Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по теме "Валяние"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия

«Валяние или Фелтинг»

Цели занятия:

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность освоить технику мокрого валяния

Запомнить:технологию изготовления игрушки способом мокрого валяния

Высказать:предположения о практическом применении изделия.

Работать в группе: осваивать алгоритм выполнения работы, работать с терминами.

Результаты обучения:

Предметные:1) оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.

2) планирование технологического процесса и процесса труда

3) развитие моторики и координации движения

4) рациональная эстетическая организация работы

Метапредметные:соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологичной культурой производства

Личностные:развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Формирование УУД

Познавательные: давать определения понятиям.

Регулятивные:целеполагание; самостоятельно анализировать достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные:работать в группах- установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные:уважение к истории и культурным ценностям, эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.

Задачи:

обучающая:

воспитательная:

развивающая:

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

технические средства обучения ноутбук,проектор, интерактивная доска ActivBoard, программа Microsoft Office Word 2010, задание - «пазлы», инструменты (иглы для валяния, ножницы), приспособления (поролоновые губки), пульверизатор, материалы (натуральная пряжа для валяния, синтепон, бусы, нитки).

Дидактическое обеспечение:

презентация, образец изделия, инструкция по безопасным приемам труда при работе с ножницами и иглами для валяния.

Методы обучения:

Тип занятия: комбинированный

Ход занятия

Организационный момент. (Вступление, мотивация.)

Здравствуйте!

Как важно, собираясь в школу, ничего не забыть. Что положили вы в портфель сегодня утром?

- Я тоже пришла сегодня не с пустыми руками? (достаю елочную игрушку и упакованный подарок)

- Почему я взяла эти предметы? (предположение детей)

Вспомните, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке? И тогда вы догадаетесь, какой еще предмет я достану.

(Натуральные волокна животного и растительного происхождения)

- волокна животного происхождения получают…? (овцы, козы)

-каковы основные свойства шерсти? Цвет? Длина? Гигроскопичность? Запах при горении? А как шерстяная ткань взаимодействует с горячей водой или утюгом? Что с ней может произойти?

(ответы учащихся, актуализация знаний, развернутые ответы)

(уч-ся говорят о технике мокрого валяния)

Какие цели мы поставим перед началом работы с вами:

Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2)

Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти.

Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.

В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима.

Существуют две основные техники валяния шерсти:

валяние сухое (фильцевание)- это сваливание шерсти с использованием специальных игл

валяние мокрое (фелтинг)- это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №8).

Основная хитростьмокрого валяниясостоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму.

Сегодня мы с вами вспомним технику сухого и познакомимся с техникой мокрого валяния. Чем интересны эти две технике – это тем, что можно начинать обучение с любой из них, т.к. они могут работать как вместе, так и индивидуально. Их используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем - для игрушек, украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать брелок "Капитошка".

Для изготовления брелка «Капитошка» нам необходимы следующие материалы и инструменты:

Демонстрация технологии изготовления игольницы

в технике сухого валяния:

( Инструктаж по Т.Б. имеется на парте индивидуально) (Приложение №1)

-Скажите, где изготавливают елочные игрушки? (на фабрике)

На время урока мы создадим свое небольшое предприятие. И на любом предприятии принято делить людей на бригады, не будем отступать от этого правила и мы.

В бригады объединяются очень разные люди, они отличаются по своим взглядам и убеждениям, но несмотря на это они работают в бригаде слажено, дружно, доброжелательно относятся друг к другу.

Деление на бригады у нас уже произошло в начале урока, осталось выбрать бригадиров.

И оценивать свою работу будете вы самостоятельно. Для этого перед вами лежит оценочный лист по всем этапам урока. (Приложение №3)

Решение кроссворда. Проверка полученных знаний.

По горизонтали

По вертикали

2

3

п

в

о

а

р

л

о

е

1

ф

е

л

т

и

н

г

1

о

к

о

н

2

и

г

л

а

3

в

о

й

л

о

к

е

в

ц

а

я

Прежде, чем начать работу, проверим все ли материалы и инструменты у нас на месте (бригадиры проверяют наличие самостоятельно в бригадах)

Инструктаж по технике безопасности.

( напомнить о листе самооценки)

Это интересно!

История подарка на Руси

Подарок - это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. Ещё c древних времён считалось, что вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу, а если за ней стоит неприязнь - вред.

На Руси у слова «подарок» был брат - близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

Идеи подарков

Иногда, собираясь на мероприятие, посвященное какой-либо знаменательной дате, мы оказываемся в растерянности по причине неготовности. Неготовности достойно прийти с поздравлениями и не важно, в чем эта неготовность проявляется: нет хорошего подарка или подарка просто нет.

Бывает так, что в самый последний момент мы начинает судорожно оглядываться по сторонам, ищем в интернете, а то и просто спрашиваем родных и близких об идее подарка.

Что подарить? Какой самый лучший подарок? Какие есть идеи подарков?

Так вот, чтобы не было стыдно за подарок, я рекомендую Вам заранее позаботиться о подарке, а для этого хочу предложить Вам великолепную идею - к Новому году сделать своим близким и друзьям в подарок брелоки. Это оригинально, необычно, дешево и в запасе еще есть время.

Кстати, о новогодних подарках - раньше люди верили, что бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окна подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздает подарки. Хотя таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. А елку привез из Германии тот же Петр I: при встрече 1700 года московские улицы были усыпаны лишь елочными ветками.

Практическая работа: «Составь поговорку»

У. Работа по скатыванию шарика очень напряженная и довольно монотонная. Чтобы немножко отдохнуть и снять напряжение в отдельных частях тела, я предлагаю составить пословицы о труде.

Вы, наверное, знаете, что и раньше на Руси во время такой работы женщины пели, а я предлагаю использовать более современные средства.

На интерактивной доске стоит ваза с мультипликационными героями, внешне похожих на нашего «Капитошку». Нужно быстро составить из предлагаемых слов пословицу о труде.

Игра:

Собрать «пазлы» с фотографиями брелоков.

Практическая часть:

Представление результатов.

Давайте, в бригадах выполним коллективную презентацию своих изделий и представим ее. Где еще можно использовать такую вещицу? (Елочка, ключи, флешка).

Подводя итоги сегодняшнего урока, давайте проанализируем, что нового мы узнали?

-Чему научились?

-И где сможем применять все это?

На интерактивной доске стоит ряд незаконченных предложений, с помощью которых учащиеся должны составить свои впечатления об уроке:

- Сегодня на уроке новым для меня было…

- Я научилась…

- Я узнала много нового о …

Домашнее задание:

- для тех, кто уже самостоятельно, используя алгоритм, может выполнить изделие, я предлагаю в тетради нарисовать 5 будущих эскизов брелоков.

А те кто, чувствует в себе силы научить другого…

Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы с вами потрудились на славу.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложение №1

Техника безопасности при работе с иглой для сухого валяния шерсти

1.Иглу всегда при работе нужно держать перпендикулярно к изделию.

2.При валянии держать в руках комок шерсти неудобно и опасно - можно уколоться, поэтому удобнее работать на коврике из поролона толщиной примерно 10 см.

3.В процессе работы нужно быть очень внимательным и нельзя отвлекаться.

4.Процесс валяния очень долгий и нужно набраться терпения, выполняя сухое заваливание.


Приложение №2

Рис.1

Рис.2

Приложение №3

Оценочный лист

Фамилия Имя _______________________________

Подготовка к уроку

Кроссворд

Практическая часть

( выполнение задания)

Пословицы и поговорки

Игра «Пазлы»

Вопросы ответы

Оценка

«5» - 1, 2, 3, 4, 5*.

«4» - 1, 2, 3.

«3» - 2, 3.

Приложение №4

Разгадайте кроссворд группа №1.

По вертикали

2

3

1

1

2

3

Разгадайте кроссворд группа №2

По горизонтали

2

3

1

1

2

3

Глоссарий

В любом ремесле есть свои термины, валяние не стало исключением. В этом разделе вы найдете пояснения к каждому из непонятных слов...

Войлок - плотный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину. 

Мокрое валяние шерсти - процесс сваливания непряденой шерсти в войлочное полотно, с помощью щелочного раствора, силы трения и температуры.

Сухое валяние шерсти - процесс сваливания, уплотнения непряденой шерсти, с помощью специальных пробивных игл. Используется, в основном, для изготовления игрушек и техники аппликации.

Пробивная игла - Это специальная металлическая игла с насечками на рабочей части, благодаря которым происходит перепутывание (сваливание) шерсти.

Привалять - процесс добавления и уплотнения непряденой шерсти, с помощью специальных пробивных игл для придания большего объема изделию. Используется только при сухом валянии шерсти.

Увалять - процесс сваливания, уменьшения, уплотнения непряденой шерсти, с помощью специальных пробивных игл для уменьшения объема изделия. Используется только при сухом валянии шерсти.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области