ГБОУ СО «Школа АОП № 11 г.Балашова»
Открытый урок по предмету
«Изобразительная деятельность»
«Дерево весной»
5 А класс
Подготовила и провела: Лавренюк Елена Николаевна, учитель
ГБОУ СО «Школа АОП №11 г. Балашова»
2024 год
Предмет: «Изобразительная деятельность».
Класс: 5 «А».
Дата: 13 марта 2024г.
ФИО педагога: Лавренюк Елена Николаевна.
Открытое занятие по нетрадиционной технике рисования на тему: «Дерево весной».
Форма организации деятельности: индивидуальная и коллективная.
Метод: комбинированный.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока: совершенствовать навыки нетрадиционного изображения дерева (штампирование ватной палочкой) в условиях решения учебных задач.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о весенних явлениях природы;
- закреплять навыки работы кисточками разной ширины и ватными палочками;
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику, образное мышление, восприятие, воображение, фантазию;
- развивать внимание, пространственное восприятие, восприятие границ;
- развивать интерес к творческой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Результативность: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Планируемые результаты деятельности.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив - изображение дерева весной, цель – создание галереи графических изображений деревьев).
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и задачи, умение оценивать выполненные эскизы, умение организовать совместную деятельность с одноклассниками, с учителем, формулировать свои мысли.
Предметные: развитие индивидуальных творческих способностей. Приобретение опыта работы различными художественными материалами, освоение различных техник, создание художественного образа через выразительные средства рисования.
Предварительная работа: наблюдение за весенней природой, прослушивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, беседа о лесе весной, прослушивание музыкальных произведений на весеннюю тему.
Оформление доски.
В центре доски надпись «Дерево весной», иллюстрации картины с весенним пейзажем, по центру чистый альбомный лист (образец для выполнения работы учителем).
На левой части доски оформлена выставка творческих работ учащихся на тему «Весна», «Первоцветы».
На правой части доски – «Календарь природы и погоды», 4 карточки времен года.
Оборудование.
Для каждого ученика альбом для рисования, набор красок гуашь, кисти (от 2 до 3 штук), баночка с чистой водой, салфетки, ватные палочки (10-15 штук).
Для учителя - презентация, конспект урока, рисунки, фотографии, загадки, маке весеннего дерева, тот же набор для рисования, что и у детей.
Аудиоряд: Ф. Шопен «Вальс си - минор», Моцарт «Симфония №40»,П. И. Чайковский «Лебединое озеро».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели и на доску посмотрели Мы сегодня опять учится будем рисовать. Все на месте, Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Что ж давайте по порядку Загадаю я загадку Кто быстрей ответ найдёт - Первым тему назовёт.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Весной веселит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает. ( Дерево)
Слайд №1
Поразмышляйте, почему дерево весной веселит, летом холодит, осенью питает, а зимой согревает? Как может звучать тема нашего урока? Что сегодня мы будем рисовать? (Ответы учеников.)
Да, рисовать мы будем деревья. Нам предстоит научиться изображать не просто дерево, а его образ. Я хочу подчеркнуть слово «образ», именно в этом слове заключается весь смысл сегодняшнего урока.
В загадке о дереве говорится как о живом существе, как о человеке! (Согревает, веселит, питает). Итак, главный герой наших рисунков – дерево!
III. Актуализация знаний, воспроизведение. Беседа с обучающимися.
Деревья – это не «будущие дрова». Они живые, только живут по – другому. Все они будто заколдованы. А если присмотреться – так и расколдовать можно каждое. На первый взгляд они похожи друг на друга.
- Чем же они похожи? (Стволами, ветвями). Слайд №2
- Можно ли сказать, какое изображено дерево: молодое, старое? (Можно, по высоте и окраске дерева) Слайд №3
- Определите, какая порода? (Береза, ель, дуб, ива, рябина, сосна) Слайд №4
- Это изображение дерева вообще. А в лесу, если присмотреться, можно увидеть, что каждое дерево обладает неповторимым обликом. Как и вы, ребята все вроде бы похожи, но в то же время все мы разные! Слайд №5
IV. Закрепление знаний.
Сегодня мы будем рисовать дерево весной. Так и звучит тема нашего урока «Дерево весной». Выставляются картины с изображением весны. Обратите внимание на стенд с картинами.
- Как одним словом можно сказать, что на них изображено? (весенний пейзаж).
- А какие весенние приметы вы знаете? (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, на крышах тают сосульки, на деревьях и кустах, набухают почки, появляются проталинки).
Действительно, приход весны мы связываем с теплыми лучами мартовского солнца, с капелью, криками прилетевших с Юга птиц и, конечно, с появляющимися на проталинах первыми цветами. Отгадайте мои загадки о весне.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел ?
(Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это? … (Май)
Весенние месяцы: март, апрель, май. Слайды №6,7,8.
В е с н а – переход от зимы к лету. Посмотрите, как меняется дерево!
В начале весны еще холодно. Лежит снег. Но солнышко греет все жарче. И снег на солнышке начинает таять. Он превращается в воду.
Слайд №9
Из растаявшего снега получаются веселые ручейки и большие лужи.
Слайд №10
На кустах и деревьях набухают почки. Вся природа оживает.
Появляются первые листочки.
Слайд №11
Некоторые деревья вначале одеваются в цветы, а потом уже добавляют к ним листья. Слайд №12
Посмотрите, как красиво цветет яблоня.
Слайд №13
А вот черемуха цветущая.
Слайд №13
Так цветет сирень.
Слайд №14
Из теплых краев возвращаются птицы, которые улетели туда осенью. Одними из первых возвращаются грачи.
Слайд №15
Вылезают из своих зимних домиков животные-сони, которые проспали всю зиму: большой медведь и бурундучок.
Слайд №16
Весна в картинах художников.
Умение наблюдать – это великий дар художника! Каждому, кто научится внимательно всматриваться, природа подарит несметные сокровища и радость открытия красоты. Посмотрите, какие удивительные образы деревьев созданы художниками.
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
Слайд №17
И. Левитан «Март».
Слайд №18
«Грачи прилетели» А.К. Саврасов.
Слайд №19
Столяренко Петр «Цветущая сирень».
Слайд №20
И.И. Левитан «Большая вода».
Слайд №21
И.И. Левитан «Цветущие яблони».
Слайд №22
И.И. Левитан «Одуванчики» С. Дорофеев «Ландыши».
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Выполнение работы.
Перед тем как приступить к выполнению работы, вспоминаем правила рисования.
Правило №1 Выбор формата. (Вертикальное расположение листа) Слайд №23
Правило №2 Размещение в листе. (В центре листа) Слайд №24
Правило №3 Фон. Верхняя часть листа – голубое небо, нижняя часть листа – зеленая трава. Слайд №25
Приступаем к выполнению задания. Зальем лист нежно-голубой и зеленой краской. По образцу. Учитель выполняет на доске это задание.
Звучит музыка.
Физкультминутка.
Пока фон подсыхает, проведем физ. минутку. Повторяйте за мной.
Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле! (потягивание руки в стороны)
Каждое старается
К небу, солнцу тянется. (потягивание руки вверх)
Вот подул веселый ветер
Закачались тут же ветки. (машут руками)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (садятся на свои места)
Правило №3 Особенности рисования дерева (ствол, ветви) Слайд №26
Второй этап — это изображение крупных, главных веток. Они рисуются так же, как ствол: вверху тоненькие, а ближе к стволу — потолще. И направлены вверх тонким концом. При этом помним, что ветки на стволе находятся на разном расстоянии.
Третий этап — рисование мелких веток, то есть кроны дерева. Затем рисуем мелкие веточки, которые отходят от больших. Их очень много. Мелкие ветки рисуются одинаковой толщины — они тоненькие, но тоже тянутся вверх — к солнцу.
- Ребята, наше дерево не похоже на весеннее. Чего на нем не хватает? (набухших почек, листочков) Правильно, молодцы.
- Давайте превратим это дерево в цветущую яблоню, как на нашем макете времен года. Что нужно добавить? (Надо добавить розовые цветы и зеленые листочки)
Четвертый этап – цветы и листья.
Почки мы будем делать ватной палочкой. Этот процесс называется штампированием. Сделаем на палитре розовый цвет, используем белую и красную краски, размешаем их. Берем ватную пучок полочек из пяти штук, окунаем в розовую краску и рисуем на дереве цветы методом тычка.
Затем чистую ватную палочку окунем в зеленую краску и добавим на дереве листья.
Самостоятельная деятельность.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Обучающиеся участвуют в обсуждении творческих работ, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Анализируют.
Анализ работы:
Какие вы молодцы! Какие красивые изображения весенних деревьев у вас получились. Смотришь на них и понимаешь, к нам пришла весна.
Ребята, посмотрите какое красивое и веселое солнышко у нас получилось. Оно останется у нас в классе, и будет радовать и греть нас своим теплом.
Спасибо ребята, вы все молодцы!