Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского колледжа

Цель индивидуального проекта раскрыть сущность коммуникативной компетенции, исследовать методы развития и выявления основных ее составляющих. Цель предполагает решение следующих задач 1. Изучить основные средства общения 2. Рассмотреть средства общения 3. Исследовать методы развития и диагностики коммуникативной компетентности 4. Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение СК

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая комиссия гуманитарных научных дисциплин –

ПСИХОЛОГИЯ

Индивидуальный проект

НА ТЕМУ:

«Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского колледжа»

ФИО студента: Иващенко О.А.

Специальность: «Сестринское дело»

Группа 162б9

Руководитель проекта:

Преподаватель Женюх Г. П.

Ставрополь

2022

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретическая часть. Социально-психологическая компетентность личности…………………………………………………………………………5

1.1.Общие принципы эффективного общения ….…………………………5

1.2.Вербальные и невербальные средства общения………………………………………………………………………….8

1.3.Методы группового обучения общению………………………………………………………………………..11

1.4.Коммуникативная компетентность студента медицинского колледжа будущего специалиста среднего звена.……………………………………………………………………………13

Глава 2. Практическая часть. Диагностическое исследование коммуникативных умений обучающихся колледжа………………………………………………………………………17

2.1. Анализ коммуникативных процессов. Способность к эмпатии Бойко, методика Томаса на поведение в конфликтной ситуации………………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………..22

Введение

В современном мире всё большую роль играет взаимодействие людей друг с другом. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Оно является неотъемлемой частью жизни: чтобы жить люди вынуждены общаться. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельность других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Формирование коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза, колледжа является одним из основным фактором становления их как профессионалов. Задача учебного заведения – правильно направить студентов на понимание коммуникативных свойств личности ,которые нужны высококвалифицированному специалисту.

Современное общество требует способности грамотно обрабатывать и принимать информацию, а также учитывать и создавать обратную связь с получателем. С самого рождения человек вступает в контакт с другими людьми, но порой они отличаются своими познаниями в изучении явлений материального мира ,оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому каждый человек должен изучать правила взаимодействия с людьми в обществе, чтобы стать социально полноправным членом. Другими словами , общение эффективно лишь когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, коммуникативная компетентность предполагает не только наличие психологических знаний ( например, о типах личности , о способах реагирования разного темперамента людей на данную ситуацию) , но и сформированность некоторых навыков: читать, слушать, умение устанавливать контакт, строить беседу , «читать» невербальный язык коммуникации.

Цель индивидуального проекта : раскрыть сущность коммуникативной компетенции, исследовать методы развития и выявления основных её составляющих.

Цель предполагает решение следующих задач:

1.Изучить основные средства общения

2.Рассмотреть средства общения

3.Исследовать методы развития и диагностики коммуникативной компетентности

4.Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы

Предмет исследования: коммуникативная компетентность студентов медицинского колледжа.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности студентов медицинского колледжа группы 162б9.

Актуальность темы: коммуникативная компетентность заключается в том, что компетентность является одним из важнейших понятий коммуникативной теории. Оно широко используется наряду с базовыми понятиями данной системы научного знания.

Глава 1.Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Выделяют три уровня общения:

Стороны общения:

Существует единство совместной деятельности и общения. В совместной деятельности человек должен, по необходимости, объединяться с другими людьми, общаться с ними, устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т. д. Оптимальный психологический контакт, по литературным данным, на 40% обеспечивает успешность, эффективность межличностного взаимодействия.

Каждый студент медицинского вуза, колледжа в будущем будет медицинским работником, поэтому выделяют фазы общения с пациентом:

При взаимодействии человека друг с другом выделяют вербальное и невербальное средство общения.

Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций. Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи

Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53%

Невербальное общение - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Согласно классификации В.А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1)оптико- кинетические( жесты, мимика, пантомимика)Лицо, глаза человека могут сказать больше, чем произведённые слова ,мимические выражения несут более 70% информации. И также важно отметить,что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания чувств человека несут губы и брови.

Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп:

Значимость оптико-кинестической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинестика.

2)паралингвистические (вокализация) , т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и экстралингвистические( паузы, покашливания, плач, смех, темп речи). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» путями, приёмами

3) организующие пространство и время коммуникативного процесса( размещение партнёров , возможность опоздания ). Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Проксемика как специальная область, занимающаяся пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время уже большим экспериментальным материалом. Её основатель Э. Холл проксемика «Пространственной психологией

4) визуальные – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено. Английский исследователь М. Аргайл и его сотрудники разработали далее определённую «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Психологическая наука до конца XIX столетия развивалась как психология отдельно взятого индивида. На рубеже XIX – XX вв. в эмпирическое поле исследований человеческого поведения вошли групповые переменные. Экспериментально было подтверждено, что уже сам общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии.

Активные групповые методы можно условно объединить в три основные блока:

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов.

Групповая терапия, процесс, который существует независимо от того осуществляется ли он с помощью научных методов или нет, речь идёт лишь о том, что неорганизованная групповая психотерапия может быть усовершенствована научными средствами. Одним из инструментов такого усовершенствования является психодрама, понимаемая как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижения на первый план взаимодействия между участниками.

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Основным этапом в становлении профессиональной компетенции будущего медицинского работника является медицинская практика.

Цель изучения – добиться сформированной коммуникативной компетенции, т.е. совершенствование и дальнейшее развитие умений и навыков пользоваться как средством общения в различных сферах. Этого можно достичь с соблюдением организованных принципов коммуникативной направленности, интерактивности, ситуативности, новизны, функциональности процесса обучения. Целью и назначением коммуникативной функции активных методов обучения является

развитие у студентов коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Профессиональная компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности:

Компетенция медицинской сестры – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач в процессе сестринской деятельности.

Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих:

Коммуникативная компетентность предполагает, не только наличие определенных психологических знаний, но и сформированность некоторых специальных навыков умения устанавливать контакт, слушать, «читать» не вербальный язык коммуникации, строить беседу, формировать вопросы. Важно также владение медсестрой собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.

Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «медработник - пациент», является также эмпатия- способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности медработника, в адекватности осуществляемого им лечебнодиагностического процесса, вселить веру в выздоровление.

Медицинская сестра должна обладать общими компетенциями:

Работу по формированию коммуникативной и профессиональной компетентности со студентами, возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных, на наш взгляд, форм и методов работы:

Таким образом, коммуникативная компетентность медицинского работника профессионально значимое качество. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность медработника. Хороший психологический контакт с больным помогает умению общаться, или коммуникативная компетентность обеспечивает взаимопонимание и доверие в отношениях.

Глава 2. Практическая часть. Диагностическое исследование коммуникативных умений обучающихся колледжа

2.1.Анализ коммуникативных процессов. Способность к эмпатии Бойко, методика Томаса на поведение в конфликтной ситуации

Методика американского социального психолога К. Н. Томаса (1973) предназначена для определения типичных способов реагирования на конфликтные ситуации. С ее помощью можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, в команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение.

Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас применяет двумерную модель, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах. Соответственно этим двум измерениям Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.

В опроснике каждый из пяти вариантов поведения описывается 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: Я предлагаю вам, своей группе 162б9, пройти опросник, состоящий из суждений, сгруппированных парами. Внимательно читайте оба суждения в паре и выбирайте то, которое в большей степени соответствует вашему поведению. Выбирая ответ, представляйте себе типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. В опроснике нет «хороших» или «плохих» вариантов ответов. Обязательно выполняйте задания в методике подряд (отвечайте на вопросы) не пропуская ни одного.

Интерпретация

Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у обследуемого тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Соперничество (конкуренция) – стремление к отстаиванию своих интересов в ущерб другому.

Приспособление – в противоположность соперничеству означает принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс – уступка в ответ на уступку.

Избегание – характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Итоги теста группы162б9 по методике Томаса на поведение в конфликтной ситуации:

Я предлагаю своей группе пройти ещё один тест по методике В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»

В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов:

Результаты теста группы 162б9 по методике В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»:

Заключение

Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:

Список использованной литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области