Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад №9 «Кубанское солнышко»
Проект
Экспериментальная деятельность в подготовительной в подготовительной группе на тему: «Мы - исследователи».
Разработчик проекта:
Редькина Юлия Васильевна, воспитатель подготовительной группы МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №9»
Участники проекта:
Воспитанники старшего дошкольного возраста, родитель (законный представитель) воспитатель.
Срок реализации: 04.09.2023г – 03.11.2023г.
Тип проекта: социально-значимый.
Актуальность проекта.
Данный проект рассчитан для проведения экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях среди воспитанников подготовительных групп, детей 6-7 летнего возраста. Непосредственными участниками проекта выступают воспитанники, их родители и воспитатели.
Целью проекта является практическое внедрение детского экспериментирования как средства образования и развития путем активизации познавательной активности детей. Посредством решения ряда задач воспитанники подготовительных групп усваивают навык проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы, повышается их познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности, улучшается уровень их речевого развития, осуществляется углубление знаний, предусмотренные программой. У выпускника дошкольного образовательного учреждения более полно формируется картина окружающего мира, формируются коммуникативные навыки. У дошкольников происходит развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Участие родителей в экспериментальной деятельности способствует улучшению взаимодействия с ребенком. Обмен опытом дошкольниками способствует их личностному росту.
Для проведения проекта необходимо наличие материально-технической базы - мини-лаборатории экспериментирования в группе.
В результате реализации проекта происходит обновление и пополнение картотеки опытов и экспериментов, материального оснащения мини-лаборатории.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно -символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Основное оборудование и материалы:
Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
Изучение и анализ методической литературы по теме
Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для осуществления экспериментальной деятельности при непосредственном участии родителей
Проведение анкетирования среди родителей.
В анкетировании приняли участи 20 родителей воспитанников из 25. Результаты:
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
17-да, 3-нет
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу(19);
б) отвечаю первое, что приходит в голову(1);
в) говорю, что у меня нет времени (0).
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы (5);
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)(15).
в) редко проявляет исследовательскую активность(0).
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
Песок, вода, ткани, бумага, огонь, растения, свет.
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
Часто- 7, иногда-10, никогда-3
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность (7);
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы (13);
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной (0).
7. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
Да- 20
8. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать?
Да-20, нет-0.
9. Хотели бы Вы стать участником в экспериментальной деятельности вместе со своим ребенком при условии оказания помощи воспитателем?
Да- 13. Нет- 7.
Вывод: воспитанники группы «Почемучки» испытывают интерес к опытам и экспериментам, в домашних условиях исследуют свойства органического и неорганического мира. Родители детей хотят поддержать интерес своих детей в исследованиях, но нуждаются в помощи со стороны воспитателя в организации данного процесса.
II этап – основной.
Внедрение в воспитательно- образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Изучение разнообразия опытов по трем направлениям: живая природа, неживая природа, человек.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организован «Уголок экспериментирования».
Определены виды опытов и экспериментов:
«Вырасти кристалл» (Каченя Дарья)
«Растения «пьют» воду», «Вода и воздух» (Андросенко Александр)
«Светящееся яйцо» (Кандакова Арина)
«Изменение прозрачности воды» (Семухина Арина)
«Бурлящая лава», «Цветные червячки», «Полимерный снег» (Панкратова О.В.)
«Достань монетку из воды, не намочив рук», «Вулкан» (Погодаева Е.С.)
«Яйцо в бутылке» (Левушкин Лев)
«Не перемешивающиеся цвета», «Невидимые чернила» (Вернеев Александр)
«Рисунки на молоке» (Филюшкин Никита)
Распределение опытов среди воспитанников. Проведение консультации для родителей, в ходе которой определены цели, задачи опыта, необходимые материалы, предполагаемый результат и сроки проведения опыта. Предоставление родителям рекомендаций:
«Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»,
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!».
Проведение воспитателями группы опытов с детьми («Бурлящая лава», «Цветные червячки», «Полимерный снег» (Панкратова О.В.)
«Достань монетку из воды, не намочив рук» (Погодаева Е.С.)).
Реализация родителями с детьми в домашних условиях опытов по заданным темам и предоставление фото- и видеоотчетов.
Рассказ детьми в группе о проделанной работе и обмен впечатлениями с товарищами.
III этап – заключительный.
В ходе проведенной работы были получены следующие результаты:
Ребята научились проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы (вода, растения, воздух, молоко, соли и тд).
Повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности у участников проекта и детей, не принявших участие
В ходе рассказа о проделанной работе участниками перед воспитанниками группы отработан навык составления рассказа.
Углублены знания об окружающем мире, формирование целостной картины мира
Сформированы коммуникативные навыки
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам
Вывод
С целью практического внедрения детского экспериментирования как средства образования и развития детей был проведен проект «Экспериментальная деятельность в группе «Почемучки»». Данный проект позволил активизировать познавательную деятельность воспитанников, были достигнуты поставленные задачи. Дети узнали много нового и интересного: вода имеет свойство растворять вещества, при этом меняет цвет, растения пьют воду и могут менять цвет в зависимости от цвета воды, молоком можно написать тайное письмо, уксус расщепляет яичную скорлупу, вареное яйцо может попасть в бутылку и многое другое.
Благодаря проекту родители стали непосредственными участниками образовательного процесса, осуществляемого в детском саду.
На данный момент данный проект реализуется в группе «Вундеркинды». Родителями воспитанников приобретены наборы для экспериментирования: «Мини-центрифуга», «Солнечный автомобиль», «Чернила для шпионов». После публикации видео- и фотоотчетов участников проекта в официальной группе повысился интерес родителей и детей к экспериментированию. Нами намечен план дальней работы в данном направлении.