Название мероприятия: «История возникновения денег» | ||
Форма мероприятия : беседа-обсуждение | Возрастная группа участников: 1 класс | |
Цель | формирование основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. | |
Задачи: | формировать первичное экономическое понятие такое, как «деньги»; формировать представление о истории возникновения денег, о первых видах денег; формировать правильное отношение к деньгам. | |
Оборудование и материалы | Проектор, экран, презентация, видео-отрывок из фильма «Приключения Буратино» (1975 г.) | |
Этапы (последовательность) деятельности | ||
I. Организационный этап (введение) | ||
-Здравствуйте, ребята! Напомню вам, что меня зовут Екатерина Игоревна. Я пришла к вам поговорить на очень важную тему. (На доске буквы в неправильном порядке) Помогите мне собрать слово, чтобы узнать, о чем же пойдет речь на занятии. (Выстраивают слово «деньги») -Молодцы, как быстро справились. Что за слово получилось? -Деньги. (Слайд 1) -Верно. Со мной сегодня к вам пришел вот такой мальчик, знаете его? (Слайд 2) -Буратино. -У Буратино на тему денег появились такие вопросы: «Что такое деньги? Откуда взялись деньги? Какие бывают деньги?». Скажите, какие у вас возникают вопросы на тему денег? Что вам было бы интересно узнать? -Зачем нужны деньги? Как деньги зарабатывают? Как беречь деньги? Как копить деньги? -Как много вопросов получается. Давайте их запишем. На ваших внеурочных занятиях мы постепенно будем стараться отвечать на эти вопросы. Сегодня мы ответим на первые два вопроса. | ||
II. Основной этап | ||
-Что такое деньги? Вы наблюдали за взрослыми, в каких случаях они используют деньги? -Когда нужно что-то купить или продать. -Верно. Деньги - металлические и бумажные знаки, которые используют люди при покупке или продажи каких либо предметов. (Слайд 3) Как вы думаете, деньги существовали всегда? -Нет. -Правда. Давным – давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно были не нужны. (Слайд 4) Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. (Слайд 5) Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. Племена заключали союз и стали меняться. Меняли то, чего у одного племени было много, на то чего нет у другого племени. (Слайд 6) Например, у одного племени было много рыбы, у другого много мяса. Они совершали взаимовыгодный обмен. Сможете привести примеры таких обменов сейчас? -Хорошие варианты, спасибо. Вот такими предметами, помимо еды и оружия, могли обмениваться люди. Мех животных, перья птиц, янтарь. (Слайд 7) Самые первые деньги, которыми начали пользоваться люди, была – соль. (Слайд 8) Но это все было не совсем удобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И поэтому такие обмены привели к необходимости денег. Ведь деньги должны быть не временными, а постоянными, они не должны портиться при хранении, нужно чтобы деньги было легко носить с собой. Одними из первых денег, были раковины каури.(Слайд 9) Каури были одними из первых денег и на Руси. Их завезли заморские купцы, которые покупали за них мех животных. Чем же были удобны раковины каури? Они не портились, легко носились с собой. Например, за 1 быка нужно было отсчитать 1000 раковин. Как думаете, это было удобно? -Нет, слишком много раковин нужно было носить с собой. -Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Но они отличались от современных. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна. (Слайд 10) Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Этот кружок вам напоминает что-нибудь? -Монету, рубль. -Верно, сейчас такими монетами пользуются все люди, взрослые и дети. А вы умеете правильно пользоваться деньгами? Я знаю историю одного мальчика, который не умел пользоваться правильно деньгами и его обманывали не один раз. Про этого мальчика написал книгу Алексей Толстой «Золотой ключик». Знаете такую книгу? Кто же главный герой этой книги? Предлагаю сделать маленькую физминутку с Буратино. Встаньте тихонечко со своих мест. Буратино потянулся, Раз-нагнулся, два-нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. Садитесь, пожалуйста. Сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из фильма по этой книге. Во время просмотра обратите внимание на то, какую ошибку, связанную с деньгами, совершил Буратино. https://yandex.ru/video/preview/6197388187369601944 -Какая же была ошибка Буратино? -Показал незнакомцам свои деньги, сказал, сколько их у него. Поверил их рассказу про денежное дерево и пошёл с ними. -Что должен был сделать Буратино, чтобы сохранить свои деньги? -Не рассказывать, что у него есть деньги. Не верить в рассказы про волшебное дерево. Рассказать взрослым о встрече с подозрительными незнакомцами. -Верно, ребята, такие обманщики встречаются и в реальном мире. Они всегда будут рассказывать про то, где быстро и много взять денег, верить им не нужно, иначе останешься ни с чем. И очень внимательно, нужно относиться к деньгам, что у вас есть, незнакомцам не показывать и не рассказывать, сколько у вас есть. Вот почему важно быть внимательными и бережными к деньгам, нужно учиться правильно ими пользоваться. | ||
III. Заключительный этап (рефлексия) | ||
-Ребята, что же такое деньги? -Деньги - металлические и бумажные знаки, которые используют люди при покупке или продажи каких либо предметов. -Всегда ли существовали деньги? -Нет, раньше люди делали взаимообмен. -Когда не было денег, чем обменивались люди? -Оружием, едой, украшениями. -Почему важно учиться пользоваться деньгами правильно? -Потому что их можно легко потерять. Например, встретившись с обманщиками. -Поднимите одну руку те, кто уверен, что сможет ответить на вопросы: «Что такое деньги? Откуда взялись деньги?» Спасибо за занятие. На следующие вопросы ответим на следующем занятии. |
Составил и провел: Литвинова Е.И.
Библиотека-филиал № 1
" 8 " февраль 2024г.