Работа над полифонией
Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навыки, то и полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и содержательно. Почти вся музыка в той или иной степени полифонична. «Даже самая простая мелодия в правой руке, сопровождаемая простым аккомпанементом в левой, полифонична, так как при этом наши руки играют разные линии» - пианист, исполнитель, Александр Борисович Гольденвейзер.
Активная роль в ознакомлении ученика со всеми компонентами полифонии принадлежит преподавателю. Исполнение преподавателем задаваемого произведения, сопровождаемое некоторыми теоретическими пояснениями – наиболее приемлемая форма ознакомления с пьесами в младших классах. Так , одной из форм ознакомления в младших классах, является совместная игра с учеником 2-х голосного склада. Мы часто на уроках используем этот прием, играя попеременно, или одновременно один и второй голос, пытаемся пропеть каждый голос, играем оба голоса на двух фортепиано, если позволяет класс., это придает каждой мелодической линии большую рельефность.
На начальном этапе обучения значительную часть педагогического материала составляют народные и детские песни в легкой обработке для фортепиано (своеобразные «Песни без слов»). Это дает возможность воспитывать детей на инструментальных пьесах, в которых сохранилось свойственные человеческому голосу живость, теплота.
Разучивая каждый голос отдельно, ребята знакомятся с особенностями подголосков в русской народной песне, с их самостоятельностью и вместе с тем – общностью, т.е. т.н. полифония– подголосочная, свойственная в первую очередь многоголосной русской песне, где в основе лежит развитие главного голоса, а остальные возникают как его ответвление. Полифонические пьесы подголосочного склада сравнительно легко воспринимаются и воспроизводятся даже начинающими учениками.
Ну наконец, для того чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям, где каждый голос имеет свою образную характеристику. Необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого начала возможно лучше услышал требуемое полифоническое сочетание.
Отрывок урока Полифония https://disk.yandex.ru/d/ADUEb3tKKVZI3A
Литература:
Преподаватель по классу фортепиано Детской музыкальной школы № 3
г. Сургута ХМАО-Югра
Лолита Анатольевна Баранкевич