Важность развития культуры речи и ораторского мастерства у учителей Бирюлина Софья Станиславовна
Студентка алтайского гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина
Алтайский край г. Бийск
Аннотация: в данной статье будут рассмотрены факторы, влияющие на восприятие учениками устной речи преподавателя, а также методы развития ораторского мастерства.
Ключевые слова: оратор, ученики, уроки, педагог, этика, эрудиция, методы, аудитория, курсы.
Успешность образовательного процесса зависит от множества факторов. Одним из самых важных является культура речи и ораторское мастерство учителей. Они играют роль в формировании взаимоотношений между преподавателями и учениками, способствуют эффективной передаче знаний и умений, а также стимулируют внимание и интерес в классе.
Данная тема была, есть и будет актуальна для каждого педагога, ведь ораторское мастерство немаловажный фактор при проведении уроков. Грамотно поставленная речь, хорошее знание материала и интересная подача, многократно увеличат результативность обучения. Также очень важно, чтобы учитель имел опыт публичных выступлений. Аудитории или классы бывают самыми различными, и для каждой из них нужно уметь найти свой подход.
Слишком научный стиль речи будет непонятен школьникам, а очень простой, может вовсе не раскрыть тему. Найти правильный подход к организации образовательного процесса не так просто, но, если учитель обладает культурой речи и ораторским мастерством, ему будет намного проще достичь желаемого результата. Сказать так, чтобы тебя услышали очень важно для педагога.
Ораторское искусство учителя включает в себя:
Эрудицию:
Широкое знание своего предмета-данный фактор дает уверенности педагогу в своем слове. Но так как часто приходится отвечать на отстраненные от предмета вопросы учеников, важно быть эрудированным в разных областях.
Этику:
Уважительное отношение к своему уроку и ученикам, ответственность перед аудиторией — это главное. Учитель не должен опаздывать на урок, игнорировать вопросы обучающихся, грубить и обладать мелочной придирчивостью.
Эмоциональность:
Преподаватель должен рисовать образы в воображении обучающихся своим словом. Ведь намного интересней слушать выразительную и в меру эмоциональную речь, нежели нудную и монотонную.
Также немаловажным фактором является и внешний вид учителя. Он должен быть опрятным, аккуратным и строгим. Чтобы ученик мог сосредоточиться на том, что говорит преподаватель, а не на том, как он одет.
В первую очередь очень важно правильно составить композицию своего монолога, в нем должна содержаться объективная и полезная информация. Структура вашего выступления должна быть ясной, а язык грамотным и выразительным. Импровизация также очень важна, не всегда все проходит так, как вы запланировали. Иногда даже юмор помогает выйти из некоторых ситуаций.
Методы:
Есть 2 метода обучения ораторскому мастерству. Первый, конечно же, самостоятельное обучение. Работа над дикцией, темпом речи и размеренным дыханием может проводится и дома. Вторым методом можно назвать запись на специализированные курсы или тренинги, в которых профессиональные ораторы делятся своим опытом.
По большому счету успешному учителю просто необходимо быть профессиональным оратором. Слово никогда не заменят ни статьи, ни учебники.
Заключение:
Развитие культуры речи и ораторского мастерства у учителей является неотъемлемой частью их профессионального роста. Умение эффективно коммуницировать с учениками и создавать в классе благоприятную атмосферу имеет существенное значение для успешной работы педагога. Учителя с высоким уровнем ораторского мастерства способны мотивировать и вовлечь учеников в учебный процесс, а также служить примером для развития коммуникативных навыков у молодого поколения. Кроме того, развитие культуры речи может помочь учителям достичь успеха в карьере. Таким образом, важно продолжать развивать навыки и техники ораторского искусства в профессии учителя и осознавать их важность для успешного взаимодействия с учениками и образовательным процессом в целом.