Элективный курс по химии для 9-го класса
«Сложные вопросы химии».
Рабочая программа элективного курса по химии «Трудные вопросы химии» составлена для учащихся 9 класса. Элективный курс направлен на расширение знаний и дальнейшее совершенствование понятий уже усвоенных учащимися в 8-м классе.
Элективный курс более глубоко раскрывает тему «Важнейшие классы неорганических соединений», занимающую в химическом образовании важное место, так как включает основополагающие понятия, посредством которых обеспечивается глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Элективный курс «Трудные вопросы химии» позволяет подробнее изучить теории, раскрывающие важнейшие признаки и свойства кислот и оснований, а так же содержит разнообразные качественные и расчётные задачи.
Более глубокое изучение понятий кислота и основание содействует конкретизации и упрочнению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение упражнений расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей.
Данная программа элективного курса реализуется в течение 35 учебных часов, 1 час в неделю.
Цели курса
• расширение знаний в области качественной характеристики кислот и оснований, объяснение их свойств.
Задачи курса
Обучающие задачи:
• способствовать упрочнению и конкретизации учебных знаний по химии;
• совершенствование умений устанавливать взаимосвязь между химическими явлениями в свете важнейших химических теорий.
Развивающие задачи:
• развивать умения использовать компьютерных технологий.
Метапредметные задачи:
Учебно-тематический план.
№п/п | наименование темы | количество часов | из них | ||||
теория | практика | Р.з. | практика | ||||
1. | Введение. Кислоты и основания вокруг нас. | 1 | 1 | -- | - | ||
2. | Немного истории. | 3 | 2 | 1 | 25 | 3 | |
3 | Современные представления о кислотах и основаниях. | 10 | 8 | 2 | 12 | 2 | |
4. | Важнейшие свойства кислот. | 8 | 6 | 2 | 14 | - | |
5. | Важнейшие свойства оснований. | 6 | 3 | 3 | |||
6. | Кислотно-основные свойства и периодическая система. | 2 | 2 | 51 | 5 | ||
7. | Решение качественных и количественных задач. | 3 | 3 | ||||
8. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||||
Итого: | 34 | 22 | 12 |
программы элективного курса «Трудные вопросы химии»:
Умения и навыки учащихся, формируемые факультативным курсом:
2. Составлять план решения экспериментальных задач и прогнозировать результаты химического эксперимента.
3. Владеть химической терминологией.
4. Уметь проводить качественные реакции в неорганической химии, задачи на идентификацию веществ.
Предметные результаты:
- соблюдать правила ТБ при работе в химическом кабинете;
- составлять шаростержневые модели молекул оксидов, оснований, солей, кислот;
- доказывать наличие определенного вещества в пробирке при помощи качественных реакций;
- проводить химические реакции, характерные для определенных классов неорганических веществ;
Метапредметные результаты:
- ставить цели; трансформировать учебную информацию;
- выделять проблему;
- осуществлять комплексный подход к решению проблемы;
- использовать различные информационные источники;
- составлять ход решения задач;
- владеть психологией общения (уметь слушать и слышать)
Формы контроля:
• рефераты;
• семинары.
"Трудные вопросы химии"
Раздел 1
Введение. Кислоты и основания вокруг нас. (1 час)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Какие вещества являются кислотами и основаниями?
Кислотный состав дождевой воды, рек, озёр, ручьёв. Кислоты в пище: яблочная, щавелевая, лимонная, миндальная, молочная, масляная, винная, кофейная, уксусная, аскорбиновая, и др. Синильная кислота в косточках слив, вишен, миндаля. Кислоты – «химическое оружие» в природе. Кислоты и образование почвы. Роль кислот в человеческом организме.
Роль оснований в очистке сточных вод, производстве строительных материалов, моющих средств, красок. Почему морская и океаническая вода имеет слабощелочную среду?
Раздел 2
Немного истории. (3 часа)
Первые полученные кислоты: уксусная, серная. 14 век: получение соляной и азотной кислот. 17 век: совершенствование способов получения кислот немецким химиком Иоганном Глаубером. Открытие Робертом Бойлем индикаторов и фосфорной кислоты. Получение борной кислоты в конце 17 века. Получение шведским химиком Карлом Шееле винной, лимонной, яблочной, щавелевой, синильной кислот. 18 век: получение английским химиком Джозефом Пристли угольной кислоты. Водородная теория кислот Юстуса Либиха. Знакомство первобытных людей с основаниями. Применение гидроксида кальция 2000 лет назад. 9-10 вв.: знакомство с гироксидами натрия и калия. Ввод термина «основания» французским химиком Г.Руэлем в 1744 г. Установление состава щелочей в 19 веке. Опыты Г. Дэви. Какие металлы называют щелочными и щелочноземельными. Опыты Майкла Фарадея по электрической проводимости растворов. Почему растворы некоторых веществ проводят ток?
Теории С.Аррениуса и Д.И.Менделеева. Противоречие двух теорий. Объединение теорий С.Аррениуса и Д.И.Менделеева русским химиком И.А.Каблуковым.
Раздел 3
Современные представления о кислотах и основаниях. (10 часов)
Ограниченность теории Аррениуса водными растворами. Опыты Е.Франклина в жидком аммиаке. Сходство химических свойств жидкой воды и жидкого аммиака. Химия любых сред: водных и неводных. Пересмотр понятий кислоты и основания.
1923 г. Протолитическая теория И.Н.Брёнстеда. Сущность теории. Понятие кислот и оснований с точки зрения протонной теории. Следствия из протонной теории. Опровержение представлений С.Аррениуса об инертности растворителя. Амфотерность растворителей. Относительность кислотно-основных свойств с точки зрения протонной теории. Предсказания на основе протонной теории. Сродство к протону. Возможность изменить силу кислоты, подобрав растворитель. Недостатки протонной теории.
1923 г. Электронная теория кислот и оснований Г.Н.Льюиса. Г.Н.Льюис – один из создателей теории ковалентной связи. Сродство к электронной паре. Расширение круга кислот. Кислоты Льюиса.
Дальнейшее развитие теории растворов. Ионизация и диссоциация. Молекулы растворителей ассоциированы. Водородная связь. Детальное представление процессов растворения крупным советским электрохимиком Н.А.Измайловым на примере растворения азотной кислоты. Образование ассоциатов - гидратов с последующей ионизацией молекул азотной кислоты, образование гидратированных ионов. Почему ослабевает кулоновское притяжение между ионами в водном растворе. Закон Кулона. Отличие процесса растворения диэтилового эфира в жидком хлороводороде. Понятие об ионизирующем действии растворителя и понятие о диссоциирующем действии растворителя. Три стадии процесса взаимодействия вещества с растворителем по Измайлову.
Важнейший растворитель на Земле. Вода – колыбель жизни. Вода – основа жизни. Вода – величайший преобразователь природы. Физические свойства воды, строение молекулы. Образование прочного пространственного каркаса молекулами воды за счёт водородных связей.
Раздел 4.
Важнейшие свойства кислот.(8 часов)
Классификация кислот: бескислородные и кислородсодержащие. Примеры кислот. Включение в список кислот аммиака, метана, силана, на основании свойства отщеплять водород и замещать его на металл в газовой фазе. Особенности оксокислот и их значение. Роль Лавуазье в прояснении состава кислородсодержащих кислот. Значение кислот.
Сила кислот. Ряд важнейших бескилородных кислот в порядке увеличения их силы. Влияние разности значений электроотрицательности и размеров соединённых атомов элементов на силу кислот. Сила оксокислот в зависимости от количества кислорода не связанного с гидроксогруппой, особенности строения. Закономерности изменения силы кислородсодержащих кислот при движении по периоду.
Показатель содержания ионов водорода - рН – водородный показатель. Формула для расчёта водородного показателя. Примеры расчёта. Области применения водородного показателя.
Окислительно – восстановительные свойства кислот. Понятие степени окисления. Предсказание поведения кислот во многих окислительно-восстановительных реакциях на примере хлороводорода: взаимодействие с цинком и оксидом марганца(IV). Проявление окислительно-восстановительных свойств аммиаком. Отличие окислительно-восстановительных свойств кислородсодержащих кислот на примере серной и фосфорной кислот. Фосфат-ион – один из самых устойчивых ионов. Разделение неорганических кислот на две группы. Первая группа включает кислоты, анионы которых в процессе ОВР могут разрушаться, они имеют два конкурирующих окислителя: Н+ и кислотообразующий элемент в положительной степени окисления. Вторая группа включает килоты, у которых анион построен прочно и в процессе ОВР не разрушается или разрушается без изменения СО кислотообразующего элемента.
Конденсация кислот на примере ортофосфорной и ортокремниевой кислот.
Переход кислоты в ангидрид.
Свойства бескислородных кислот и их применение. Свойства кислородсодержащих кислот и их применение. Органические кислоты.
Раздел 5.
Важнейшие свойства оснований.(6 часов)
Неорганические основания. Увеличение растворимости оснований свеху вниз в подгруппе щелочных и щелочно-земельных металлов. Повышенное сродство к воде. Почему состав щёлочи никогда не отвечает формуле, указанной на этикетке? Как хранить растворы щелочей? Анализ силикатов с помощью щелочей. Поведение щелочей в водных растворах. Причины мылкости на ощупь растворов щелочей. Причины уменьшения вязкости растворов щелочей в сравнении с водой. Техника безопасности при работе со щелочами. Применение различных щелочей.
Свойства и строение аммиака. Окислительно-восстановительные свойства аммиака. Образование анионов щелочных металлов в аммиаке. Распространение аммиака в Солнечной системе. Синтез аммиака. Осуществление промышленного синтеза по методу Кала Боша. Клубеньковые бактерии пример для химиков. Синтез аммиака по методу разработанному советскими учёными М.Е.Вольпиным и В.Б.Шуром.
Свойства и применение гидразина.
Органические основания. Знакомство с некоторыми представителями. Алколоиды.
Раздел 6.
Кислотно-основные свойства и периодическая система.(2 часа)
Сравнение кислотно-основных свойств высших оксидов и гидроксидов элементов периодах и группах. Закономерности изменения кислотно-основных свойств. Сравнение полярности связей в соединениях и характер диссоциации веществ. Влияние ЭО элементов образующих гидратированные оксиды на распределение электронной плотности в молекуле.
Единая теория кислот и оснований не существует. Теория Аррениуса пригодна для разбавленных водных растворов, теория Брёнстеда – для протонных кислот, представления Льюса – для апротонных кислот.
Раздел 7.
Решение качественных и количественных задач.(3 часа)
Решение задач на определение качественного состава вещества, состава смеси веществ. Решение задач на определение количественного состава смеси по массе и по объёму.
Раздел 8.
Итоговое занятие. (1 час)
Занимательные игры и викторины.
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Трудные вопросы химии», 34 часа за год, 1 час в неделю.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Виды учебной деятельности | Дата Проведения занятия | ||
План | факт | |||||
Раздел 1. Введение. Кислоты и основания вокруг нас. | 1 | |||||
1. | Кислоты и основания вокруг нас. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | |||
Раздел 2. Немного истории. | 3 | |||||
2. | Кислоты. История изучения. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | |||
3. | Основания. История изучения. | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | ||||
4. | Почему растворы проводят ток? | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
Раздел 3. Современные представления о кислотах и основаниях. | 10 | |||||
5. | Теория С. Аррениуса. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
6. | Опыты Е. Франклина. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
7. | Химия любых сред: водных и неводных. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | |||
8. | Протолитическая теория И.Н.Брёнстеда. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
10. | Относительность кислотно-основных свойств с точки зрения протонной теории. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | |||
11. | Электронная теория кислот и оснований Г.Н.Льюиса. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
12. | Детальное представление процессов растворения Н.А.Измайловым. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
13. | Важнейший растворитель на Земле. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | |||
14. | Физические свойства воды, строение молекулы. Водородная связь. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
15. | Семинар по теме «Современные представления о кислотах и основаниях». | 1 | Защита рефератов по теме «Современные представления о кислотах и основаниях». Обсуждение рефератов. | |||
Раздел 4. Важнейшие свойства кислот. | 8 | |||||
16. | Классификация кислот. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
17. | Сила кислот. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
18. | Показатель содержания ионов водорода – рН. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
19. | Окислительно – восстановительные свойства кислот. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
20. | Свойства бескислородных кислот и их применение. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
21. | Свойства бескислородных кислот и их применение. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
22. | Свойства бескислородных кислот и их применение. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Заполнение обобщающей таблицы. | |||
23. | Органические кислоты. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
Раздел 5. Важнейшие свойства оснований. | 6 | |||||
24. | Неорганические основания. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | |||
25. | Поведение щелочей в водных растворах. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
26. | Применение различных щелочей. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Заполнение обобщающей таблицы. | |||
27. | Свойства и строение аммиака. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
28. | Синтез аммиака. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
29. | Свойства и применение гидразина. Органические основания. Алкалоиды. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Составление электронной презентации по изученной теме. | |||
Раздел 6. Кислотно-основные свойства и периодическая система. | 2 | |||||
30. | Сравнение кислотно-основных свойств высших оксидов и гидроксидов элементов в периодах и группах. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. Заполнение обобщающей таблицы. | |||
31. | Единая теория кислот и оснований не существует. | 1 | Конспектирование лекции, участие в эвристической беседе. | |||
Раздел 7. Решение качественных и количественных задач. | 3 | |||||
32. | Решение задач на определение качественного состава вещества. | 1 | Выполнение решения задач и развивающих упражнений. | |||
33. | Решение задач на определение качественного состава смеси веществ. | 1 | Выполнение решения задач и развивающих упражнений | |||
34. | Решение задач на определение количественного состава смеси по массе и по объёму. | 1 | Выполнение решения задач и развивающих упражнений | |||
Раздел 8. Итоги. | 1 | |||||
35. | Итоговое занятие. | 1 | Участие в играх и викторинах.Выполнение решения задач и развивающих упражнений |
Литература для ученика: