Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер-класс для педагогов «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»

Целью мастер класса является, создание условий для овладения педагогами приемами и методами знакомства с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, с последующим применением в совместной деятельности с детьми. Задачи 1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством дидактических игр. 2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов. 3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами. Что же такое финансовая грамотность В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Дюймовочка»

МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»

Мастер-класс для педагогов

«Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»

Выполнила:

Воспитатель: Федорова В.А.

Ханты -Мансийск

2022г.

Мастер-класс для педагогов «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»

На сегодняшний день жизнь настоятельно требует, чтобы дети уже с ранних лет знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умели делать осознанный выбор; представляли назначение денег; понимали, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Поэтому экономическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной социальной проблемой современности.

Целью мастер класса является, создание условий для овладения педагогами приемами и методами знакомства с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, с последующим применением в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством дидактических игр.

2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов.

3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.

Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.

Предпосылки для формирования финансовой грамотности:

Таким образом в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

В качестве средства формирования основ экономической культуры используем дидактические игры. Создана картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

Ход мастер- класса

Начнем с вами, уважаемые коллеги, с разминки «Загадки», а вы вслух и хором можете мне отвечать:

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют, 

Как его все называют?  (доллар)

Стрелкой покажут вам точно. (весы)

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки. (супермаркет)

Молодцы!

А СЕЙЧАС Вам нужно ответить на шуточные вопросы.

1.        Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).

2.        Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).

3.        Чтобы партнѐров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).

4.        Учреждение, в котором хранят деньги (банк).

5.        Он в нашем доме считает электроэнергию (счѐтчик).

6.        Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).

7.        Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).

8.        За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).

9.        Информация о товаре (реклама).

10.        Что такое бартер? (обмен).

11.    Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).

12.   Любой предмет, который можно купить или продать (товар).

13.        Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).

14.        В чѐм измеряется цена товара? (в деньгах)

15.        Мебель купили, одежду, посуду, Брали для этого в банке мы (ссуду)

16.        Место торговли, где можно торговаться (рынок).

17.        И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

18.        Как называются иностранные деньги? (валюта).

19.        На товаре быть должна обязательно (цена).

20.        То, что продаѐтся или покупается (товар).

Молодцы. Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где познакомимся с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.

Задание «Услуги и товары» (картинки из сказок)

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

1.«Там царь Кощей над златом чахнет». А где это - там? (в Лукоморье, сказка А.С. Пушкина)

2. Кто и в каком произведении восклицал: «Пиастры! Пиастры!»?

(Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).

3. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя»?

(Робинзон Крузо, герой книги Даниэля Дефо)

4.Кто и в каком произведении продал азбуку с чудными картинками и большими буквами за 4 сольдо?

(Буратино, А.Н. Толстой в «Золотой ключик или приключения Буратино»

Хорошо! Продолжаем дальше. 

Задание «Путаница».

Цель – закрепление понятия «категория товара». Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: мы с вами пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям. Приглашаю по очереди четырех участников.

Вы большие молодцы. Скажите, а кто расставляет товар в магазинах, как называется эта профессия? Конечно мерчандайзер, приглашаю желающих поиграть со мной в подвижную игру (три команды по два человека).

«Мерчандайзер-подвижная игра»

Цель: познакомить с профессией мерчандайзер, закрепить на практике.
Ход игры: три обруча с надписями «Категория товара» (хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, можно другие) в центре стоит корзина с перемешанными товарами, три команды играют на скорость. Товар пришел весь перепутанный и нам нужно скорее всё расставить на свои места.

Хорошо поиграли и весь товар расставили на место.

Все мы с вами любим ходить по магазинам, а как научиться не тратить лишнее на свои «Хотелки», следующее задание именно об этом.

Задание: «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

Ход игры: двум игрокам предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии и т.д.).

Хорошо справились!

Послушайте цитату из интернета: «За деньги можно купить почти все — кроме теплоты человеческого сердца», о чем автор пытается донести? За деньги все не купишь. И чтобы понять, что можно купить, а что нет, играем в следующую игру.

Задание: «Что можно купить за деньги?»

Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.

Ход игры: на мольберте расположены карточки, можно купить-нельзя купить, нужно разложить правильно все карточки (например радость-нельзя купить, а машину - можно). При этом объясняя свой выбор (можно вызывать по очереди по одному).

Хорошо, справились. А кто из вас знает за что можно получить деньги? - Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Задание: «Доход - расход»:
Цель: закрепить понятия доходы и расходы.
Ход игры: перед вами карточки выберите правильный ответ (выборочно раздаются карточки 4-6 участников).

Молодцы!

Устали сидеть, давайте немного поиграем. В игру приглашаю всех желающих (до 20 человек).

Подвижная игра: «Кошелек»

Цель. закрепить математический счет в пределах 10, повторить состав чисел, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать внимание, мышление, быстроту реакции.

Игровое задание. Раздаются карточки с разным числом монет. Двое стоят с табличкой кошелек (поднимают руки и держат табличку, как ворота). Играющие делятся пополам, первая половина выбирает цифры, остальные выбирают карточки с монетами и встают по кругу. Чтобы попасть в «кошелек», цифрам нужно найти пару – МОНЕТЫ, взять за руку и бежать в кошелек. Начало игры начинается по сигналу:

Свои монеты отыщи-

В кошелек скорей беги!

Молодцы, все свои монеты нашли и попали в кошелек. Присаживайтесь скорее.

Послушайте загадку:

Эта резвая купчиха

Поступает очень лихо!

В телевизор залезает

И товары предлагает:

От компьютеров до хлама.

Имя у нее ...

Ответ: Реклама

Скажите, а для чего реклама нужна? Ответы педагогов…(прибыль, продажа товара, известность и узнаваемость, желание купить).

Конечно, все правильно. Теперь приглашаю ко мне пять участников. Будем с вами создавать рекламу различной продукции, станем на две минутки маркетологами. Можно сделать наброски и рекламный лозунг, можно нарисовать мини плакат, листовку, проявите свое творчество!

Задание «Реклама»

Цель: закрепить знания о рекламе; эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Ход игры: каждому участнику игры дается задание — сделать рекламу своей лавки. Раздаются карточки с заданиями (зубная паста, помада, хлеб, шампунь, крем и др), нужно придумать и нарисовать рекламу своего товара или магазина.

Какие интересные и веселые рекламы получились, у всех сразу возникло желание приобрести ваш товар, молодцы!

Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество. Поделитесь своими впечатлениями о нем. С помощью разных монет. На мольберте висит кошелек, на подносе лежат монеты разного номинала:

1 руб – мне было не интересно,

2 руб – что-то понравилось, что-то не очень,

5 руб – отличный мастер класс, много нового и интересного.

Спасибо большое за оценку моего мастер класса!

А я хочу напомнить, что именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного человека.

Список литературы:

1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020 - С. 49-51.

2. Винокурова Н. В., Васенина С. И., Мазуренко О. В. Педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 76. Ч. 4. С. 67—70.

3. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020 - С. 116-125.

4. Никитина С. В. Оценка качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте требований ФГОС : учеб.-метод. пособие. СПб. : ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. 88 с.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019 г.). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do

6. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021 –№ 4

7. Скоролупова О. А. «О развитии предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

https://events.prosv.ru/uploads/2022/01/additions/Ygy0exiYYPvCFeAJVeG6Qotwd27pjibwAq3tWSdC.pdf

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области