Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования г. Новосибирска
«Дом детского творчества «Кировский»
Педагогический проект
«ТЕАТР – В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ»
Автор-составитель:
Бордюг Альбина Владимировна -
педагог дополнительного образования
г. Новосибирск, 2024
Краткая аннотация проекта
Бордюг А.В. Театр – в лучших традициях (Педагогический проект). – Новосибирск, 2024. – 13 с.
Проект «Театр - в лучших традициях» - альтернативное понятие, в котором используются ресурсы педагога дополнительного образования Дома творчества «Кировский», учителей школы № 170, воспитателей детских садов «Семья» и «Капитошка» города Новосибирска, профессиональных актёров Новосибирского драматического театра «На левом берегу». Активная деятельность творческого сообщества предоставит участникам проекта открытие новых возможностей театрально-постановочной деятельности театра теней в рамках Года семьи. Позволит сохранить лучшие традиции театрального искусства, повысить культурный уровень детей и взрослых, приобрести опыт совместных действий, укрепить их взаимоотношения.
Материал данного педагогического проекта может быть использован педагогами дополнительного образования, руководителями детского театра, учителями и родителями для занятий с детьми театральным творчеством.
Актуальность проекта
Высокие технологии, скоростная передача информации дают возможность прибегнуть к поиску более сложных технически - оснащённых увлечений, изменяя наши потребности. Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться, в результате возникновения искусства кино и совершенствования показа кинофильмов. Препятствием для развития театральной деятельности, является кино, телевидение и интернет. В связи с этим наблюдается снижение культурного уровня населения, культуры, прививаемой детям из семьи в раннем возрасте. Зачем выходить из дома, когда всё можно увидеть в интернете.
Тем не менее, театр, по - прежнему живёт. Есть актёры – это живые люди, обладающие талантом и самое главное, есть зрители – ценители искусства. Им интересна динамика действия, игра света, декораций, костюмов, музыки. Всегда приятно смотреть на талантливую игру актёров, а особенно на актёров – детей. Заниматься театром – это значит давать своей душе развиваться, размышлять, чувствовать и сопереживать. Открывая новые возможности в театральной студии, юным актёрам всегда хочется поделиться своими открытиями и впечатлениями с окружающими, в первую очередь с близкими людьми.
Возникает необходимость поддерживать более тесную связь с семьёй, вовлекать детей и родителей в творческий процесс на основе равноправного сотрудничества. Это всегда было не просто организовать, так как существует несколько причин - недостаточное внимание родителей к деятельности детей, ослабление взаимоотношений.
В сложившейся ситуации дефицита общения и внимания друг к другу появилась идея привлечения родителей к совместной театрально -постановочной деятельности, причём не в качестве зрителей, а исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций и костюмов. Создание театра теней является актуальной формой стимулирования интереса детей и взрослых к искусству театра.
Проект «Театр - в лучших традициях» - альтернативное понятие, в котором используются ресурсы педагога дополнительного образования Дома творчества «Кировский», учителей школы № 170, воспитателей детских садов «Семья» и «Капитошка», представителей культуры – профессиональных актёров Новосибирского драматического театра «На левом берегу». Активная деятельность творческого сообщества предоставит участникам проекта открытие новых возможностей театрально-постановочной деятельности в рамках Года семьи. Позволит сохранить лучшие традиции театрального искусства, повысить культурный уровень детей и взрослых, приобрести опыт совместных действий, укрепить взаимоотношения.
Цель проекта: создание театра теней посредством расширения новых связей, обогащения театрального опыта, сохранения и популяризации традиций театрального искусства в рамках Года семьи.
Задачи:
- Формировать интерес к искусству театра путём внедрения новых форм работы с применением декоративно-прикладной, изобразительной, художественной видов деятельности на примере изучения традиций теневого театра;
- Обогатить опытом театрально - постановочной деятельности участников проекта посредством укрепления культурных связей, проведения театральных мастерских, творческих встреч, акций, фестивалей;
- Прививать навыки совместных действий, направленных на сближение детей и родителей, и приобретение практики работы по изготовлению костюмов и атрибутов теневого театра.
Условия реализации проекта
Проект реализуется на базе МБОУ СОШ № 170 города Новосибирска, с участием актёров Новосибирского драматического театра «На левом берегу», учителей школы № 170, воспитателей детского сада № 4 «Семья» и детского сада № 88 «Капитошка».
Тип проекта:
- по характеру содержания: социально-педагогический;
- по доминирующему методу: практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: февраль - декабрь 2024 года.
Направления деятельности по реализации проекта:
1.Творческое: проведение театральных мастерских, акций, фестивалей, организация и постановка спектакля для детей, родителей, детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
2. Нравственное: приобщение к культурному и художественному наследию;
3. Информационное: трансляция деятельности и опыта работы.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
- определение целей и задач;
- мотивирование родителей перспективами совместной театрализованной деятельности;
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
- сотрудничество с педагогами и учителями;
- сотрудничество с актёрами драматического театра «На левом берегу»;
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
III этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Содержание работы
Подготовительный этап.
- перспективное планирование театрально-постановочной деятельности;
- проведение консультаций с педагогами декоративно-прикладной, художественной и изобразительной направленности в рамках «Театральной мастерской»;
- привлечение к сотрудничеству представителей учреждений культуры: актёров драматического театра «На левом берегу»;
- выделение основных целей и задач, условий реализации проекта;
- проведение анкетирования родителей «Театр в жизни вашей семьи» (на начало и конец проекта);
- проведение с родителями беседы о целях и задачах проекта, обсуждение актуальности данного проекта;
- активное вовлечение родителей в творческий процесс жизнедеятельности театральной студии «Акцент»;
- создание условий для реализации проекта;
Организация модулей - творческих групп:
- «Театральная мастерская» - инициативная группа педагогов Дома творчества;
- «Содружество» - инициативная группа представителей учреждения культуры драматического театра «На левом берегу»
- «Семейный театр» - инициативная группа родителей;
- «Авангард» - обучающиеся театральной студии «Акцент»;
- «Росток» - обучающиеся театрального кружка «Непоседы» и «Ладошки»;
Основной этап.
- просмотр видео – презентации о видах театра;
- совместная театрально-постановочная деятельность детей и родителей, по изготовлению театра теней;
- проведение мастер-класса театральной афиши, масок, костюмов и декораций;
- репетиции с детьми и родителями для дальнейшего показа спектаклей;
- создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности разыгрывание этюдов, мини-сценок;
- подбор музыкального сопровождения;
- организация творческих встреч;
- посещение профессионального театра всей семьёй, просмотр спектаклей;
- проведение акций «В гостях у сказки», «Театральная феерия»;
- участие в фестивалях и конкурсах;
- создание методической базы: методических разработок «Театр теней своими руками», «История развития теневого театра», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности»;
- подготовка наглядной информации: презентации «WebКвест «Путешествие в мир театра»», презентации «Так появился театр» с описанием истории театра, его видов.
Заключительный этап.
Презентация готового продукта:
Ресурсное обеспечение
Тип ресурсов | Актуальные | Потенциальные | Способ перевода потенциальных в актуальные |
Профессиональные | Педагоги ДДТ «Кировский» | Представители учреждений культуры: актёры драматического театра «На левом берегу»; учителя начальной школы №170; воспитатели детских садов № 4, №88 | Договор о сотрудничестве в рамках проекта |
Материально-технические | Организованы функциональные зоны для театрально-постановочной деятельности, имеется оборудование учебных помещений, технические средства, учебные комплекты для каждого участника проекта | Расходные материалы для изготовления атрибутов теневого, драматического театра | Приобретение расходных материалов |
Финансовые | Затраты на расходные материалы | Согласно составленной смете расходов | |
Нормативные и правовые | Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» | ||
Организационно-управленческие | Исполнитель проекта: Бордюг А.В. педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ «Кировский» | ||
Методико-технологические | учебно-методический комплекс, печатные издания, театральные буклеты, иллюстрации, фотографии, кроссворды, тесты, материалы из интернета, видео пособия, художественная литература, сборники сценариев. |
Активные участники проекта:
- педагоги Дома творчества «Кировский»;
- учителя начальной школы №170;
- воспитатели детских садов № 4 и № 88;
- представители учреждений культуры.
Целевая аудитория:
- обучающиеся театральных студий «Акцент», «Непоседы», «Ладошки»;
- родители обучающихся.
Календарно – тематическое планирование
Сроки реализации | Мероприятие | Деятельность | Место проведения | Ответственный |
Февраль | Создание инициативной группы педагогов и представителей учреждений культуры | Согласование деятельности театральной мастерской. | МБОУ СОШ № 170 | Бордюг А.В. |
Февраль | Создание инициативной группы родителей | Согласование совместных мероприятий. | МБОУ СОШ № 170 | Бордюг А.В. |
Февраль - декабрь | Создание методической базы | Подготовка наглядной информации, презентаций, методических разработок. | МБОУ СОШ № 170 | Бордюг А.В., Казанцев Н.В., Ищенко Н.В., Плотникова Р.Л. |
Март | Акция «В гостях у сказки» | Постановка спектаклей | Детские сады №4, №88 | Вейман Ж.Ю., Бордюг А.В., Рубежанская Д.С. |
Апрель | Театральная мастерская | Мастер-класс по изготовлению театрального костюма к спектаклю «Кот в сапогах» | Кабинет технологии | Бордюг А.В.. |
Апрель | Театральная мастерская | Мастер-класс по изготовлению масок и реквизита из папье-маше «Маска, я тебя знаю!» | Кабинет № 106 | Ищенко Н.В. |
Апрель | Театральная мастерская | Мастер-класс по изготовлению изделия из бисера «Корона для принцессы» | Кабинет № 102 | Плотникова Р.Л. |
Май | Театральная мастерская | Мастер-класс по изготовлению афиш «Вчера, сегодня, завтра» | Кабинет ИЗО | Пушкарёва Е.В. |
Май | Выставка театральной афиши «Весь мир - театр!» | Организация выставки | Фойе СОШ № 170 | Бордюг А.В. |
Май | Акция «Театральная феерия» | Постановка спектаклей | ДДТ «Кировский», школы и детские сады города, центр социальной защиты | Вейман Ж.Ю., Бордюг А.В., РубежанскаяД.С. |
Май | Фото коллаж театральной фотографии «Браво!» | Организация коллажа | Актовый зал СОШ № 170, фойе | Бордюг А.В. |
Сентябрь | WebКвест «Путешествие в мир театра» | Проведение WebКвеста «Путешествие в мир театра» | Кабинет театральной студии | Бордюг А.В. |
Октябрь | Театральная гостиная | Проведение творческой встречи | Драматический театр «На левом берегу» | Бирюков В.В., Бордюг А.В. |
Октябрь | Театральная мастерская | Мастер-класс по изготовлению атрибутов и ширмы для теневого театра «С нами сказка оживает» | Кабинет, мастерская технологии СОШ № 170 | Казанцев Н.В |
Ноябрь | Театральная мастерская | Мастер-класс «Возрождение театра теней» | Сцена актового зала СОШ № 170 | Бордюг А.В. |
Декабрь | Фестиваль детского творчества «Премьера» | Постановка спектаклей театра теней | Актовый зал СОШ № 170 | Бордюг А.В. |
Декабрь | Участие в районном конкурсе -фестивале «ОдиссеяФест» | Постановка спектакля «Кошки – мышки» | г. Новосибирск ДДТ им. Ефремова | Бордюг А.В., Перикова И.И. |
Декабрь | Участие в международном конкурсе -фестивале «Наше время» | Постановка спектакля «Кот в сапогах» | г. Новосибирск ДК им. Чкалова | Бордюг А.В. |
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта я рассчитываю получить следующие результаты:
- Будет создан театр теней;
- Будет привлечено внимание детей и взрослых к искусству теневого театра, возрождены утраченные традиции, внедрены новые форм работы с применением декоративно-прикладной, изобразительной, художественной видов деятельности;
- Будут укреплены культурные связи, взаимное сотрудничество и креативный подход в проведении театральных мастерских, творческих встреч, акций, фестивалей, обогащение опытом театрально-постановочной деятельности участников проекта;
- Будут сформированы навыки совместной деятельности детей и родителей исполнения ролей в постановках, усовершенствованы практики работы по изготовлению костюмов и атрибутов теневого театра.
Механизм оценки результативности и диагностические методы
Критерии эффективности проекта
Критерии оценки | Показатели |
1. Интерес к искусству театра | - возрождение утраченных традиций, умение выражать их опосредованно через театральную деятельность; - применение декоративно-прикладной, изобразительной, художественной видов деятельности; - знание основ драматического, теневого театра. |
2. Опыт театрально-постановочной деятельности | - укрепление культурных связей, посещение театральных мастерских, творческих встреч; - наилучший подбор способов выразительности, индивидуальности, органичности; - активное участие в акциях, конкурсах и фестивалях. |
3. Навыки совместных действий | - умение организовать совместную творческую деятельность; - умение изготавливать атрибуты драматического и теневого театров; - использование полученных умений и навыков в дальнейшем. |
Мониторинг результатов здесь индивидуален, но главный результат – динамика (позитивные изменения или отсутствие регресса, т.е. стабилизация состояния) каждого участника проекта.
Информационно - методическое обеспечение
- учебно-методический комплекс;
- печатные издания (книги, журналы);
- театральные программки, буклеты;
- иллюстрации, фотографии;
- кроссворды;
- тесты;
- материалы из Интернета;
- видео пособия;
- художественная литература;
- сборники сценариев;
Материально - техническое обеспечение
Для работы по проекту созданы функциональные зоны для театрально-постановочной деятельности:
- кабинет театральной студии для проведения занятий, репетиций и мастер-классов;
- костюмерная (специальное помещение);
- кабинет (учебный класс) декоративно-прикладного творчества для проведения творческих мастерских;
- кабинет (учебный класс) изобразительного искусства для проведения творческих мастерских;
- мастерская (учебный класс) для проведения творческих мастерских;
- актовый зал, сцена оснащённые аудио и видео аппаратурой, вмещающие 100 человек;
- фойе, выделенное место под оформление выставок, экспозиций;
Перечень оборудования учебного помещения:
- шкафы для хранения литературы и сценариев, столы, стулья, зеркало.
Перечень технических средств:
- компьютер, мультимедиа проектор, музыкальный центр.
Перечень расходных материалов, необходимых для оформления спектакля:
- костюмы, декорации, реквизит, ткани, нитки, поролон, клей, бумага, картон, бисер, фурнитура, тесьма, кружева, мех, полиэтилен, проволока, диски, древесина и т.д.
Учебный комплект для каждого обучающегося:
- тетрадь, ручка, ножницы, комплект сценариев.
Требования к специальной одежде и обуви:
- спортивный костюм, брючный костюм, спортивная обувь, балетки.
В результате выполнения данного проекта:
- Успешно функционирует театр теней, привлекая внимание зрителей к искусству театра, новым постановкам;
- Сохранены и восстановлены традиции теневого театра;
- Внедрены новые формы работы с применением декоративно-прикладной, изобразительной, художественной видами деятельности;
- Накоплен и систематизирован методический материал;
- Укреплены культурные связи, созданы условия для обогащения опытом театрально-постановочной деятельности;
- Расширена сфера сотрудничества театрального объединения «Акцент» с общественностью (с учреждениями культуры, школами, детскими садами, центром социальной защиты населения).
- Родители и дети вовлечены в единое пространство работы над спектаклями теневого театра, участвуют в совместных постановках, а также оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов.
Перспективы
- Организация выездных мероприятий, постановок спектаклей в центры реабилитации детей – инвалидов, центр социальной защиты населения, детские сады, школы города Новосибирска.
- Привлечение спонсорской помощи для дальнейшей реализации проекта.
Литература
1. Антипина, Е.А. Театр теней: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Антипина, Е.А. Театрализованные представления. Сценарии с приложением. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.
4. Гладков А. «Театр". М., "Искусство», 1980. -65 с.
5. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
6. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1994. – 128с.
7. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия: Пособие. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
8. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
9. Карпов Н. «Уроки сценического движения». – М: ГИТИС, 1999. – 103 с.
10. Когородский З.Я. «Основы актерского мастерства». №1, - М: ВЦХТ, 2008. -78 с.