Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Русский язык 3 класс "Прямое и переносное значение слова"

Цель урока 1 обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова 2 научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении 3 развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов. 4 выработать “золотые правила”,научить в комплексе применять свои знания, умения, навыки, переносить их в новые условия, развивать навыки работы в группах, общения, дискуссии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средней образовательной школы № 5 с. Иглино

Конспект урока

Русский язык

«Прямое и переносное значение слов»

3а класс

Составила: Сабирзянова А. Н.

учитель начальных классов

с. Иглино

2023г.

Тема урока: «Прямое и переносное значение слов»

УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс Горецкого

06.10.2023

Цель урока:

1) обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;

2) научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;

3) развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

4) выработать “золотые правила”,научить в комплексе применять свои знания, умения, навыки, переносить их в новые условия, развивать навыки работы в группах, общения, дискуссии.

 Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

План урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

V. Целеполагание

VI. Физкультминутка

VII. Практическая часть

1.Инструктаж по технике безопасности

2. Проведение опытов

3. Игра «Береги воду!»

VIII. Закрепление изученного

IX. Итог урока

X. Итоги

XI. Домашнее задание

XII. Рефлексия

Ход урока

I.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой

II.

Проверка домашнего задания.

-Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним

III.

Чистописание.

Б Д бд ббдд

Рассмотрите буквы.

— Какие элементы можно выделить при их написании? Разминка для рук.

Допишите четыре строчки, продолжая по образцу.

РТ стр. 3 упр 1

IV.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

У. - Совсем недавно в школе проходила  олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов.

У. - Послушайте, что получилось.

(Дети слушают аудиозапись с объяснениями Феди.)

Ложка - то, чем едят суп.

Садовод - дядя, который водит детей в садик.

Зима - время года, когда идёт снег.

Перчатки - то, что делает еду острой.

У. - Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди?

Д. - Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.

У. - А какое объяснение значения данных слов дали бы вы?

Д. -

Садовод -  специалист по садоводству, человек, который разводит сады.

Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.

У. - Почему ошибся Федя?

Д. - Федя не знал значение этих слов.

У. - А где можно уточнить значение слов?

Д. - Значение слов можно уточнить в толковом словаре  Ожегова.

(Учитель демонстрирует Толковый словарь детям).

Стр. 15-16 - чтение стихотворения Я. Козловского

Упр. 45 – устно

Упр. 46 - устно

Создание проблемной ситуации: Рассудите наш спор со Степашкой.. Он недавно был в картинной галерее, прочитал название картины — «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Что мы ответим Степашке? (Выслушиваются варианты объяснений. Надо подвести детей к выводу о сходстве цвета золотых изделий и осенней листвы.) А вы слышали выражение у него золотые руки? О ком так говорят? Почему? Сколько же значений мы нашли у слова золотой?
      Составляются словосочетания с данным словом в трех разных его значениях — в прямом и переносных.

“золотое яблоко” – ..... значение

“золотое сердце” –...... значение

“золотые руки”–.......... значение

“золотой человек” –..... значение

“золотое кольцо” –....... значение

“золотое правило” –....... значение

Вывод: слова могут иметь прямое и переносное значение.

Работа в группах по выработке: “Золотых правил”.

Ребята, в жизни можно найти в “разном” что-то “общее” и в “общем” что-то “разное”. И мы столь разные, то как же нам приходится общаться друг с другом? Ведь нам приходится общаться, быть в коллективе (ответы детей).

Вам нравится общаться друг с другом? Что вам не нравится при общении? (заслушивание ответов детей)

– Давайте придумаем с вами “Золотые правила”, чтобы, находясь в коллективе, каждый из нас смог чувствовать себя в нем уютно, комфортно.

Техника проведения: группы.

Материалы: 5 шт. листки, скотч, мел, фломастеры. Коробка с листочками (зима, весна, лето, осень). На “Золотые правила” – 4 шт. листы формата А4.

Расположение: дискуссионный клуб.

Деление на 4 группы.

Дети вынимают из коробочки свое название, делятся на 4 группы (например: зима, весна, лето, осень). Учитель рассаживает их по группам. Дети выбирают себе роли: спикера, председателя, секретаря.

б) инструктаж.

Учитель знакомит каждого со своей ролью:

– председатели следят за тем, чтобы все дети смогли поучаствовать в обсуждении.

– “секретари” должны быстро и четко написать, изложить его на листочках.

– “спикеры” громко и четко изложить перед всем классом все то, что они наработали.

в) работа в группах.

Инструкция:

– Ребята, перед вами листки бумаги, где написано, все что может быть в общении друг с другом, но это еще не “Золотые правила” (Приложение)

Как это лучше сделать? Учитель показывает, как это все делать.

После того, как вы проработаете все это в группах, спикер от каждой команды выйдет к доске, и постарается четко и ясно изложить все, что вы наработали. В конце мы все это обобщим, выясним все то, что вам осталось непонятным.

Работа в группах:

Учитель внимательно следит за детьми, в случае необходимости, корректирует работу в группах.

г) анализ работы.

– Понравилась работа в группах. Почему?

– Поаплодируем 1 группе, 2 гр., 3 гр., 4 гр. поаплодируем всем и каждому.

– Спасибо, вам за ваш труд.

Что в этой работе особенно понравилось?

– Доработаем наши правила, ответим на вопросы.

Учитель и ученики сообща дорабатывают “Золотые правила”.

V.  

Наблюдение над особенностями слов с прямым и переносным значением.

Упр. 48 – комментированное письмо.

Упр. 49

VI.

Физкультминутка.

VII.

Зрительный диктант.

Последний куплет стихотворения.

VIII.

Самостоятельная работа творческого характера.

С опорой на свой языковой опыт дети определяют разные значения слова идет (идет — дождь, мальчик, идут часы), составляют с ним два-три предложения и записывают их в тетрадь

IX.

Итог урока.

- Задайте друг другу вопросы о значении слова.

X.

Домашнее задание.

Упр. 50 стр. 16

XI.

Рефлексия.

Приложение.

Стараться слушать и понимать других

Быть смелым, не робеть и не стесняться.

Быть активным.

Помогать друг другу всегда и везде.

Быть творческим.

Быть вежливым.

Не осуждать другого.

Нужно кричать и как можно громче, когда с кем-то беседуешь.

иметь собственное мнение.

Давать друг другу клички, прозвища

Обижать младших.

Помогать младшим.

Стараться говорить громче, четко, чтобы тебя мог услышать каждый.

Не говорить: ты не прав.

Правило О-О

Слово «стоп»

Высказывания «Я»

Говорить одновременно всем

Правило поднятой руки.

Уметь прощать друг друга.

Карточка № 1 (3-1-12) Ф.И. ____________________________________________

Подчеркнуть в слове орфограмму и подобрать 2—3 слова на это же правило.

      подъезд, ...

      строчка, ...

      сварить, ...

      вьюга, ...

      Волга, ...

      с ветки, ...

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 2 (3-1-12) Ф.И. __________________________________________

Написать по памяти: 1) слова с безударной гласной в корне слова (пчела, ...); 2) слова с парной (звонкой, глухой) согласной в корне слова или перед глухой согласной (ястреб, шубка, ...);

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 1 (3-1-12) Ф.И. ____________________________________________

Подчеркнуть в слове орфограмму и подобрать 2—3 слова на это же правило.

      подъезд, ...

      строчка, ...

      сварить, ...

      вьюга, ...

      Волга, ...

      с ветки, ...

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 2 (3-1-12) Ф.И. __________________________________________

Написать по памяти: 1) слова с безударной гласной в корне слова (пчела, ...); 2) слова с парной (звонкой, глухой) согласной в корне слова или перед глухой согласной (ястреб, шубка, ...);

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области