ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по предмету «Гимнастика»
Преподаватель: Шартыгина Вера Яковлевна
Предмет: Гимнастика
3 год обучения
Тема урока: «Закрепление акробатических элементов»
Цель урока: совершенствовать исполнение акробатических движений путем повторения и отработки изученных движений.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
- формирование акробатических умений и навыков в соответствии с программными требованиями;
- активизация познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- развитие музыкального и осмысленного исполнения движений;
- развитие координации движений;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости, постановка дыхания;
- психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
- формирование эстетического вкуса, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- активизация творческих способностей;
- формирование умения творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Основные методы работы:
- Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения–образы.
- Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
- Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
- Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Средства обучения:
- музыкальный инструмент (пианино);
- музыкальный центр (ТСО);
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Межпредметные связи:
- гимнастика;
- ритмика и танец;
- слушание музыки.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения целей и задач учебного занятия является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
-тренировочные маты;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- аккомпанемент концертмейстера;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
-специальная форма и обувь для занятий .
СТРУКТУРА УРОКА
Вводная часть урока ( 5 мин.)
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу и концертмейстеру;
- обозначение темы и цели урока;
- беседа об акробатике.
Подготовительная часть урока (10 мин.)
- подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега).
Основная часть урока (55 мин.)
1. Повторение изученных движений на середине зала:
- партерная акробатика ;
- упражнение по диагоналям в продвижении;
- упражнения на гимнастическом мате;
- подготовка к сальто и колесу в воздухе.
Заключительная часть урока (10 мин.)
- упражнения на восстановление дыхания;
- основное построение для выхода из зала;
- подведение итога урока (оценка работы учащихся, отметки в журнал);
- поклон педагогу и концертмейстеру;
- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
КОНСПЕКТ УРОКА
Вводная часть
• Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются по станку в одну линию, затем выходят в перед двумя колоннами и перестраиваются в 5 линий в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
• Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
• Обозначение темы и цели урока.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим ранее изученные акробатические элементы, закрепим комбинации из этих элементов.
•Беседа об –акробатике, как составляющей гимнастики.
- Кто ответит на вопрос: что такое акробатика?
(Акробатика — в переводе с латинского «хожу на цыпочках» — лезу вверх)
- Что развивает акробатика?
(Акробатика развивает гибкость, силу, прыгучесть, балансировку, ловкость, отличную координацию и хорошую физическую подготовку.)
Методический материал для учителя: Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат».
В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.
2.1. Виды упражнений
Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:
— перекаты — вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);
— кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;
— перевороты без фазы полета — движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону — «колесо»);
— перевороты с фазой полета — прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)
Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.
2.2. Группы упражнений
Акробатические упражнения делятся на три группы:
1. Акробатические прыжки — перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.
2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые — стойки, стояния, седы, поддержки.
3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.
Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.
Подготовительная часть
• Учащиеся выполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц. Разогревая весь аппарат для выполнения акробатических элементов. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
- повороты и наклоны головы;
- круговые упражнения плечами вперед и назад;
- махи руками вперед и назад по кругу;
- круговые движения туловищем ;
- наклоны вперед, назад и в сторону с руками;
- разогрев стоп;
- махи ногами;
- sotte по I позиции
Данные упражнения способствуют разогреву двигательного аппарата для выполнения акробатических элементов .
Основная часть
Повторение изученных движений на середине зала
- Исходное положение сидя, ноги вытянуты вперед. На раз, два ноги раскрываются в стороны, на три, четыре кладем корпус вперед, пять, шесть перекатываемся и собираем ноги сзади, на семь восемь прогиб назад. Упражнение повторяется вперед со складкой на две ноги. муз. р-р 2/4
Заключительная часть урока
• Основное построение для выхода из зала (линии в шахматном порядке).
• Степень реализации цели: качественная оценка работы учеников; замечания; выставление отметок в журнал
• Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
• Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (марш).
В основе всего урока положена здоровьесберегающая технология, а также личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом. Из личного опыта могу с уверенностью сказать, что акробатика очень сильно помогает в общем развитии скелета, мышечной массы. Почти любой элемент в акробатике - это нагрузка на все тело. Гибкость, отличная координация, хорошая физическая подготовка - это лишь малая часть того, что могут дать занятия по акробатике.
Танцоры, активно занимающиеся акробатикой, отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных танцевальных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься девочкам и мальчиком с различными физическими данными.
Список литературы