Конспект занятия
«Валяние или Фелтинг»
Цели занятия:
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность освоить технику мокрого валяния
Запомнить:технологию изготовления игрушки способом мокрого валяния
Высказать:предположения о практическом применении изделия.
Работать в группе: осваивать алгоритм выполнения работы, работать с терминами.
Результаты обучения:
Предметные:1) оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.
2) планирование технологического процесса и процесса труда
3) развитие моторики и координации движения
4) рациональная эстетическая организация работы
Метапредметные:соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологичной культурой производства
Личностные:развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Формирование УУД
Познавательные: давать определения понятиям.
Регулятивные:целеполагание; самостоятельно анализировать достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные:работать в группах- установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные:уважение к истории и культурным ценностям, эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.
Задачи:
обучающая:
воспитательная:
развивающая:
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
технические средства обучения ноутбук,проектор, интерактивная доска ActivBoard, программа Microsoft Office Word 2010, задание - «пазлы», инструменты (иглы для валяния, ножницы), приспособления (поролоновые губки), пульверизатор, материалы (натуральная пряжа для валяния, синтепон, бусы, нитки).
Дидактическое обеспечение:
презентация, образец изделия, инструкция по безопасным приемам труда при работе с ножницами и иглами для валяния.
Методы обучения:
Тип занятия: комбинированный
Ход занятия
Организационный момент. (Вступление, мотивация.)
Здравствуйте!
Как важно, собираясь в школу, ничего не забыть. Что положили вы в портфель сегодня утром?
- Я тоже пришла сегодня не с пустыми руками? (достаю елочную игрушку и упакованный подарок)
- Почему я взяла эти предметы? (предположение детей)
Вспомните, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке? И тогда вы догадаетесь, какой еще предмет я достану.
(Натуральные волокна животного и растительного происхождения)
- волокна животного происхождения получают…? (овцы, козы)
-каковы основные свойства шерсти? Цвет? Длина? Гигроскопичность? Запах при горении? А как шерстяная ткань взаимодействует с горячей водой или утюгом? Что с ней может произойти?
(ответы учащихся, актуализация знаний, развернутые ответы)
(уч-ся говорят о технике мокрого валяния)
Какие цели мы поставим перед началом работы с вами:
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2)
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти.
Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.
В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима.
Существуют две основные техники валяния шерсти:
валяние сухое (фильцевание)- это сваливание шерсти с использованием специальных игл
валяние мокрое (фелтинг)- это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №8).
Основная хитростьмокрого валяниясостоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму.
Сегодня мы с вами вспомним технику сухого и познакомимся с техникой мокрого валяния. Чем интересны эти две технике – это тем, что можно начинать обучение с любой из них, т.к. они могут работать как вместе, так и индивидуально. Их используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем - для игрушек, украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать брелок "Капитошка".
Для изготовления брелка «Капитошка» нам необходимы следующие материалы и инструменты:
Демонстрация технологии изготовления игольницы
в технике сухого валяния:
( Инструктаж по Т.Б. имеется на парте индивидуально) (Приложение №1)
-Скажите, где изготавливают елочные игрушки? (на фабрике)
На время урока мы создадим свое небольшое предприятие. И на любом предприятии принято делить людей на бригады, не будем отступать от этого правила и мы.
В бригады объединяются очень разные люди, они отличаются по своим взглядам и убеждениям, но несмотря на это они работают в бригаде слажено, дружно, доброжелательно относятся друг к другу.
Деление на бригады у нас уже произошло в начале урока, осталось выбрать бригадиров.
И оценивать свою работу будете вы самостоятельно. Для этого перед вами лежит оценочный лист по всем этапам урока. (Приложение №3)
Решение кроссворда. Проверка полученных знаний.
По горизонтали
По вертикали
2 | 3 | ||||||||||
п | в | ||||||||||
о | а | ||||||||||
р | л | ||||||||||
о | е | ||||||||||
1 | ф | е | л | т | и | н | г | ||||
1 | о | к | |||||||||
о | н | 2 | и | г | л | а | |||||
3 | в | о | й | л | о | к | |||||
е | в | ||||||||||
ц | а | ||||||||||
я |
Прежде, чем начать работу, проверим все ли материалы и инструменты у нас на месте (бригадиры проверяют наличие самостоятельно в бригадах)
Инструктаж по технике безопасности.
( напомнить о листе самооценки)
Это интересно!
Подарок - это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. Ещё c древних времён считалось, что вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу, а если за ней стоит неприязнь - вред.
На Руси у слова «подарок» был брат - близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
Идеи подарков
Иногда, собираясь на мероприятие, посвященное какой-либо знаменательной дате, мы оказываемся в растерянности по причине неготовности. Неготовности достойно прийти с поздравлениями и не важно, в чем эта неготовность проявляется: нет хорошего подарка или подарка просто нет.
Бывает так, что в самый последний момент мы начинает судорожно оглядываться по сторонам, ищем в интернете, а то и просто спрашиваем родных и близких об идее подарка.
Что подарить? Какой самый лучший подарок? Какие есть идеи подарков?
Так вот, чтобы не было стыдно за подарок, я рекомендую Вам заранее позаботиться о подарке, а для этого хочу предложить Вам великолепную идею - к Новому году сделать своим близким и друзьям в подарок брелоки. Это оригинально, необычно, дешево и в запасе еще есть время.
Кстати, о новогодних подарках - раньше люди верили, что бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окна подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздает подарки. Хотя таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. А елку привез из Германии тот же Петр I: при встрече 1700 года московские улицы были усыпаны лишь елочными ветками.
Практическая работа: «Составь поговорку»
У. Работа по скатыванию шарика очень напряженная и довольно монотонная. Чтобы немножко отдохнуть и снять напряжение в отдельных частях тела, я предлагаю составить пословицы о труде.
Вы, наверное, знаете, что и раньше на Руси во время такой работы женщины пели, а я предлагаю использовать более современные средства.
На интерактивной доске стоит ваза с мультипликационными героями, внешне похожих на нашего «Капитошку». Нужно быстро составить из предлагаемых слов пословицу о труде.
Игра:
Собрать «пазлы» с фотографиями брелоков.
Практическая часть:
Представление результатов.
Давайте, в бригадах выполним коллективную презентацию своих изделий и представим ее. Где еще можно использовать такую вещицу? (Елочка, ключи, флешка).
Подводя итоги сегодняшнего урока, давайте проанализируем, что нового мы узнали?
-Чему научились?
-И где сможем применять все это?
На интерактивной доске стоит ряд незаконченных предложений, с помощью которых учащиеся должны составить свои впечатления об уроке:
- Сегодня на уроке новым для меня было…
- Я научилась…
- Я узнала много нового о …
Домашнее задание:
- для тех, кто уже самостоятельно, используя алгоритм, может выполнить изделие, я предлагаю в тетради нарисовать 5 будущих эскизов брелоков.
А те кто, чувствует в себе силы научить другого…
Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы с вами потрудились на славу.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Приложение №1
Техника безопасности при работе с иглой для сухого валяния шерсти
1.Иглу всегда при работе нужно держать перпендикулярно к изделию.
2.При валянии держать в руках комок шерсти неудобно и опасно - можно уколоться, поэтому удобнее работать на коврике из поролона толщиной примерно 10 см.
3.В процессе работы нужно быть очень внимательным и нельзя отвлекаться.
4.Процесс валяния очень долгий и нужно набраться терпения, выполняя сухое заваливание.
Приложение №2
Рис.1
Рис.2
Приложение №3
Оценочный лист
Фамилия Имя _______________________________
Подготовка к уроку | Кроссворд | Практическая часть ( выполнение задания) | Пословицы и поговорки | Игра «Пазлы» | Вопросы ответы | Оценка |
«5» - 1, 2, 3, 4, 5*.
«4» - 1, 2, 3.
«3» - 2, 3.
Приложение №4
Разгадайте кроссворд группа №1.
По вертикали
2 | 3 | ||||||||||
1 | |||||||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
Разгадайте кроссворд группа №2
По горизонтали
2 | 3 | ||||||||||
1 | |||||||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
Глоссарий
В любом ремесле есть свои термины, валяние не стало исключением. В этом разделе вы найдете пояснения к каждому из непонятных слов...
Войлок - плотный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину.
Мокрое валяние шерсти - процесс сваливания непряденой шерсти в войлочное полотно, с помощью щелочного раствора, силы трения и температуры.
Сухое валяние шерсти - процесс сваливания, уплотнения непряденой шерсти, с помощью специальных пробивных игл. Используется, в основном, для изготовления игрушек и техники аппликации.
Пробивная игла - Это специальная металлическая игла с насечками на рабочей части, благодаря которым происходит перепутывание (сваливание) шерсти.
Привалять - процесс добавления и уплотнения непряденой шерсти, с помощью специальных пробивных игл для придания большего объема изделию. Используется только при сухом валянии шерсти.
Увалять - процесс сваливания, уменьшения, уплотнения непряденой шерсти, с помощью специальных пробивных игл для уменьшения объема изделия. Используется только при сухом валянии шерсти.