Музыкально-теоретический курс «Сольфеджио»: к проблеме развития интереса
К. Н. Степаненко
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детская музыкальная школа № 1»
«Интерес является самым важным
источником непроизвольного
внимания. Интересное увлекает,
захватывает наше внимание»
Б. Теплов
В основе практического курса «Сольфеджио», обязательного для всех обучающихся в сфере дополнительного музыкального образования, лежит развитие музыкальных способностей и навыков, необходимых для продуктивного осуществления музыкальной деятельности ученика. Данный курс предусматривает практическую работу, направленную на ряд компонентов, начиная от развития всех видов музыкального слуха, что в последствии оказывает положительное влияние на все виды музыкальной практики, заканчивая формированием эстетического вкуса в целом.
В настоящее время известен целый ряд кризисных проблем, касаемых содержания и методики преподавания данного курса. Однако все большего внимания заслуживает проблема низкого интереса учащихся к предмету или вовсе его отсутствие, в большей мере спровоцированная сложной спецификой дисциплины, направленной на развитие музыкально-ориентированных навыков, что возможно лишь путем регулярных занятий и систематической их отработки. Этот процесс зачастую воспринимается учащимися как длительная рутинная работа, и при этом имеющая в определенном смысле «накопительный» эффект, после которой проблематично наблюдать какой-либо результат сразу, мгновенно. Все эти сложности ведут к потере мотивации, нежеланию заниматься предметом и в итоге приводят к полному отсутствию интереса к дисциплине.
Однако данная проблема низкой мотивации учащихся в процессе обучения всецело актуальна в педагогике, что подтверждается обширным рядом статей и исследований.
В существующих исследованиях на сегодняшний день различают множество трактовок понятия «интерес», в соответствии со спецификой той или иной дисциплины, которая его рассматривает. Однако видится целесообразным определить, что именно подразумевается под, казалось бы, сложно дифференцированными понятиями «мотив», «интерес», «мотивация». В. М. Кравченко в своем исследовании дает определение понятию «мотив» с точки зрения психологии, объясняя его как целенаправленное побуждение, движущую силу к какому-либо действию [2, с. 66]. В свою очередь, «мотивацию» автор труда определяет как процесс, диктующий векторную направленность психологического или физиологического поведения [там же, с. 379].
Далее более подробно остановимся на понятии «интерес», понимание которого разными исследователями не всегда представляется однозначным. Например, С. Л. Рубинштейн и В. Б. Бондаревский понимают его как «специфическую направленность личности» [6, с. 66]. Г.И. Щукина же определяет понятие интереса как «намеренную целенаправленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира» [там же, c. 66]. В дальнейшем ее идеи получат дальнейшее освещение в данной статье.
Так, во многих исследованиях можно встретить точку зрения, отождествляющую определения понятий «интерес» и «мотив», однако очевидная разница между ними все-таки существует и заключается в позитивной окраске интереса, как индивидуально-избирательного процесса, проявляющегося в эмоционально-волевом отношении к какому-либо объекту, с присущей для этого ярко выраженной концентрацией внимания, что сложно отнести к понятию «мотив». Так, понимание интереса у Э. Ф. Зеер основывается именно на уточнении того, что всякий интерес всегда имеет положительную окраску [там же, с. 66].
Теперь, когда очевидны различия между вышеперечисленными категориями, попробуем подробнее рассмотреть столь неоднородное понятие «интереса», что, как уже говорилось выше, подтверждается в различных его трактовках и интерпретациях, направлениях, видах и т.д. Одна из них представлена в статье Т. В. Шороховой, в которой автор, основываясь на анализе литературы, выделяет четыре категории понятия интереса [5, с. 67]: аксиологическое (важность объекта с точки зрения удовлетворения потребностей); аттитюдное (интерес как отношение); векторное (интерес как познавательное стремление); потребностно-мотивационное (интерес как побуждение). Однако, взяв во внимание предметную направленность интересов (художественные, спортивные, технические, и многие другие), в данном случае мы подробнее остановимся именно на познавательном интересе, который является стимулом и двигательной силой на пути к приобретению знаний.
Обращаясь к терминологии, под познавательным интересом Б.М. Теплов [4, с. 106]. подразумевает тенденцию к ознакомлению с каким-либо предметом, к изучению его, стремлению воспринимать его, думать о нём. При этом, автор акцентирует внимание на том, что именно интересы по праву могут стать побудительной силой на пути приобретения новых знаний, умений и навыков.
В свою очередь он выделяет два вида интереса: пассивный и подлинно действенный. Так, говоря о первом, автор утверждает, что подобного рода интерес несомненно мотивирует учащегося на внимательное слушание того, о чем говорит учитель, на выполнение различных форм домашних заданий и качественную подготовку к уроку, однако подобного вида интерес «не может побудить ученика активно, по собственной инициативе искать источников для расширения знаний в данной области» [там же, с. 107]. Этот вид интереса ограничивается лишь предстоящим намерением заняться предметом. При этом, говоря о втором виде интереса, который, в свою очередь, является сильнейшим мотивационным компонентом в процессе обучения Теплов утверждает, что «движимый таким интересом человек может преодолеть всякие препятствия и идти на любые жертвы» [там же, с. 107].
Так, и Н. И. Буторина [1] выявляет уровни развития музыкального интереса относительно учащихся детских профессиональных музыкальных учебных заведений на основе параметров, обусловленных активной работой учащихся на занятиях, самостоятельности в преодолении сложностей при освоении музыкально-теоретического курса «Сольфеджио», а также интересом к сущности музыкальных явлений: низкий-пассивный, средний-полуактивный, высокий-активный. Очевидно, что градация уровней развития музыкального интереса обусловлена положительным отношением к предмету, стремлением к выполнению различных творческих заданий, стремлением к самостоятельной работе, в следствие чего происходит качественный рост успеваемости, стремление к постижению знаний и желание участвовать в, различного рода, видах внеклассной музыкальной деятельности.
Если попытаться ответить на вопрос в чем состоит сущность познавательного интереса1, и каково его место в векторном, последовательном процессе обучения, то ответ мы можем найти в публикации Щукиной [6], где были выделены поэтапные стадии развития интереса, включающие в себя:
- Любопытство (как базовая стадия интереса, основанная на обстоятельствах, обращающих внимание к предмету);
- Любознательность (как более устойчивая стадия интереса, чем любопытство, порождающая высокий положительный эмоциональный отклик и стремление к предмету с концентрированным вниманием);
- Познавательный интерес (как более глубокая стадия интереса, базирующаяся на ценной мотивации к предмету);
- Теоретический интерес (наивысшая стадия интереса, характеризующая человека как творческую личность, деятеля).
Исходя из представленных в данной статье исследований очевидно, что познавательный интерес в современных условиях является фундаментальной основой для формирования навыка самостоятельного поиска решений тех или иных задач предмета, что безоговорочно приведет к успешному его освоению.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Более подробную информацию о стадиях развития интереса сформулированными В. С. Юркевичем, К. Н. Волковым, Д. Н. Сониным можно найти в статье Н. А. Раковой, Н. Г. Легкоступовой, авторы которой охарактеризовали их в виде сравнительной таблицы в следующих градациях: низкий, средний, высокий и высший уровни познавательного интереса [3, с. 40].