Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дороховская детская школа искусств»
Доклад
«Рисуночные тесты как метод изучения личности учащегося
в МАУ ДО «Дороховская ДШИ»
Разработал: Педагог-организатор
Арамэ Ион
МАРТ 2024 год
Рисуночные тесты как метод изучения личности учащегося
в МАУ ДО «Дороховская ДШИ»
«Всякая мысль заканчивается движением»
И.М.Сеченов
В процессе освоения ФГТ особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению учебного процесса. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в ДШИ.
Задачи сопровождения:
Не всякая школа, а тем более, малокомплектная сельская, имеет в своем штате педагога-психолога и других специалистов, чья задача – обеспечить право каждого учащегося на психолого-педагогическое сопровождение в учебном процессе.
Таким образом, новые стандарты общего образования фактически требуют от преподавателей умения оперировать психологическими критериями наравне с психологами (или в отсутствии психологов, если речь идет о небольших сельских школах искусств).
Для всестороннего развития личности каждого ученика преподавателю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности учащегося. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.
Преподаватель может осуществить необходимое психологическое сопровождение и оказать психологическую помощь путем применения метода объективного наблюдения, беседы, анкетирования, опросников, рисуночных тестов.
Рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями, выявить личностные особенности ребенка.
Рисуночные тесты относятся к проективным методикам, основаны на принципе проекции, т.е. символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к миру. Рисунок – это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах.
Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша (цветных карандашей, красок) и бумаги.(на художественном отделении, конечно это можно сразу отследить,т.к. ребенок работаем много времени на уроках ИЗО можно сразу увидеть как это отражается в многочасовых рисунках). Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, неоднозначны, поэтому не рекомендуется делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одного лишь этого метода. Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она поддержана двумя – тремя признаками, обнаруживающимися в рисунке.
Внешняя простота графических методик, однако, обманчива. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений.Если, например, накануне ребёнок поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата. Возможно, он отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение.
Что важно учитывать при проведении рисуночных тестов.
Самые распространенные рисуночные тесты: «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Человек под дождём». Предлагаю рассмотреть методики «Моя семья», «Кактус», «Про самое интересное» и «В школе».
Проективная методика «Моя семья» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.
Даётся инструкция «Нарисуй, пожалуйста, свою семью», или «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь», или «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом» и «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь».
Когда рисунок закончен, попросите ребёнка объяснить, кто есть кто – и после этого можно оценивать результаты.
Анализ рисунков.
В первую очередь, обращаем внимание на то, какое первое впечатление производит на нас рисунок. Какое он вызывает у нас настроение: радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует.
Когда ребенок штрихует все лицо другим членам семьи, или рисует кого-то без головы – это указывает на конфликтное отношение ребенка с этим человеком и враждебное отношение к нему;
Что должно НАСТОРАЖИВАТЬ в рисунках:
- детально прорисованные половые органы (признак наличия проблем в сексуальной сфере);
- наличие крови (признак перенесенной травмы);
- пораженные участки тела в рисунке человека (язвы, болячки, темные пятна), наличие дупла в рисунке дерева (признак переживания органического поражения, наличия медицинских заболеваний);
- наличие заштрихованных, зачеркнутых предметов (признак повышенной тревожности)
- «пропуски» или «забытые» в рисунке части тела (признак нарушения представления об общей структуре тела, наличие тяжелой травмы).
Список используемых источников
1. А.Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
2. З.Ф. Семенова, С.В. Семенова. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом — Дерево — Человек» — М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.
3. М. Шевченко. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. АСТ, 2014.