Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект по развитию речи"Звуковая культура речи.Подготовка к обучению грамоте "

Обучению родному языку детей --- формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект проведения организованной образовательной деятельности

по речевому развитию в подготовительной «Б» группе

Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять количество и порядок слов в предложении;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- активизировать речь детей.

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

- расширять и актуализировать словарный запас детей;

- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна;

- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач;

- способствовать развитию любознательности;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- развивать коммуникативные способности детей;

- формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности;

- формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к родной речи, к работе с предложением, словами и звуками;

- воспитывать умение слушать;

- вызвать эмоциональный отклик детей.

Словарная работа: кибитка, бразды, удалая, бедовый, бездельник, белек, белокурый, бесенок.

Материалы и оборудование: доска, 6 кусков мела, жетоны, звезды из цветной бумаги (большие и маленькие), (можно фигуры на магнитах для схемы-алгоритма синквейна и мольберт), лист бумаги, ручка.

Предварительная работа. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя…». Составление синквейна. Дидактические словесные игры. Работа с мнемотаблицами.

Ход занятия:

Воспитатель: Внимание, внимание! Объявляется набор в школу суперагентов! Приглашаются самые умные, самые любознательные самые красивые ребята! Все, все, все!

Дети собираются вокруг педагога.

Воспитатель: Сколько желающих! Вы правда хотите стать суперагентами? (Ответы детей). А каким, по вашему мнению, должен быть суперагент? (Ответы детей). Совершенно согласна! Он должен быть умным, сильным, смелым, активным, внимательным. А что нужно для того, чтобы человек стал таким? (Ответы детей). Конечно, учиться, стараться, не лениться. А вы любите заниматься в детском саду? Какой сегодня день недели? Какое первое занятие? Как вы думаете, нужно ли будущим агентам такое занятие, как развитие речи? (Ответы детей). Несомненно! А для чего? (Ответы детей).

Что ж, я предлагаю начать подготовку агентов прямо сегодня и прямо сейчас. Понадобятся ваши ум и смекалка. Самые активные агенты в конце занятия получат в награду звезду. Агенты занимайте свои места.

Дети садятся на стульчики, выставленные полукругом перед доской.

1 задание

«Работа с предложением»

Воспитатель: Итак, первое ваше задание – работа с предложением. Кто мне скажет, что такое предложение? (Ответы детей). Верно! Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. Сегодня у нас довольно сложное задание. Вам нужно запомнить предложение и назвать слова в нем в правильной последовательности. Это предложение из стихотворения А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя…» звучит так: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». Какими словами можно заменить слово удалая? (Лихая, быстрая…).

(Воспитатель проговаривает предложение еще раз).

Воспитатель: Давайте вместе проговорим предложение, чтобы запомнить его. Я буду говорить вслух, а вы шепотом.

(Воспитатель с детьми проговаривают предложение).

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (Ответы детей). Верно, их шесть. Сейчас я раздам вам по одному слову. Егору – бразды, Олесе – пушистые, Артему – взрывая, Злате – летит, Марку – кибитка, Маше – удалая (воспитатель «раздает» слова, «выкладывая» их из своих ладоней в детские).

Воспитатель: Вам нужно , произнести эту фразу не переставляя и не пропуская слова.

Далее воспитатель «раздает» слова другим детям, и они тоже проговаривают предложение.Третья группа детей выстраивает у стола педагога цепочку слов в правильной последовательности.

Воспитатель: Внимание, агенты, кру-гом!

Дети, стоящие в цепочке, разворачиваются лицом к доске.

2 задание

Игра «Шифровщики»

Воспитатель: Всем вам хорошо знакомы мнемотаблицы. Мы с вами по схемам читали пословицы, учили небольшие стихотворения. А теперь, как настоящие агенты, мы зашифруем наше предложение, то есть составим схему. На доске начерчена таблица из шести квадратов. Подойдите каждый к своему квадрату и нарисуйте свое слово в виде схемы. (Дети выполняют задание. Воспитатель помогает, если возникают затруднения. Затем вместе с детьми разбирают схему. Педагог предлагает другим детям прочесть ее.).

Воспитатель: Вы просто молодцы! Настоящие шифровщики! Теперь никто, кроме вас не сможет догадаться, что здесь написано.

3 задание

Малоподвижная игра «Секретные агенты»

Воспитатель: Я вижу, агенты устали. Предлагаю немного размяться и поиграть в игру «Секретныу агенты». По правилам этой игры вы не должны разговаривать, нужна полная секретность. Я буду сейчас произносить фразы. Если считаете, что фраза касается вас, вы молча и быстро меняетесь местами, если фраза вас не касается – сидите на месте..

- Меняются местами те агенты, которые любят мультфильмы...

- А теперь те, кто любит детский сад...

- Меняются местами те, у кого карие глаза...

- Те агенты, у кого светлые волосы...

- Те, кто любит спорт.

- Меняются местами те, у кого есть на одежде рисунок...и т.д.

Молодцы! Ни разу не проговорились. Настоящие агенты! Ну что, готовы к следующему спецзаданию? (Ответы детей).

4 задание

«Деление слов на части»

Воспитатель: Вы знаете, что слова можно поделить на части. С помощью чего мы мы можем разделить слова на части?

Дети: С помощью хлопков, щелчков, ударов ладони по коленке...

Воспитатель: Правильно! Покажите любым способом и скажите, сколько частей в слове зима? (Дети делят слово на части любым способом). На этот вопрос нам ответит Артем.

Артем: В этом слове две части.

Воспитатель: Ребята, вы согласны с Артемом? (Ответы детей). Действительно, Артем, в этом слове две части. Назови эти части.

Артем: Зи - ма.

Далее педагог просит детей показать (любым способом), сколько частей в словах летит, беги, помидор и назвать эти части.

5 задание

«Кто больше назовет слов...»

Воспитатель: Молодцы! Выполнили задание отлично!

Следующее задание – соревнование, поэтому слушайте внимательно.

В слове беги первая часть бе-. Вспомните другие слова, начинающиеся со слога бе-. За каждое названное слово, вы получите жетон. Выигрывает в этой игре тот, у кого окажется больше всех жетонов. (Ответы детей: белок, белый, бегемот, бетон, бегун, беда…). Хорошо. А из словаря я выписала вот какие слова: бедовый, бездельник, белек, белокурый, бесенок. Можете объяснить, что обозначают эти слова? (Ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, педагог объясняет значение слов). Замечательно! И с этим заданием вы справились.

6 задание

«Рассекреченные звуки»

Воспитатель: В каждом слове прячутся звуки. Мы с вами рассекретим их, то есть будем учиться определять последовательность звуков в словах. Например, в слове кот три звука: к, о, т. В слове мак тоже три звука. Какие? (м, а, к.) А сколько звуков в слове маки и что это за звуки? Назовите звуки в словах сыр, сыры».

Молодцы агенты! И это задание оказалось вам по силам.

7 задание

«Составление синквейна»

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое синквейн? (Ответы детей). Совершенно верно! Это стихотворение без рифмы. Мы с вами уже учились составлять синквейн, ведь настоящие агенты должны уметь многое. И сейчас я предлагаю составить синквейн со словом снег.

(Можно использовать схему-алгоритм составления синквейна).

- Итак, первая строка синквейна – это тема, в которой должно быть одно слово, отвечающее на вопрос «что?». Это слово снег.

- Сколько слов во второй строке синквейна? (Ответы детей). Верно. Два слова – описание признаков предмета и отвечающие на вопрос «Какой?». Снег какой? (Дети отвечают, воспитатель записывает два прилагательных, например: белый, пушистый).

- Сколько должно быть слов в третьей строке синквейна? (Ответы детей). Правильно, три слова, описывающих действие данного предмета. На какой вопрос они отвечают? («Что делает?»). Снег что делает? (Дети отвечают, воспитатель записывает три глагола, например: искрится, кружится, падает).

- На четвертой строке нашего синквейна будет... (Ответы детей). Предложение. Пожалуйста, составьте предложение со словом снег. (Дети предлагают свои варианты. Вместе выбирают понравившееся предложение, педагог записвает его, например: В воздухе кружится пушистый снег.)

- Осталась пятая строка синквейна – это заключение, вывод. В этой строке должно быть слово или фраза – ассоциация, связанная с первым словом, т.е. оно должно быть связано с темой «Снег». Какое это ожет быть слово? (Ответы детей, например: зима). Вот что у нас с вами получилось:

Снег.

Белый, пушистый.

Искрится, кружится, падает.

В воздухе кружится пушистый снег.

Зима.

- Просто отлично!

8 задание

«Игра по выбору»

В конце занятия, если остается время, педагог предлагает детям поиграть в игру по их выбору, н-р: «Что получится, то получится» или «Я загадал слово».

Анализ.

Что ж, подведем итог. Какие спецзадания вы сегодня выполняли в нашей школе спецагентов? (Дети перечисляют). Давайте еще раз попробуем прочитать зашифрованное вами предложение. (Дети читают по схеме на доске предложение. Далее считают свои жетоны). Кто сегодня был самым умным и смелым, самым активным и внимательным? (Дети называют. Воспитатель вручает звездочки лучшим спецагентам).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области