ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ»
Тип проекта – коррекционно - развивающий
По числу участников – индивидуальный, групповой.
По времени продолжения – краткосрочный ( конец сентября- 3 неделя октября).
По характеру контактов — в контакте с семьей, в рамках ДОУ.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, учитель-логопед , родители, воспитатели.
Проблема.
Одним из направлений коррекционной деятельности логопеда в подготовительной группе является создание чётких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии. Усвоение дошкольниками звуковой стороны слова - длительный процесс. Начинаем мы с изучением гласных звуков, это очень важный этап, т.к. гласные придают речи чёткую дикцию, участвуют в словообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведёт к дисграфическим ошибкам в школе. Как научить ребёнка отличать гласные и согласные , правильно определять позицию звука в слове, развивать фонематический слух? Ответы на эти вопросы в нашем проекте.
Актуальность темы проекта.
Обучение ребёнка грамоте - очень важный этап в его развитии. Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи зачастую вызывает трудности у логопедов, поскольку у таких детей проблемы не только с произношением, но и с фонематическим слухом. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Поэтому одним из направлений коррекционной деятельности логопеда является создание четких представлений о каждом звуке речи, а также совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. И начинаем мы обучение со знакомства с гласными звуками и буквами. Детям бывает трудно определить место звука в слове, подобрать слова с заданным звуком, запомнить букву. Поэтому детям необходим коррекционный период с использованием упражнений в игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
Цель проекта:
Развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка, развитие фонематического слуха.
Задачи проекта:
Коррекционно- образовательные:
Коррекционно- развивающие:
1.Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки
2.Развивать зрительное и слуховое восприятие.
3.Развивать мелкую моторику и познавательные способности, творческое воображение, мышление.
4.Развивать фонематический слух, речевое дыхание.
Коррекционно- воспитательные:
1.Содействовать воспитанию интереса к звукам и буквам.
2.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
В начале учебного года мы с детьми слушали звуки природы ( шумел ветер, шёл дождь, кричали птицы). Слушали, какие звуки произносят разные животные. «Я спросила у детей: « А какие звуки произносим мы, люди? Что это за звуки, какие они? Все ли звуки одинаковые?». Дети задумались и заинтересовались. Для построения целей, задач и плана нашего проекта была использована « модель трёх вопросов».
1.«Что я знаю?». Дето отвечали по- разному:
- Звуки мы говорим. Они разные. ( Ульяна)
- Мы говорим ртом.( Ярослав).
- Звуки идут из горла. ( Регина)
2. «Что я хочу узнать?»
-Одинаковые или разные эти звуки?( Рита)
-Как мы их произносим, что нам помогает говорить?( Вероника)
-Какие органы нам в этом помогают?( Ярослав)
- Все ли звуки одинаковые? Если - нет, то чем они отличаются? ( Ульяна)
3. « Что нужно сделать, чтобы это узнать?
-Прочитать в книжках.( Ульяна)
- Спросить у воспитателей. ( Вероника)
- Спросить у родителей. ( Ярослав)
-Спросить у логопеда. ( Ульяна)
Этапы реализации проекта.
Взаимодействие с воспитанниками | Оснащение предметно-развивающей среды | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1 этап - подготовительный | |||
Обследование детей по речевой карте. Составление перспективного плана работы. | Изучение литературы по обучению грамоте. Подбор методической литературы. Подбор загадок, чистоговорок по теме. Разработка конспектов, консультаций для родителей. | Печатная консультация « Развиваем фонематический слух» « Игры на развитие фонематического слуха». | |
2 этап - основной | |||
Формирование понятий звук и буква, представления о том, чем звук отличается от буквы. Знакомство со звуками А,У,О,И и гласными буквами. Определение звуков в ряду гласных звуков, место звуков в словах. Конструирование и печатание букв. Составление слияния АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ,ИУ, ОИ, ИО. Игры:«Назови первый звук в слове». «На что похожи буквы». «Поймай звук». «Поймай звук в слогах, в словах». «Отгадай загадки». «Определи место звука в словах». «Составь схему». « Выложи буквы». « Узнай, что звучит». « Кораблики». « Звук потерялся». | Пополнение кабинета пособием « Гласные звуки». Пополнение символами звуков. Карточки для звукового разбора слов. Картотека заданий и игр по изучению гласных звуков. Занятия. | Консультация по работе в индивидуальной тетради. | Консультации для педагогов «Знакомство с гласными звуками». « Развитие графо - моторных навыков» Раскрашивание букв. Включение заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня, в занятия по развитию речи. |
3 этап- заключительный | |||
Закрепление темы. Фотоотчёт о проделанной работе. | Индивидуальные консультации для родителей. Книга « Эти классные -гласные». Консультация по работе в индивидуальной тетради. |
Ожидаемый результат:
Дети научатся выделять звуки в словах, подбирать слова на заданный звук, Будет сформировано понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы. Дети научатся определять место звука в словах ( в начале, в середине, в конце слова). Научатся подбирать слова на заданный звук. Будет развиваться способность творчески относится к речевой деятельности, будет сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. Повысится грамотность у родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. Повысится профессиональная компетентность воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Вывод:
Дети познакомились с гласными звуками и буквами, узнали артикуляцию гласных звуков. Узнали, почему их так называют, и как узнать их на слух. Научились называть первый звук в словах, находить место звука в словах. Учатся подбирать слова на гласные звуки. Делать разбор слогов , слов. Закрепили умения делить слова на слоги. Дети познакомились с новыми играми по обучению грамоте.