Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Восстание декабристов.

Урок открытия нового знания "Восстание декабристов" знакомит обучающихся с событиями 14 декабря 1825 года

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное автономное учреждение

«Техникум промышленности и народных промыслов г. Советска»

Методическая разработка урока по теме «Восстание декабристов».

Автор работы

Епишина Елена Александровна

преподаватель истории и обществознания

«КОГПАУ ТП и НП г. Советска»

2024

Тема: Восстание декабристов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Личностные: определяют свою личностную позицию к декабристам высказывают свое отношение к ним;

Метапредметные: излагают суждения о причинах и следствиях восстания декабристов, прогнозируют последствия их выступления для развития государства;

Предметные: раскрывают ход восстания декабристов, называют имена выдающихся декабристов, сравнивают программные документы декабристов.

Подготовительный этап: подготовка индивидуального сообщения ученика «Следствие и суд над декабристами», подготовка раздаточного материала, подбор видеофрагмента.

Ход урока:

Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Организацион-ный

(этап мотивации).

Приветствует учащихся, настраивает на плодотвор-ную работу.

Настраиваются на работу, получают позитивный настрой, концентри-руют своё внимание.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Задаёт учащимся вопросы, предлагает заполнить таблицу.

Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Личностные: проявление интереса к теме;

Познавательные: анализируют, извлекают, сопоставляют необходимую информацию

Коммуникативные: умение слушать и слышать других, высказывать свое мнение;

3. Постановка учебной проблемы.

Акцентри-рует внимание учащихся, задаёт вопросы.

Просмотр учащимися фрагмента фильма «Звезда пленительного счастья» о восстании на Сенатской площади.

Личностные: проявление интереса к теме;

Познавательные: анализируют, извлекают, сопоставляют необходимую информацию

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и проблему урока;

Коммуникативные: умение слушать и слышать других, высказывать свое мнение;

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Подводит учащихся к теме урока, ставит перед учащимися цели.

Предлагают версии, составляют план.

Регулятивные:составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

5. Открытие нового знания.

Организует работу учащихся, инсруктирует.

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Личностные:систематизация, выявление причинно-следственных связей, коррекция знаний;

Регулятивные:Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоенияорганизация своей учебной деятельности учащимися.

Познавательные: выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Самостоятель-ная работа.

Задаёт вопросы учащимся, корректирует

их ответы

Тестирует учащихся.

.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Осуществляют поиск информации.

Личностные: систематизация, выявление причинно-следственных связей, коррекция знаний;

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения,организация своей учебной деятельности учащимися.

Познавательные: выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: систематизация, выявление причинно-следственных связей, коррекция знаний;

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения,организация своей учебной деятельности учащимися.

8. Применение новых знаний.

Организует дискуссию.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Личностные: систематизация, выявление причинно-следственных связей, коррекция знаний;

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения,организация своей учебной деятельности учащимися.

Познавательные: выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагает ученикам ответить на вопросы.

Осуществляют анализ своей деятельности.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

10. Домашнее задание.

Инструктиру-ет учащихся как выполнить домашнее задание

Записывают домашнее задание

Ход урока:

Приветствие учеников, настраивание их на работу.

Ребята, я вам предлагаю ответить на вопросы по предыдущей теме.

1. Какую черту общественных движений XIX века вы можете назвать главной?

2. В чём вы видите причины оживления общественного движения после войны 1812 года?

3. Назовите первые тайные общества. Чем они отличались от организаций начала 20-х годов?

4. Дайте характеристику программных документов Южного и Северного обществ.

5. Какая программа была более прогрессивной?

А сейчас работаем самостоятельно. На ваших партах лежат листы с таблицей. Ваша задача соотнести информацию о тайных обществах из первого, второго и третьего столбцов. В ответ запишите цифры, которые получились.

Название

Руководитель

Программа

А)

1. Южное

1. А.Н Муравьёв

1. Конституция

Б)

2.Союз благоденствия.

2. П.И. Пестель

2. Русская правда

В)

3. Северное

3. Н.М. Муравьёв

3. Зелёная книга

Поменяйтесь с соседом по парте листочками и проверьте работы.

Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Звезда пленительного счастья».

О чём данный фрагмент? (о восстании декабристов).

А почему декабристов так назвали? (восстание было в декабре).

Просмотрев данный фрагмент, что мы будем изучать сегодня на уроке? (восстание декабристов).

Чего мы должны будем узнать на уроке? Поставим цель урока. (Я должен узнать о ..)

- Запишите тему и цель урока в тетрадь.

Чтобы добиться цели урока, составим план урока.

План урока:

Будем работать по составленному нами плану.

Во время поездки на юг осенью 1825 года Александр II неожиданно разболелся и умер. После его смерти войска и чиновники присягнули среднему брату Александра – Константину, не зная, что Константин отказался от престола в пользу младшего брата Николая. Константин потвердил свой отказ. На 14 декабря 1825 года была назначена переприсяга новому императору. Декабристы решили воспользоваться этой непонятной для народа переприсягой и выступить ранее намеченного срока.

Почему члены тайного общества решили начать восстание 14 декабря 1825 года?

Учащимся предлагается поработать с документами.

Из воспоминаний М.А. Бестужева.

«Брат послушался меня – мы пошли. Брат говорил солдатам, что он адъютант императора Константина, что его задержали по дороге в Петербург и хотят заставить гвардию присягнуть Николаю. Солдаты отвечали в один голос:

- Не хотим Николая – ура, Константин!

Вышедши на Сенатскую площадь, мы её нашли совершенно пустою…

Мы стояли более двух часов…Прибытие и размещение войск не было одновременно, но сопровождалось большими паузами и суматохою…

День был сумрачный – ветер дул холодный. Солдаты, затянутые в парадную форму с 5 часов утра, стояли на площади уже более 7 часов.

Со всех сторон мы были окружены войсками – без главного начальства (потому, диктатор Трубецкой не являлся), без артиллерии, без кавалерии, словом лишённые всех моральных и физических опор для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергиею оставались непоколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах , как на параде».

Из «Записок декабриста» А.Е. Розена

«Всего было на сенатской площади в рядах восставших более 2000 солдат. Это сила в руках одного начальника, в виду собравшегося тысячами вокруг народа, готового содействовать, могли бы всё решить, и тем легче, что при наступательном действии много батальонов пристало бы к возмутившимся, которые при десятиградусном морозе, выпадающем снеге с восточным резким ветром, в одних мундирах, ограничивались страдательным положением грелись только неумолкаемыми возгласами: «Ура!». Не видать было диктатора, да и помощники его были не на месте…Было в полном смысле безначалие: без всяких распоряжений, - все командовали, все чего-то ожидали, и в ожидании дружно отбивали атаки, упорно отказывались сдаться и гордо отвергли обещанное помилование…

Великий князь Михаил Павлович … с самоотвержением подъехал к каре, стал уговаривать солдат и едва не сделался жертвой смелости. В.К. Кюхельбекер, видя, что великому князю может удасться отклонить солдат, уже прицелился в него пистолетом, Пётр Бестужев отвёл его руку…Граф М.А. Милорадович, любимый вождь всех воинов, спокойно въехал в каре и пытался уговорить солдат…В эту минуту пули Каховского и ещё двух солдат смертельно ранили смелого воина…»

Из писем Н.М. Карамзина

«Мы здоровы после здешней тревоги 14 Дек… Я был во Дворце с дочерьми, выходил и на Исаакиевскую площадь, видел ужасные лица, слышал ужасные слова, и камней пять-шесть упало к моим ногам. Новый Император показал неустрашимость и твердость. Первые два выстрела рассеяли безумцев с Полярною Звездою, Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами…

Вот нелепая трагедия наших безумных Либералистов! Дай Бог, чтобы истинных злодеев нашлось между ими не так много! Солдаты были только жертвою обмана…»

«Сколько горести и беспокойства в семействах… Еще не имею точного, ясного понятия об этом и злом и безумном заговоре. Верно то, что общество тайное существовало, и что целью его было ниспровержение правительства… Слышно, что раскаяние некоторых искренно и полно. Бедные матери, жены, дети, младенцы! Не имея никакого политического влияния, молюся за Россию. Бог спас нас XIV декабря от великой беды. Это стоило нашествия французов…»

Из «Записок» Варвары Олениной

«Крылов 14 декабря пошел на площадь к самим бунтовщикам, так что ему голоса из каре закричали: “Иван Андреевич, уходите, пожалуйста, скорей”. И когда он воротился в батюшкин дом, его спросили, зачем от туда зашел, он отвечал: “Хотел взглянуть, какие рожи у бунтовщиков. Да нехороши, нечего сказать”».

Проанализировав данные документы, учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

3.Следствие и суд над декабристами (выступление учащегося с сообщением).

Почему на ваш взгляд, следствие и суд над декабристами были проведены тайно и под личным контролем Николая I.

Почему восстание произошло 14 декабря 1825 года?

Какую тактику выбрали восставшие?

Почему князь Трубецкой не явился на площадь?

Почему восстание потерпело поражение?

А теперь выполните тест.

1. Почему в декабре 1825 года на российский престол вступил Николай I, а не его старший брат великий князь Константин Павлович?

а) Константин не дожил до своей очереди престолонаследия

б) армия заставила законного наследника отказаться от престола

в) Константин добровольно отказался от престола

г) Константин испугался вооружённого восстания декабристов

2. Кого выбрали диктатором восстания?

а) К. Рылеев

б) Н. Муравьёв

в) П. Пестель

г) С. Трубецкой

3. Во время проведения восстания планировалось убийство Николая I. Кто собирался убить царя:

а) Петр Каховский

б) Никита Муравьёв

в) Иван Пущин

г) Иван Якушкин

4. После поражения восстания в Петербурге декабристы подняли восстание Черниговского полка

а) в Москве

б) на Украине

в) в Иркутске

г). на Кавказе

5. В чем подвиг жен декабристов?

а) они заявили протест царю в защиту мужей

б) они организовали новое восстание после суда над декабристами

в) они поехали за мужьями в Сибирь на каторгу

г) они продали все имущество и освободили мужей

Проверьте результаты теста:

Дискуссия по высказыванию: «Декабристы – истинные и верные сыны или группа заговорщиков – предателей своего класса».

Что сегодня узнали на уроке?

Что особенно понравилось?

Какую бы оценку поставили бы себе за урок?

Урок закончен. Спасибо всем за работу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области