Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения
Планируемые результаты:
Познавательные умения:
- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
Предметные умения:
- строить распространённые предложения
Оборудование: учебник, памятки
Структура урока
Этап мотивации
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Девиз урока – «Каковы труды - таковы и плоды».
-Как понимаете эту пословицу?
-Совет – «Прежде, чем ответить, хорошо подумай!»
Этап актуализации знаний
– Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение.)
– Для чего важно изучать эту тему? (Мы должны правильно строить предложения, чтобы наша речь была понятна.)
– Для чего нам нужны знания о предложениях? (Для решения грамматических задач, без них нельзя выразить мысль.)
- Давайте составим кластер на эту тему. Главное слово- Предложение.
Называем все слова, которые вам пришли в голову на эту тему. (подлежащее, повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное, сказуемое, второстепенные члены, определение, точка, слова, распространённое, нераспространенное
Этап целеполагания
А сейчас поиграем. Игра «Найдите лишнее слово».
Докажите, что именно это слово лишнее.
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.
Лишнее слово – «подлежащее».
(Ученики объясняют, что все слова, кроме этого, являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.)
- О чем же будем говорить сегодня на уроке?
(На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.
Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.)
Этап открытия новых знаний
Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?
(Грамотной, интересной, правильной, живой).
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- Что такое предложение? (Законченная мысль)
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов)
Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Что это за слова?
(Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.) Что такое подлежащее? Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой.
Что такое сказуемое? Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Кружатся листья.
Осенью в воздухе кружатся желтые листья.
Сравните предложения.
Что в них общего? Чем они различаются?
С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких листьях идёт речь и где они кружатся?
- Каким по составу является первое предложение? (нераспространённым)Почему?
-Каким по составу является второе предложение? (распространённым)Почему?
Делаем вывод: (предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.)
Запишите распространённое предложение.
Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием.
(О чём говорится в предложении?
Обратите внимание! Одно и то же можно назвать по-разному:
Листья кружатся – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.)
- Что они делают в предложении? (Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.)
Обратите внимание!
Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.
Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: памятка
Физминутка
Милым детям нужно (встать)
Руки медленно (поднять)
Пальцы (сжать), потом (разжать)
Так секунду (постоять)
Руки плавно (опустить)
Все еще раз (повторить)
Этап включения в систему знаний
С. 27 упр.39
Этап подведения итогов урока
Давайте посмотрим на наш кластер, составленный в начале урока, можем мы добавить еще какие – то сведения о предложении? (добавить новое)
-Ребята, как много мы уже знаем о предложении, но еще осталось много тем, с которыми будем знакомиться на последующих уроках.
- Какой главный член предложения мы определяем в первую очередь? Во вторую. Какой частью речи мы украшаем предложение?
Этап рефлексии и оценивания
-Оцените свою работу на уроке
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я доволен
У меня получалось……
Мне было сложно…