Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Промежуточное тестирование как стресс-фактор для учащихся

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

Введение ………………………………………………………………

3

I. Теоретическая часть ………………………………………………..

5

5

8

11

II. Практическая часть ……………………………………………….

15

2.1. Эксперимент ...………………………………..………………….

15

Заключение ……………………………………………….…………...

19

Вывод …………………………….……………………………………

20

Список используемых источников ………………………………….

21

Приложение …………………………………………………………...

22

Введение

В условиях обучения, действующих в настоящее время, согласно новым стандартам ФГОС особое внимание уделяется промежуточному тестированию как успешной и оперативной проверки результатов обучения. Но, как известно, каждый контроль-причина стресса для учащихся. Является ли уровень стресса, вызываемый данным оцениванием знаний, приемлемым, или значительно ухудшает результаты работы? Ответ на этот вопрос и является целью моего эксперимента.

Актуальность исследования: Ответ на вопрос, поставленный в моём исследовании, важен для корректного оценивания полученных учащимися знаний. Далеко не каждый человек в условиях психологического давления способен совладать со своими эмоциями и продемонстрировать наилучший результат. По этой причине происходит ошибочное взвешивание, как работы преподавателя, так и способностей ученика.

Решение данной проблемы поможет сделать нашу систему образования более точной и плодотворной, а также устранит источник моральных потрясений и тревог у обучающихся.

Гипотеза: Промежуточное тестирование является стресс-фактором для учащихся.

Цель исследования: Экспериментальным путём выяснить, является ли промежуточные тестирования стресс-фактором для учащихся 1 курса ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж», на базе среднего общего образования, специальности «сестринское дело», группы 162б9.

Объект исследования: Уровень стресса, вызванный дифференцированным зачётом по математике, у учащихся 1 курса ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж», на базе среднего общего образования, специальности «сестринское дело», группы 162б9.

Предмет исследования: Психика учащихся при проведении промежуточного контроля.

Задачи исследования:

Методы, на которых проводилось исследование: Изучение необходимой литературы по темам: «Что такое стресс?», «Причины появления стресса у подростков», «Методы исследования стресса». Проведение тестирования на основе цветовой диагностики Макса Люшера. Обработка данных, полученных в ходе тестирования.

Практическая значимость: экспериментальным путем выявить влияние промежуточных тестирований на психику учащихся как стрессового фактора в условиях обучения по стандартам нового поколения ФГОС. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе улучшения учебной программы и системы оценивания.

База исследования: В исследовании приняли участие учащиеся 1 курса ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж», на базе среднего общего образования, специальности «сестринское дело», группы 162б9.

I. Теоретическая часть

1.1.Определение стресса.

Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом.

Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. При этом, стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека.

Основными симптомами стресса являются

Когнитивные симптомы:

Эмоциональные симптомы:

Физические (соматические) симптомы:

Поведенческие симптомы:

Люди реагируют на состояние стресса тремя различными способами.

1. "Бей". Реакция на стресс в виде возбуждения, готовности к схватке, в виде агрессии с целью устранения источника стресса.

2. "Беги". Замкнутость, депрессия, уход в себя или в свой мир, диссоциация как реакция на стресс.

3. "Двойной" ответ. Человек застывает в напряжении и не имеет способа его выразить. Способность к действию парализована, а внутри человек крайне напряжен.

1.2. Определение стресса.

В специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса.

1. Генетически-конституциональная теория – способность организма сопротивляться стрессу зависит от генетически предопределенных защитных стратегий функционирования (вне какой-либо зависимости от текущих обстоятельств и условий).

Исследования в данной области являются, по сути, попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые, в целом, могут снизить общую индивидуальную способность сопротивления стрессу;

2. Теория / модель предрасположенности к стрессу основана на эффектах общего/перекрестного взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Согласно этой концепции, допускается взаимовлияние предрасполагающих и неожиданных факторов, сильных воздействий на развитие реакции напряжения и как следствие – стресса;

3. Психодинамическая теория (базируется на положениях Фрейда).

Методы исследования стресса.

Существуют различные методики, способы и технические устройства для регистрации и оценки эмоционального стресса, так называемые методы исследования стресса.

1. Тест Спилберга-Ханина

Шкала тревожности Спилберга была создана Ч.Д. Спилбергом и адаптирована Ю.Л. Ханиным для самостоятельного выявления уровня тревожности и его оценки. Результаты данного тестирования интерпретируются по трём уровням тревожности: низкий, умеренный, высокий.
Любая деятельность связанна с возникновением тревожности, но её степень зависит уже от самой личности. Умение оценивать собственный уровень тревожности является неотъемлемым компонентом самоконтроля. Свой уровень тревожности кране важно и нужно понимать, так как это может как поспособствовать, так и усугубить результаты тех, или иных действий.

2. Шкала Гамильтона

Шкала Гамильтона – это одна из самых распространённых и общепринятых методик диагностики депрессии и оценки её динамики, также используется для точной оценки уровня синдрома тревожности человека. Шкала интерпретирует результаты по пяти категориям: норма, лёгкое депрессивное расстройство, депрессивное расстройство средней степени тяжести, депрессивное расстройство тяжёлой степени, депрессивное расстройство крайне тяжёлой степени тяжести.

Данная методика получила самое широкое распространение в клинической оценке прогресса или ухудшения состояния пациента, также для оценки эффективности препаратов - антидепрессантов, в период клинических испытаний.

3. Шкала Цунга

Данная методика используется для самостоятельной доврачебной диагностики стресса. Она была разработана Уильямом Цунгом, доктором психиатром. Тест «Шкала Цунга» крайне чувствителен и специфичен, что позволяет избежать множество ошибок. Он позволяет определить степень депрессивного расстройства и уровень депрессии, отражая результаты на четыре диапазона: нормальное состояние, лёгкая депрессия, умеренная депрессия, тяжёлая депрессия. В России методика получила широкое распространение в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой.

4. Шкала Холмса и Рея

Шкала Холмса и Рея позволяет в совокупности рассматривать «картину» стрессов за год, прожитый пациентом. Она представляет собой шкалу из перечня произошедших травмирующих событий, ранжированных по баллам, определяющих степень стрессогенности. Данный метод интерпретирует результаты на три уровня стресса: низкий, средний и высокий.
Данный метод используется для выявления и оценки уровня стрессоустойчивости пациентов и позволяет определить вероятность возникновения психических заболеваний (было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.)

5. Цветовой тест Люшера.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

1.3. Стресс у подростков.

В соответствии с данными исследования, проводимого Американской Психологической Ассоциацией Стресса в Америке, уровень стресса у подростков примерно совпадает с уровнем стресса у взрослых. При этом, результаты этого исследования показывают, что подростки не только с трудом определяют, что их уровень стресса выше нормы, но также они недооценивают воздействие стресса на их собственное психическое и физическое здоровье.

Немного о стрессе в подростковом возрасте в цифрах:

В подростковом возрасте к самым распространённым источникам стресса относят:

1) школу (83%),

2) поступление в престижный ВУЗ или сам процесс выбора, чем заниматься после школы (69%)

3) финансовую ситуацию в семье (65%);

Многие тинейджеры жалуются на бессонницу (35%), переедание или употребление нездоровых продуктов (26%), пропуск приемов пищи (23%) из-за стресса в течение месяца;

40% подростков отмечают чувство раздражения или злости, 35% жалуются на чувство тревоги или нервозности, 36% говорят о состоянии усталости, 31% отмечает состояние перегруженности из-за стресса за последний месяц;

Больше четверти подростков говорят, что избегают общения или резко сокращают часы времяпрепровождения с одноклассниками и друзьями в связи с накопившимся за месяц стрессом. 51% тинейджеров говорит, что они чувствуют некое напряжение от стресса по крайней мере раз в месяц;

Подростки отмечают, что в течение академического года средний уровень их стресса достигает значения в 5,8 по 10-бальной шкале, по сравнению с показателем 4,6 в летний период.

Распространенные причины стресса у подростка.

Подростки разные и стресс может быть вызван различными факторами. Результаты исследования в Америке показывают, что в данном возрасте можно выделить некоторые общие причины возникновения стресса.

Социальный стресс.

Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска и идентификации себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации. Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса. Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний. В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.

Разногласия в семье.

Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, супружеские проблемы, напряженные отношения среди братьев и/или сестер (включая сиблинговый буллинг), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка.

События в мире.

Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков. Данная возрастная категория обычно погружена в поток новостей, не меньше, чем их родители, а то и вовсе 24 часа в сутки. Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.

Травматические события.

Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка. Также важно отметить, что не менее 10% подростков сталкиваются с сексуальными домогательствами на свиданиях.

Перемены в жизни.

Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка.

Стресс от учебы.

От оценок на занятиях до баллов ЕГЭ, стресс от учебы сильно сказывается на жизни подростка. Многие переживают по поводу своей академической успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью.

II. Практическая часть

2.1. Исследование

Исследование включило в себя несколько этапов:

Для исследования уровня стресса, вызванного дифференцированным зачётом по математике, учащихся 1 курса ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» я использовала цветовую диагностику Макса Люшера. Все участники прошли тест в виде письменного опроса до и после дифференцированного зачёта по математике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Сопоставлены итоги тестирования до дифференцированного зачёта по математике и после. Выведен общий результат у каждого студента и всей группы вместе.

Результаты тестирования.

Учащимся 1 курса ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» 162б9 было предложено пройти тестирование на уровень тревожности по методу Макса Люшера до и после дифференцированного зачёта по математике. В итоге, после анализа полученных результатов, можно заметить, что уровень стресса у студентов изменялся по-разному (повышался\снижался) или вовсе оставался неизменным (Приложение 1).

Тестирование показало, что:

У 48% участников исследования уровень стресса повысился до диф. зачёта.

У 28% участников исследования уровень стресса не изменялся.

У 24% участников исследования уровень стресса повысился после диф. зачёта.

Так как повышение тревожности и до, и после сдачи дифференцированного зачёта говорят о том, что студент находился в стрессовом состоянии во время проведения промежуточного тестирования, итоги работы следующие:

72% участников исследования подверглись стрессу, вызванному промежуточным тестированием по математике.

28% участников исследования не подверглись стрессу, вызванному промежуточным тестированием по математике.

Заключение.

Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.

Данный материал будет актуален при составлении образовательной программы, учебного плана преподавателями, при индивидуальной работе психолога с учащимися и при проведении дополнительных мероприятий с психологом колледжа. А также информация, приведённая мной в теоретической части работы, будет полезна самим подросткам для анализа и контролирования уровня собственного стресса.

Вывод.

Промежуточное тестирование по математике является стресс-фактором для учащихся 1 курса ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» 162б9 группы. У некоторых студентов частота проведения подобной оценки знаний вызвало привыкание к промежуточному контролю, и их психика не воспринимает его как серьёзный стресс-фактор.

Список используемых источников.

1. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.

2. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера. — СПб.: Речь, 2007. — 264 с.

3. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. — СПб.: Речь, 2005. — 624 с.

4. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — 3-е. — Москва-СПб: Питер, 2007. — С. 226-227. — 688 с Люшер Макс. Цвет вашего характера. — Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. — С. 14-15. — 240 с.

Приложение

Приложение 1.

Участники исследования

Итоги тестирования до диф. зачёта

Итоги тестирования после диф. зачёта

Вывод

1.

Амбарцумян С.

Показатель тревожности: 5 из 12 -эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности:5 из 12 -эмоциональная напряжённость

Без изменений

2.

Андрющенко И.

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

3.

Бакатова М.

Показатель тревожности: 6 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 3 из 12 - эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

4.

Гаджаева М.

Показатель тревожности: 3 из 12 -эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 3 из 12 - эмоциональная напряжённость

Без изменений

5.

Гусева А.

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 3 из 12 -

эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

6.

Джумагельдиева Ф.

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

7.

Жирова Л.

Показатель тревожности: 7 из 12 - состояние дезадаптации

Показатель тревожности: 6 из 12 -

эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

8.

Исрапилов Р.

Показатель тревожности: 2 из 12 -незначительная тревожность

Показатель тревожности: 3 из 12 -

эмоциональная напряжённость

Повысился уровень стресса

9.

Карданова С.

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Без изменений

10.

Кувандыкова К.

Показатель тревожности: 3 из 12- эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 3 из 12- эмоциональная напряжённость

Без изменений

11.

Лесниченко А.

Показатель тревожности: 8 из 12 - состояние дезадаптации

Показатель тревожности: 7 из 12- состояние дезадаптации

Снизился уровень стресса

12.

Менгалиев А.

Показатель тревожности: 6 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

13.

Омарова М.

Показатель тревожности: 3 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 3 из 12 - эмоциональная напряжённость

Без изменений

14.

Петухова Ю.

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

15.

Повелица К.

Показатель тревожности: 5 из 12 -

эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

16.

Порощук Е.

Показатель тревожности: 3 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Повысился уровень стресса

17.

Саркисова В.

Показатель тревожности: 0 из 12 - незначительная тревожность

Показатель тревожности: 0 из 12 -незначительная тревожность

Без изменений

18.

Сухая С.

Показатель тревожности: 11 из 12 -психологический и физиологический стресс

Показатель тревожности: 7 из 12- состояние дезадаптации

Снизился уровень стресса

19.

Тхостова А.

Показатель тревожности: 10 из 12- состояние дезадаптации

Показатель тревожности: 9 из 12- состояние дезадаптации

Снизился уровень стресса

20.

Умаргаджиева А.

Показатель тревожности: 6 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Снизился уровень стресса

21.

Устинова А.

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 5 из 12 - эмоциональная напряжённость

Повысился уровень стресса

22.

Чичулина А.

Показатель тревожности: 3 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 3 из 12 -

эмоциональная напряжённость

Без изменений

23.

Щербакова М.

Показатель тревожности: 4 из 12 - эмоциональная напряжённость

Показатель тревожности: 6 из 12 - эмоциональная напряжённость

Повысился уровень стресса

24.

Эбзеева С.

Показатель тревожности: 1 из 12 -незначительная тревожность

Показатель тревожности:6 из 12 - эмоциональная напряжённость

Повысился уровень стресса

25.

Якубова С.

Показатель тревожности: 0 из 12 -незначительная тревожность

Показатель тревожности: 8 из 12- состояние дезадаптации

Повысился уровень стресса

Результаты группы

Эмоциональная напряжённость

Эмоциональная напряжённость

Уровень стресса повышается и снижается.

Редко остаётся без изменений

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области