Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе макетирования"

Использование технологии макетирования для воспитания у детей патриотических чувств, развития уважения к человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям нашего народа, природе и окружающей среде. Надеюсь, что все эти качества станут основой воспитанности у детей и помогут в будущем сделать мир добрее и лучше.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе макетирования

Меняются методики, развиваются новейшие технологии, а приоритеты воспитания остаются прежними. Все, что окружает детей, оказывает влияние на их воспитанность и патриотичность.

Однако, окружающее становятся средствами воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступы, а его познание происходит через действие и общение. В полной мере это относится и к воспитанию у детей уважения к памяти и подвигам защитников Отечества как составляющей разностороннего развития ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат воспитательного воздействия на ребенка с раннего детства. Одним из самых ярких примером проявления патриотизма и  героизма людей является Великая Отечественная война. Но считают ли так современные дети, которые больше знают о звездных войнах, равняются на Человека-паука и Бэтмена?

И в этом нет их вины, ведь события той войны являются далекой историей для наших детей. И если мы, внуки и правнуки воевавших, еще помнящие рассказы своих дедушек и бабушек о тяжелых испытаниях и подвиге нашего народа, не передадим то, что знаем и помним, то связь поколений прервется. Говорят,  «забыл прошлое - потерял будущее». Чтобы этого не произошло, необходимо подобрать наиболее эффективные методы и технологии работы по патриотическому воспитанию детей для изучения отдельных событий Великой Отечественной войны, чтобы дети, так же как и мы, могли гордиться своими предками, своей страной, чтобы в будущем могли противостоять фальсификаторам. Для решения данной задачи успешно применяю технологию макетирования.

Основа технологии – макет, объемное изделие, показывающее в маленьком размере некоторые события или предметы. Впедагогике данная технология представляет собой процесс организации конструктивно – творческой деятельности взрослых и детей, направленной на решение задач образования и социализации. Мною было решено использовать макеты в воспитательных целях: для приобщения детей старшего дошкольного возраста к базовым национальным ценностям своего народа, российского общества, связанным с событиями Великой Отечественной войны. Так зародился проект «Макеты Памяти».

При реализации Проекта использовались следующие виды макетов: макет-модель (плоскость с закрепленным на ней зданием), макет-карта (план – схема с объектами-маркерами пространства), «универсальный» макет (плоскость с очерченной границей определенного пространства, в рамках которого может осуществляться моделирование событий или явлений по мере знакомства с отдельными их составляющими).

Работа над каждым макетом происходит по следующий схеме.

1 этап-предварительный (обогащение личного опыта, определение вида макета, подготовка и сбор материала для его создания

2 этап-основной (изготовление основы макета, наполнение его предметным материалом и маркерами

3 этап-заключительный и стартовый (подведение итога выполненной работы, старт дальнейшему использованию макета (игра, беседы. проигрывание ситуаций)

В своей работе применяю два вида макетирования. В одном из них подготовительный и основной этап осуществляется педагогом. Дети подключаются на третьем этапе. Это оправдано, когда выполняется сложный в изготовление макет. Второй вид макетирования предполагает участие детей во всех этапах.

Как же все началось? В рамках подготовки к празднованию Дня победы в Великой Отечественной войне проводилась активная работа с детьми подготовительной к школе группы.

Среди важных исторических фактов, связанных с этой войной, особо место занимает взятие Рейхстага и водружение Красного знамени победы, неприкасаемой военной реликвии.

Однако без дополнительной проработки, его подлинная значимость не всегда понятна детям. Поэтому мною было принято решение создать подиумный макет- модель взятия Рейхстага.

На подготовительном этапе изучила большой объем информации, открыв для себя немало нового. Исследовала фотографии по данной теме. Для изготовления макетов использовала природный и бросовый материал, изобразительные и фото материалы.

Знакомство детей с макетом происходило в ходе беседы о завершении Великой Отечественной войны. Макет их поразил и заинтересовал. Они задавали много вопросов, ответы на которые помогали им понять, какой ценой досталась победа, сколько пришлось испытать защитникам Отчества прежде, чем закончилась война.

Детей волновали также события, которые предшествовали взятию Рейхстага и происходили позже. Поэтому мы решили создать с ними настольный универсальный макет боевых сражениями, с участием артиллерии в летнее и зимнее время.

Макетирование началось с подготовительных работ. С детьми мы прочитали произведения художественной литературы по изучаемой теме, рассмотрели иллюстрации, посетили в очередной раз уголок боевой славы детского сада, уделив особое внимание экспозициям военной техники, одежды и предметов быта военных лет.

Постепенно, накапливая информацию, дети проникались важностью предстоящего мероприятия, чувствовали себя ответственными за достоверную передачу событий того времени. В процессе изготовления макетов дети были очень увлечены, они помогали обустроить дзот, сами раскладывали траву или снег, расставляли деревья, солдатиков и военную технику, рассуждали, страшно ли было солдатам идти в атаку, сражаться против вражеских танков, отмечали важность взаимовыручки бойцов в различных опасных ситуациях.

Данные макеты явились результатом конструктивно-творческой деятельности и стали увлекательным игровым пространством. На самостоятельно созданном поле боя и зимней переправы, дети разыгрывают атаки и сражения, эмоционально воюют против фашистов, отстаивая позиции наших солдат.

Еще одним важным этапом в формировании у детей уважения к памяти и подвигам защитников Отечества стало создание макета освобождения от фашистских захватчиков родного города Скопина. Детям старшего дошкольного возраста знаменательная дата 28 ноября 2041 года уже была известна. Она ежегодно широко отмечается в нашем городе и в детском саду. Дети знают, что Скопин стал первым городом, освобожденным от фашистских оккупантов в ходе великой битвы под Москвой. Но для создания макета понадобилось дополнительное изучение исторических фактов и событий. В этом помогли воспоминания непосредственного участника боевых действий того времени Евгения Дронова. Макет был сложен в техническом исполнении, поэтому в изготовлении полотна железной дороги нам помогали родители. Общая работа объединила всё образовательное сообщество группы (детей, педагогов, родителей). На свет появились новые истории от родственников участников освобождения, хранившиеся и передававшиеся из уст в уста. Когда макет был готов, совместно с детьми мы устроили презентацию проекта, рассказав детям из других групп о важнейших событиях, забывать о которых нельзя, и о людях, не жалевших себя ради защиты Отечества.

То, что дети действительно прониклись чувством уважения к участникам Великой Отечественной войны получило неожиданное подтверждение в ходе мероприятий, посвященных Дню неизвестного солдата. После беседы об этом дне в уголке боевой славы, детям было предложено возложить цветы и венки к макету вечного огня. После этой акции, к которой дети отнеслись с уважением и почтением, они обратили внимание на внешний вид вечного огня и предложили сделать новый макет, опираясь на фотографии мемориала скорби и памяти на Красной площади и в нашем городе. И это им удалось. Дети с удовольствием выступали в роли экскурсоводов, повествуя воспитанникам других групп о значении сохранения памяти о героях Отечества.

Убедившись в эффективности использования макетирования для воспитания у детей патриотических чувств, начала применять данную технологию для развития уважения к человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям нашего народа, природе и окружающей среде. Надеюсь, что все эти качества станут основой воспитанности у детей и помогут в будущем сделать мир добрее и лучше.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области