо пропускает тепло -Воздух состоит из смесей газов: Азота, Кислорода, Углекислого газа -Благодаря воздуху, есть жизнь на Земле | |
Организация рефлексивной деятельности Слайд 11( рефлексия) -Ребята, оцените свою деятельность на уроке, у вас на столах лежат цветочки разных цветов, при этом каждый цвет определяет вашу оценку деятельности на уроке. Давайте попробуем оценить себя. Так я узнаю, на сколько вы честны сами перед собой. Розовый цветочек - Я был активным, отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой Зелёный цветочек - Я отвечал на уроке, справился с самостоятельной работой, но остались некоторые вопросы по теме Синий цветочек – Мне не удалось показать свою активность на уроке | Самооценка учащихся собственной деятельности |