Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Мы - исследователи"

Цель проекта Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Задачи проекта Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями Развивать связную речь детей побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно -символическому схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира Развивать наблюдательность Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад №9 «Кубанское солнышко»

Проект

Экспериментальная деятельность в подготовительной в подготовительной группе на тему: «Мы - исследователи».

Разработчик проекта:

Редькина Юлия Васильевна, воспитатель подготовительной группы МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №9»

Участники проекта: 

Воспитанники старшего дошкольного возраста, родитель (законный представитель) воспитатель.

Срок реализации: 04.09.2023г – 03.11.2023г.

Тип проекта: социально-значимый.

Актуальность проекта.

Данный проект рассчитан для проведения экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях среди воспитанников подготовительных групп, детей 6-7 летнего возраста. Непосредственными участниками проекта выступают воспитанники, их родители и воспитатели.

Целью проекта является практическое внедрение детского экспериментирования как средства образования и развития путем активизации познавательной активности детей. Посредством решения ряда задач воспитанники подготовительных групп усваивают навык проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы, повышается их познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности, улучшается уровень их речевого развития, осуществляется углубление знаний, предусмотренные программой. У выпускника дошкольного образовательного учреждения более полно формируется картина окружающего мира, формируются коммуникативные навыки. У дошкольников происходит развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Участие родителей в экспериментальной деятельности способствует улучшению взаимодействия с ребенком. Обмен опытом дошкольниками способствует их личностному росту.

Для проведения проекта необходимо наличие материально-технической базы - мини-лаборатории экспериментирования в группе.

В результате реализации проекта происходит обновление и пополнение картотеки опытов и экспериментов, материального оснащения мини-лаборатории.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно -символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

4. Наглядная информация.

5. Обмен опытом.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

Изучение и анализ методической литературы по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для осуществления экспериментальной деятельности при непосредственном участии родителей

Проведение анкетирования среди родителей.

В анкетировании приняли участи 20 родителей воспитанников из 25. Результаты:

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

17-да, 3-нет

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу(19);

б) отвечаю первое, что приходит в голову(1);

в) говорю, что у меня нет времени (0).

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы (5);

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)(15).

в) редко проявляет исследовательскую активность(0).

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

Песок, вода, ткани, бумага, огонь, растения, свет.

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

Часто- 7, иногда-10, никогда-3

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность (7);

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы (13);

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной (0).

7. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

Да- 20

8. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать?

Да-20, нет-0.

9. Хотели бы Вы стать участником в экспериментальной деятельности вместе со своим ребенком при условии оказания помощи воспитателем?

Да- 13. Нет- 7.

Вывод: воспитанники группы «Почемучки» испытывают интерес к опытам и экспериментам, в домашних условиях исследуют свойства органического и неорганического мира. Родители детей хотят поддержать интерес своих детей в исследованиях, но нуждаются в помощи со стороны воспитателя в организации данного процесса.

II этап – основной.

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Изучение разнообразия опытов по трем направлениям: живая природа, неживая природа, человек.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организован «Уголок экспериментирования».

Определены виды опытов и экспериментов:

«Вырасти кристалл» (Каченя Дарья)

«Растения «пьют» воду», «Вода и воздух» (Андросенко Александр)

«Светящееся яйцо» (Кандакова Арина)

«Изменение прозрачности воды» (Семухина Арина)

«Бурлящая лава», «Цветные червячки», «Полимерный снег» (Панкратова О.В.)

«Достань монетку из воды, не намочив рук», «Вулкан» (Погодаева Е.С.)

«Яйцо в бутылке» (Левушкин Лев)

«Не перемешивающиеся цвета», «Невидимые чернила» (Вернеев Александр)

«Рисунки на молоке» (Филюшкин Никита)

Распределение опытов среди воспитанников. Проведение консультации для родителей, в ходе которой определены цели, задачи опыта, необходимые материалы, предполагаемый результат и сроки проведения опыта. Предоставление родителям рекомендаций:

«Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»,

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!».

Проведение воспитателями группы опытов с детьми («Бурлящая лава», «Цветные червячки», «Полимерный снег» (Панкратова О.В.)

«Достань монетку из воды, не намочив рук» (Погодаева Е.С.)).

Реализация родителями с детьми в домашних условиях опытов по заданным темам и предоставление фото- и видеоотчетов.

Рассказ детьми в группе о проделанной работе и обмен впечатлениями с товарищами.

III этап – заключительный.

В ходе проведенной работы были получены следующие результаты:

Ребята научились проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы (вода, растения, воздух, молоко, соли и тд).

Повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности у участников проекта и детей, не принявших участие

В ходе рассказа о проделанной работе участниками перед воспитанниками группы отработан навык составления рассказа.

Углублены знания об окружающем мире, формирование целостной картины мира

Сформированы коммуникативные навыки

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам

Вывод

С целью практического внедрения детского экспериментирования как средства образования и развития детей был проведен проект «Экспериментальная деятельность в группе «Почемучки»». Данный проект позволил активизировать познавательную деятельность воспитанников, были достигнуты поставленные задачи. Дети узнали много нового и интересного: вода имеет свойство растворять вещества, при этом меняет цвет, растения пьют воду и могут менять цвет в зависимости от цвета воды, молоком можно написать тайное письмо, уксус расщепляет яичную скорлупу, вареное яйцо может попасть в бутылку и многое другое.

Благодаря проекту родители стали непосредственными участниками образовательного процесса, осуществляемого в детском саду.

На данный момент данный проект реализуется в группе «Вундеркинды». Родителями воспитанников приобретены наборы для экспериментирования: «Мини-центрифуга», «Солнечный автомобиль», «Чернила для шпионов». После публикации видео- и фотоотчетов участников проекта в официальной группе повысился интерес родителей и детей к экспериментированию. Нами намечен план дальней работы в данном направлении.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области