Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему «Здравствуй, зимушка - зима!»
Цель: расширение представления детей о характерных признаках зимы в природе, умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умений вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы; формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом; расширение знаний о свойствах снега и льда; формировать представления о безопасном поведении людей зимой; развитие наблюдательности, внимания; воспитание любви к родной природе, к русской зиме.
Итоговое мероприятие: «Зимняя сказка» - чтение стихотворений о зиме.
Дата проведения: 04.12.23г. – 80.12.23г.
Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации, предметные картинки о зиме, раскраски по теме, трафареты зимних деревьев, д/и «Зимние узоры», «Кто где живёт», мнемотаблицы, оборудование в экспериментальном центре для опытов с водой и льдом, художественная литература: стихи о зиме, макет «Зима в лесу», «Зимняя улица», дыхательной гимнастики: «Снежинки», картотека на развитие связной речи «Зимушка зима».
РРежим | Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность в центрах активности | Взаимодействие с родителями | |
Групповая, подгрупповая | индивидуальная | ||||
УТРО | Тема недели: «Здравствуй, зимушка - зима!» Понедельник 4 декабря | Беседа с детьми о том, какое сейчас время года - повторить зимние месяца, назвать признаки зимы, закреплять представления о временах года. Д/игра «Зимние слова» - формировать умение согласовывать слова в предложении, учить составлять короткий рассказ. Разучить пальчиковую гимнастику по теме недели: «Снежки» учить одновременно показывать и проговаривать слова. КГН. Учить детей аккуратно складывать вещи в шкафчике, обсудить почему это важно. | Учить определять местоположения предмета: слева, справа, рядом, около, между. | Предложить альбом по теме недели для рассматривания зимних пейзажей. Прививать любовь к родной природе. | Оформить папку – передвижку на тему «Зима и зимние приметы» |
Занятие | 1. Окружающий мир. Виртуальная экскурсия «Зима в городе» Вахрушев А.А. стр. 59 Программные задачи: расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить самостоятельно их находить; формировать представления о зимних развлечениях девочек и мальчиков; развивать способность наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство эмпатии к родной природе. 2. Физкультурное занятие по плану специалиста | ||||
ПРОГУЛКА | Карточка № 1 С/р игра «К доктору на прием с простудой и гриппом» - закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью. | Упражнять в прыжках с продвижением вперёд, воспитывать ловкость. | Предложить выносной материал: лопаты для снега, ведра. | ||
Чтение худ-ной лит-ры | А.С Пушкин «Мороз и солнце.. | ||||
ВЕЧЕР | ОБЖ «Гололед» - знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. Д/и «Кто живёт у нас зимой» - закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия. | Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку» - развитие речевого дыхания. | Предложить строительные конструкторы: «Лего» большое, маленькое для самостоятельного выполнения построек. | ||
ПРОГУЛКА | Наблюдение наступление вечера. Обратить внимание детей на то, как постепенно темнеет, наступает вечер, на небе видны звезды и луна. П/игра «Найди, где спрятано». Учить ориентироваться в пространстве, выполнять действия по сигналу. | Игры со снегом, с выносным материалом. (лыжи, мячи, лопаты) |
Режим | Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность в центрах активности | Взаимодействие с родителями | |||
Групповая, подгрупповая | индивидуальная | ||||||
УТРО | Тема недели: «Здравствуй, зимушка - зима!» Вторник 5 декабря | Беседа с детьми «Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого это плохо?» - учить детей рассуждать. Д/игра «Назови вежливые слова» - развивать речевую активность, доброжелательное отношение к окружающим. Ситуативный разговор: «Можно ли зимой есть снег?» - учить рассуждать, почему нельзя есть снег. Дежурство по столовой - закрепление умения правильно раскладывать столовые приборы. | «Соедини снежинки». (от самой маленькой до самой большой) - развивать мелкую моторику рук. | Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности. Рисование по желанию детей различными материалами. | Предложить родителям принять участие до 16.12 в выставке поделок «Новогодний шар» | ||
Занятие | 1.Развитие речи заучивание стихотворения «Зима» Затулина Г.Я. стр. 55 Программные задачи: познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; развивать связную и монологическую речь; воспитывать любознательность, желание прийти на помощь. 2. Физкультурное занятие по плану специалиста | ||||||
ПРОГУЛКА | Карточка № 2 С/р игра «Магазин» - умение обозначать свою роль, применять полученные знания, формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. | Метание снежков в вертикальную цель поочередно правой и левой рукой. | Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом – лопатки для снега. | ||||
Чтен-ние худ-ной лит-ры | К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы» | ||||||
ВЕЧЕР | Театрализованная деятельность: Игра «Отгадай» - развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно. (действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии). Отгадывание загадок по теме недели о зиме – развитие логического мышления. Д/игра «Зимние слова» - формировать умение согласовывать слова в предложении, учить составлять короткий рассказ. | «Сосчитать сколько снежинок». Продолжать учить считать до 5, на основе наглядности Настя Г., Мартин Г. | Внести картины И. Шишкина «Зима». Учить творческому восприятию картины, развивать фантазию и воображение детей. | ||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за метелью – продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе; познакомить с новым понятием «метель». Загадка про метель: лечу, кручу, на весь мир ворчу. П. игра «Снежинки и ветер» - развивать быстроту бега, умение ориентироваться в пространстве. | Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом, со снегом. | |||||
Режим | Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность в центрах активности | Взаимодействие с родителями | |||
Групповая, подгрупповая | индивидуальная | ||||||
УТРО | Тема недели: «Здравствуй, зимушка - зима!» Среда 6 декабря | Беседа с детьми «Учим Мишутку правильно вести себя в группе» - закрепление правил поведения в групповых помещениях Д/игра «Кто живёт у нас зимой» - закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия. Ситуативный разговор о мытье рук с мылом - формировать умения и навыки правильно намыливать мылом, смывая водой, насухо вытираться полотенцем. | Учить составлять квадрат и прямоугольник из счетных палочек. Называть предметы квадратной и прямоугольной формы. | Предложить детям раскраски и трафареты на тему «Зима». | Предложить родителям помочь в организации досугового мероприятия «Все начинается с мамы!» | ||
Занятие | 1. Математика Занятие № 1 Помораева И.А. стр. 28 Программные задачи: продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»; совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади; развитие внимания, памяти, логического мышления; воспитывать самостоятельность. 2. Музыкальное занятие по плану специалиста | ||||||
ПРОГУЛКА | Карточка № 3 С/р игра «Кафе» - развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр; воспитывать социально активную личность. | Упражнение " прыжки через ров" - упражнять в выполнении прыжков на двух ногах через линию. Настя Г., Илья М. | Учить детей самостоятельно выполнять постройки из снега, реализовывать свой замысел, объединяться в творческие группы. | ||||
Чтен-ние худ-ной лит-ры | «Зимовье» обр. И. Соколова – Микитова | ||||||
ВЕЧЕР | Слушание П. И. Чайковского «Зимнее утро», беседа о впечатлениях от услышанного – умение видеть красоту природу через музыку. Игровая ситуация «Можно ли зимой есть снег?» (рассказать, почему нельзя есть снег- можно простудиться) - формирование навыков здорового образа жизни. Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье. Ритмическое упражнение «На дворе мороз и ветер» - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений, пространственные представления. | Дидактическое упражнение «Найди одинаковые рукавички и раскрась их». Развивать логическое мышление, внимание. | Игры с крупным и мелким строительным материалом. | ||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за земляным покровом - развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений. П/игра " Самолёты". Развивать ловкость, выносливость. | Самостоятельные игры с выносным материалом. | |||||
Режим | Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность в центрах активности | Взаимодействие с родителями | |||
Групповая, подгрупповая | индивидуальная | ||||||
УТРО | Тема недели: «Здравствуй, зимушка - зима!» Четверг 7 декабря | Беседа с детьми «Почему проезжую часть и тротуары посыпают в гололед песком?» - обобщение представлений детей об основных источниках и видах опасности на улице, в природе. Д/игра «Бывает – не бывает» - обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Чтение стихотворения Дружининой «Сосулька»: Когда я сосульку ел, было очень вкусно, а потом я заболел, стало очень грустно - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | Дидактическая игра: Выложи зайчика из геометрических фигур. | Выложить атрибуты для с. р. игра: «Пожарные». Игры в физкультурной зоне. | Консультация для родителей «Как одеть ребенка на зимнюю прогулку» | ||
Занятие | 1. Рисование «Зимний пейзаж» сюжетное рисование Колдина Д.Н. стр. 30 Программные задачи: учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти; учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь; развивать воображение, эмоционально-эстетические чувства, любовь к природе; воспитывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения. 2. Физкультурное занятие по плану специалиста. | ||||||
ПРОГУЛКА | Карточка № 4 С/р игра «Магазин» - закрепить умения детей применить при организации и в ходе игры свои знания о работе продавца, умение подбирать атрибуты. | Индивидуальная работа - Ходьба между линиями (10—15 см). Развивать и совершенствовать двигательную активность. | Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. | ||||
Чтен-ние худ-ной лит-ры | В. Ланцетти «В мороз» | ||||||
ВЕЧЕР | Д/и «Определи время года» - учить замечать происходящее в природе сезонные изменения; определять характерные признаки зимы. Ситуативный разговор «Как помириться» - формировать у детей социально – коммуникативные навыки. Экспериментальная деятельность: опыт «Заморозки». Показать зависимость воды от температуры воздуха. | Д/и «Исправь ошибку» - учить находить ошибки в рисунках. | Предложить настольно – печатные игры: лото, разрезные картинки, пазлы, вкладыши, развивающие игры. | ||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом - расширять и углублять знания о растениях, формировать умение выявлять причинно-следственные связи в природе. П. игра «Ловишки» - развивать ловкость. | . | Предложить выносной материал для наведения чистоты на участке. | ||||
Режим | Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность в центрах активности | Взаимодействие с родителями | |||
Групповая, подгрупповая | индивидуальная | ||||||
УТРО | Тема недели: «Здравствуй, зимушка - зима!» Пятница 8 декабря | Беседа с детьми «Осторожно! Скользко!» - познакомить детей с правилами безопасности в зимнее время - в гололед. Игры с мозаикой " Зимние узоры" - развивать умение детей выкладывать изображения зимних узоров по образцу; развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук. КГН. Практическое упражнение " Учимся пользоваться носовым платком" - обсудить с детьми, как нужно действовать при кашле и чихании. | Д/и «Найди отличия» - развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. | Рисование на свободную тему - стимулировать у детей желание отображать знакомые образы при помощи бумаги, красок, карандашей, восковых мелков, применять освоенные техники. | Предложить покормить птиц. Прислать в чат видео отчет для создания совместного видеоролика «Как мы помогаем зимовать пернатым» | ||
Занятие | 1. Аппликация «Снегопад» Павлова О.В. стр. 102 Программные задачи: учить создавать образ облаков, снежинок; учить пользоваться клеем, упражнять в аккуратном намазывании; развивать ориентировку на листе бумаги, находить места для наклеивания облаков, снежинок, снега вод ногами; воспитывать любовь к красоте природы. . 2 Музыкальное занятие по плану специалиста | ||||||
ПРОГУЛКА | Карточка № 5 С/р игра " Детский сад" - предложить детям обыграть различные ситуации, участниками которых являются дети, воспитатели, родители. | Игровое упражнение: «Кто дальше» - упражнять в метании предметов в цель, развивать силу рук и глазомер. | Предложить спортивные атрибуты для самостоятельных игр. | ||||
Чтен-ние худ-ной лит-ры | Н. Некрасова «Снежок». | ||||||
ВЕЧЕР | Х.Б.Т. Протираем стулья - учить выполнять его последовательно, аккуратно; воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Просмотр мультфильма «Лунтик «Первый снег»» - формирование желания вести здоровый образ жизни. Ситуативный разговор «Что произойдет, если мы забудем покормить птиц» - расширять представления детей о зимующих птицах, вызвать желание заботиться о них. | Физ. развитие. Упражнять в отбивании мяча о землю и ловле двумя руками. | Предложить настольные игры «Ходилки», «Лото», «Крестики – нолики». | ||||
ПРОГУЛКА | Уборка участка от снега - дать лопаты и по очереди убирать снег, воспитывать трудолюбие, желание трудиться, учить детей беречь свой труд и труд товарищей. П/игра «Снежинки и ветер» - развивать быстроту бега, умение ориентироваться в пространстве. | Самостоятельная деятельность с выносным оборудованием. |