Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия "Я исследователь.Личная радуга"

Цель показать учащимся, на примере опытно-экспериментальной деятельности свойства воды. Задачи формировать первоначальное представления о свете и цвете познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений воспитывать интерес к изучению нового Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Лабораторный практикум «Я исследователь». Личная радуга.

Цель: показать учащимся, на примере опытно-экспериментальной деятельности свойства воды.

Задачи: формировать первоначальное представления о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового; Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас; воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудование: проектор, краски, музыка, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

Ход занятия:

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями. Для чего вы пришли на занятие?

- Что ж, та как ваши цели совпали с моими, я предлагаю вместе со мной продолжить раскрывать секреты природы.

Для начала вспомните, какие вы знаете явления природы? Послушайте загадку и попробуйте её отгадать

После теплого дождя
Появляется она!
На небе весит дуга,
И разными цветами играет она.
И это не фокус и не волшебство,
Это явление природой создано.

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса

– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)

– Что такое радуга?

- Что бы вам хотелось узнать о радуге?

– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.

– Дети, кто из вас видел радугу?  

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Вряд ли найдётся человек, который не любовался бы радугой. Появившись на небосводе, она невольно приковывает внимание. Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Какие приметы вы знаете? 

Пословицы, поговорки, приметы и стихи о радуге

Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью. 
Двойная радуга - признак дождливой погоды.
Если радуга появляется до дождя, дождь прекратится, а если после, то дождь будет продолжаться.
Радуга зимою - к морозу либо к снегу.
Плавать на воде при появившейся радуге опасно - может утянуть на небо.
При дожде появится радуга и голубой цвет в ней не чист, а желтоватый ярок - это лучший признак хорошей погоды.
Радуга вечерняя предвещает хорошую погоду, а утренняя - дождливую.
Радуга концами пьет воду из рек и озер и поднимает ее на небо для дождя.

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. 

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? 

4. Постановка проблемного вопроса

Песня «Кто построил радугу» (слушают песню)

5. Решение проблемного вопроса

– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит? 

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

6. Физкультминутка

Ах, надо же было

Такому случиться

Семь перьев в пути

Обронила Жар-птица

А ветер нашёл их

Подумал: откуда

И кто потерял

Семицветное чудо?

Собрал…

Разложил в вышине полукругом

И радуга вспыхнула

Ярко! над лугом

7. Постановка проблемного вопроса

– Почему в песне мы называем дождь архитектором?

– А ещё как называем? Почему?

– А сколько в радуге цветов? (Семь цветов, семь мостиков.)

9. Постановка проблемного вопроса

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

10. Решение проблемной ситуации 

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

«Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь»

Повторить фразы – подсказки, заучивание.

11. Практическая работа № 1: «Эффект радуги в домашних условиях»

Работа по рядам. ОПЫТ

Радуга- природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу.

На столах у вас есть коробочка,  в которой спрятались удивительные предметы. Как с их помощью можно поймать яркие цвета радуги?(На столах коробочка, в которой зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри,  листочки бумаги. С помощью этих предметов дети пытаются увидеть эффект радуги (спектр).

 «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая

на нём «радугу».

Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром

– А можно ли получить радуги в домашних условиях?

Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга»

Солнца луч в окно вошёл,

Чашку на столе нашёл.

Он в водичке преломился,

От неё же отразился,

В РАДУГУ преобразился!

13. Закрепление. Работа над проектом (работа в четвёрках)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ подходит нам сегодня?

в) Планирование проекта.

– Работать будем четвёрками. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе нарисуем дуги радуги по шаблону. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)

– Определим цвета наших полосок

(Дети отмечают буквами названия цветов.)

Учитель (читает стихотворение).

На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот 
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри. 
Как ворота эти звать? (Радуга.)

– Можешь их нарисовать? (Да.)

г) Практическая работа.

(Дети самостоятельно создают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

15. Домашнее задание (по выбору)

– Поискать загадку о радуге.

– Выучить фразы – подсказки.

– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.

16. Рефлексия. Итог занятия
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем занятии? 
– Кто для себя сделал открытие? 
– Кто про себя может сказать, я активно работал на занятии! 
– Кому на занятии было интересно? 
– Кому занятие подарило хорошее настроение? 
- Сколько цветов у радуги? Назовите по порядку. Вспомним фразу – подсказку. 
- Почему радуга разноцветная.

Дорогие дети, в нашем центре тоже расцвела радуга. Радуга из хорошего настроения, детской дружбы, творческих дел, а ещё из доброты, уважения, внимания друг к другу, сопереживания и взаимопомощи. Мы с вами можем сделать так, чтобы наша радуга не растаяла на школьном небосклоне, а становилась всё ярче и ярче!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области