Доклад «Семейное воспитание в условиях детского дома»
Цель: воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать свою семью, научить ориентироваться в различных ситуациях.
Задачи: воспитывать у детей уважение и любовь к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, формирование и развитие представлений о семейных ценностях, традициях, обычаях и праздниках.
Семейное воспитание в условиях детского дома — это одна из наиболее важных актуальных и сложных проблем воспитательного процесса
Роль семьи в жизни человека очень велика. Педагоги, психологи, социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья, ее нравственные основы. В.А. Сухомлинский утверждал: «Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин».
Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть нашим детям, которые, не по своей воле, лишены очага родной семьи? Мы педагоги, работающие здесь, возложили на себя эти обязанности. Действенную помощь воспитателям, в решении поставленных задач, оказывают социальные педагоги, психолог, педагоги дополнительного образования.
Мы, воспитатели, в группе создаем благоприятную обстановку, морально-психологическую атмосферу приближенную к семейной, которая способствует формированию будущего семьянина, так же привлекаем детей по созданию развивающей среды (например: оформление группы не просто для уюта и для создания источника информации, но и поддерживаем инициативу детей по оформлению своих уголков в спальнях)
Наша группа оборудована бытовой техникой. Имеется стиральная машина, микроволновая печь, электрическая плитка, электрический чайник, утюг, духовая печь. У детей это вызывает большой интерес к бытовой технике. Старшие дети умеют стирать, гладить, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновой печи.
В группе складываются свои традиции, которые делают нашу жизнь ярче, интереснее, сплачивают, роднят. Здорово вечером просто поговорить о прожитом дне, обменяться мнениями о важных событиях, впечатлениях о увиденном, услышанном. Особое место в семейных традициях занимает организация свободного времени — разумное, рациональное. Стремимся к тому, чтобы досуг был активным, разнообразным, способствовал развитию детей.
В дни семейных торжеств, преподносим подарки, поздравления, делаем поздравительные открытки и конечно чаепитие с приготовленными своими руками сладостями. Эту традицию в группе укореняем. Праздниками считаем не только календарные, но и дни рождения, итоги успеваемости по четвертям
Направляем детей на общение со своими родственниками. Дети общаются по телефону, видеосвязи. По выходным приходят в гости. Работа ведется по возвращению в кровную семью.
В группе проводятся мероприятия по семейному воспитанию:
1.Семья и ее функции
«Распределение обязанностей в семье»
«Состав семьи. Родственные отношения»
«Роль отца в семье. Роль матери в семье»
«Здоровье семьи»
«Ласковое слово родным вам людям»
2.Духовно-нравственные основы семьи
«Семейные ценности»
«Уважение к старшим»
«В чем заключается семейное счастье»
«Семейные традиции»
3.Домашний труд в семье
«Домашний труд- забота всей семьи»
«Навыки самообслуживания»
«Овладение трудовыми навыками и умениями»
«Создание уюта в доме»
4.Бюджет семьи
«Бюджет семьи. Заработная плата»
«Планирование покупок для семьи»
«Бедность и богатство»
«Деньги в твоей жизни»
5.Прием гостей в семье
«Как принимать гостей»
«Культура общения»
«Правила этикета»
«Правила поведения за столом»
В результате нашей работы дети получают необходимую информацию о семье. О том, что такое семья, что у семьи есть своя история и традиции. Имеют представления о родственных отношениях Будем продолжаем работу по семейному воспитанию и в дальнейшем.