ООД «Такие разные столовые приборы»
Задачи: Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях столовых приборов (ложки и вилки); о видовом многообразии однородных предметов (столовые приборы разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям). Активизировать познавательную деятельность детей. Закреплять знания названий и приемов использования разных видов столовых приборов. Отрабатывать навыки сервировки стола. Совершенствовать культуру приема пищи. Воспитывать желание использовать полученный опыт в повседневной жизни. Привлечь членов семей воспитанников к участию в совместных с детьми мероприятиях в рамках общего проекта.
Материалы и оборудование:
Ход проведения ООД
Воспитатель: здравствуйте уважаемые члены клуба «Чистые тарелки»!
Сегодня заседание нашего клуба посвящено столовым приборам. И начну я его с угощения. Ребята, представьте, что сегодня вы пришли ко мне в гости. А вот и угощение!
Ставлю на стол вазочку с вареньем.
Воспитатель: - Ешьте, не стесняйтесь! Почему же вы не едите?
Ответы детей (нет ложек).
Воспитатель: Вы верно заметили, ложек нет. Зато у меня есть вилка!
Приглашенный ребёнок пробует зачерпнуть варенье вилкой, комментирует свои действия.
Воспитатель: да, не получается. Поэтому начнём мы наш разговор с такова привычного для нас и, несомненно, незаменимого предмета – ложки.
Как вы думаете, ложка у людей были всегда?
Ответы детей.
Воспитатель: именно про это, про то, как люди начали пользоваться ложкой, расскажет нам член нашего клуба Максим Поляков
Рассказ Максима «История ложечки»:
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды
Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали, что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными. В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка
Также древние люди изготавливали ложки из рогов и костей животных
Народы, живущие на берегах морей и рек, в качестве ложек использовали ракушки.
Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая коробочка! Послушайте и попробуйте догадаться, крупные или мелкие предметы в ней находятся.
Предположения детей.
Воспитатель: - Закройте глаза, я положу эти предметы вам в руки, узнайте их на ощупь. Правильно, это ракушки. Попробуйте с их помощью перелить воду из одной чашки в другую.
Проводится опыт, дети делают выводы.
Воспитатель: - Да, ракушками тоже есть было неудобно, жидкая пища проливалась, горячая обжигала руки. А глиняные ложки часто ломались. Прошло ещё немало времени, и люди научились вырезать ложки из дерева
Воспитатель: Первые деревянные ложки были очень простыми. Затем народные умельцы стали украшать их, расписывать красками и покрывать лаком.
Воспитатель: до сих пор люди иногда используют деревянные ложки в качестве столовых приборов, но всё чаще они служат для украшения дома и в качестве музыкальных инструментов.
Воспитатель раздаёт детям деревянные ложки.
Ребёнок:
Бежали по дорожке, собирали ложки.
Ложки не простые, ложки хохломские
Вятские, смоленские, ложки деревенские.
Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.
Ой, же – говори, заиграем ложкари.
Детский ансамбль «Ложкари».
Воспитатель: - Скажите, ребята, а какими ложками мы пользуемся сейчас.
Ответы детей.
Воспитатель: Следующими гостями нашего клуба будет семья Клименко, Вова и Алина, они расскажут нам о том какими разными бывают ложки.
Рассказ Вовы и Алины «Такие разные ложки»
Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка.
Алина: за всю историю ложки её форма всячески менялась, однако, в строении всегда присутствовали три основные части: первая часть - держало, это то, за что мы держим ложку; вторая часть - черпало, это то, чем мы захватываем пищу и перемычка между ними.
С тех пор, как появилась ложка, она приобрела множество разновидностей.
Столовая ложка предназначена для употребления супов и каш в глубоких тарелках. (показ)
С помощью чайной ложки размешивают сахар в чае, употребляют горячие напитки. (показ)
Десертную ложку используют для употребления сладких блюд, которые поданы в креманках или глубоких десертных тарелках. (показ)
Для салатов используется большая салатная ложка, она может быть с прорезями, чтобы излишки масла или соуса могли через нее стекать обратно в тарелку.
А это одноразовая, пластмассовая ложка, она используется для однократного употребления пищи. Я предлагаю использовать сегодня эту ложку для весёлой игры. (передаёт ложку воспитателю)
Воспитатель: Алина предложила поиграть, вы согласны?
Для игры нужны две пары, девочки против мальчиков.
Игра забава.
Воспитатель: Уважаемые члены клуба мы с вами сегодня много и долго говорили о ложке, но ведь существуют другие столовые приборы.
При виде еды не считают ворон:
Один разрезает, вторая цепляет.
Обоим в тарелке работы хватает.
Ребята о каких приборах эта загадка.
Это нож и вилка.
Воспитатель: о этих столовых приборах нам расскажет наш следующий гость, это член нашего клуба – Костя Акямцев и его мама Яна Игоревна
Костя загадывает загадку:
Я. И: как вы ребята догадались, мы вам расскажем о вилке. Разновидностей вилок множество, как и ложек. Я вам сегодня расскажу о двух – обеденная и десертная вилка. Обеденная вилка – это обычная вилка с четырьмя зубцами, предназначенная для того, чтобы кушать….. вторые блюда. Подается вилка вместе со столовым ножом. Обеденную вилку берут в левую руку, нож – в… правую (Костя производит показ, как пользоваться приборами). Для того чтобы отделить маленький кусочек от основного куска, вилку переворачивают изогнутой стороной вверх и втыкают в мясо. Ножом отрезают кусочек и отправляют его при помощи вилки в рот. Чтобы взять с тарелки гарнир, вилку переворачивают изогнутой стороной вниз и используют как ложку, помогая себе… ножом.
Я. И: Десертная вилка – самая маленькая по размеру вилка с тремя укороченными зубчиками. Десертные вилки, предназначенные для пирогов, тортов, пирожных, и для фруктов. Если десертный нож не подается, то десертную вилку держат в правой руке: отделяют ребром вилки кусочки десерта, например банан, накалывают и отправляют их в рот. Мы приготовили для вас лакомство – банан. Он уже очищен от кожуры, давайте правильно его съедим, используя десертную вилку.
Угощение для членов клуба.
Воспитатель: давайте поблагодарим Костю и Яну Игоревну за интересный, поучительный рассказ и угощение.
Спасибо.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня на заседании нашего клуба поговорили о важнейших элементах этикета, о столовых приборах – ложке, вилке и ножек. Но забыли вспомнить, где они расположены при сервировке стола.
Воспитатель: что же такое сервировать стол?
Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.
Воспитатель: основная цель сервировки стола – это создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами для приёма пищи.
Я предлагаю вам сейчас накрыть себе стол к обеду, а взрослые члены клуба и гости оценят вашу сервировку.
Ребёнок 1:
Накрываем стол к обеду.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Мы салфеточки разложим
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Ребёнок 2:
Вокруг хлебниц хороводом
Чашки с чаем тут стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
Рядом ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
Ребёнок 3:
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Воспитатель: мы попросим почетного гостя – заведующую нашего детского сада Инну Валерьевну оценить старания ребят и указать на ошибки.
Комментарии Инны Валерьевны.
Воспитатель: на этом заседание нашего клуба прошу считать закрытым, за старания всем ребятам в подарок десертные вилки. По аплодируем друг другу.