Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Патриотическое воспитание дошкольников в ДОО"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОГЛАВЛЕНИЕ

4.1. Создание предметно-развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию.

4.2. Тематические игры.

4.3. Тематическое занятие «День Победы».

4.4. Чтение книг на патриотические темы.

5. Заключение.

5.1. Выводы.

5.2 Список используемых источников

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему.

И перед педагогами стоит задача открыть это детям.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Таким образом, следует отметить, что патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования и значимость его крайне высока.

1.2 ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить процесс гражданско - патриотического воспитания дошкольников и рассмотреть некоторые формы работы в этом направлении (варианты практического применения данного вопроса).

Большинство источников, понятие «патриотизм», возводят ко временам расцвета греческой культуры времён античности (первая половина первого тысячелетия до н.э.).

Если рассуждать о том, что представляет из себя языковая и смысловая первооснова патриотизма, отталкиваясь от его греческого происхождения и греческой корневой базы, то патриотизм это - любовь и преданность отечеству.

Из этого следует расширенная первооснова определения патриотизма, как политического принципа, связанного с общественной необходимостью, содержанием которой является поддержка большинством населения какой-либо цивилизации или государства такого мировоззрения у людей, чтобы для них самым важным была любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, из чего следует неуклонное стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторически так сложилось, что отечество у каждого своё, интересы целых цивилизаций и государств пока исторически никому до конца не удавалось загнать в рамки унифицированного списка «вечных ценностей», на основе которых можно было бы сформировать некое «унифицированное» мировоззрение для людей. Каждая региональная цивилизация или даже государство исторически всегда имело свой «набор» мировоззренческих ценностей, которые являлись и являются до сих пор основой понимания патриотизма в этих регионах. Именно поэтому понятие «патриотизм» большинство современных государств и цивилизаций взяли от греков для вывески, но содержание, что это такое - каждый вкладывает своё, специфическое.

По этой причине философы и учёные уже в более поздние времена зачастую спорили о том, что же такое патриотизм, хорошо, либо плохо это явление. Споры подобного рода продолжаются и в наши дни. В России особенно это касается разрешения вопроса о полезности патриотизма между либералами и консерваторами, между сторонниками некой «единой мировой культуры» и сторонниками «исконно национальной независимости» государств и цивилизаций. В то же время, если рассматривать российскую культуру, то российские патриоты делятся на сторонников реанимации советской империи и сторонников реанимации имперской монархии.

Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явления, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях и в зависимости от многих позиций. Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.

В разные времена под патриотизмом понималось служение народу и своему государству (присяга херсонесцев в начале 3 ст. до н.э.), как чувство преданности определённой державе и её институтам он существовал в Древней Греции (гражданский патриотизм и панэллинистский патриотизм), Риме и средневековье. Во времена Киевской Руси - смерть за родную землю считали почётной славой, обязанностью перед Родиной, а при Петре Первом - Отчизна начала отождествляться с определённой территорией и исторически сложившейся на ней общностью. Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие до сих пор не имеет чёткого сущностного универсального определения, назрела необходимость его более полного и всеобъемлющего рассмотрения.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.

В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию могут быть разнообразны, мы рассмотрим некоторые из них :

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- чтение детских книг на патриотические темы,

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край. Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

4.1 СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

При создании предметно-развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо учитывать требования к ее оснащению, т.к. должны быть созданы условия, способствующие воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Принципы:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; т.е. размер и планировка мебели должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот.

Принцип активности: среда должна быть в детском саду более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, т.е. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.

Принцип стабильности – динамичности; т.е. возможность изменения развивающей среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию интеллекта.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: целесообразно, например, в разных стилях представить детям одно и то же содержание.

Требования:

При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

Младший возраст

Альбом «Моя семья».

Фотоальбом «Моя группа», «Из жизни детского сада».

Фотоальбом «Мой город».

Флаг России.

Герб России.

Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.

Предметы декоративно-прикладного искусства.

Старший возраст

1. Познавательная зона:

- Глобус.

- Физическая карта России.

- Политическая карта России.

- Флаг России.

- Герб России.

- Герб Москвы.

- Гимн России.

- Портрет Путина В. В.

- Герб родного города.

- Флаг родного города.

- Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.

- Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.

2. Альбомы:

- «Моя семья»

- «Мой город»

- «Наша армия родная»

- Кассеты с записью сказок и патриотических песен.

3. Игровая зона:

- Развивающие игры.

4. Зона костюмирования

- Фуражки, пилотки, бескозырки

- накидки, плащи, воротники.

- ремни, бинокли

- длинные юбки

- платки, шали.

4.2 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Дидактическая игра: «Российский флаг»

Цели:

1.Формировать элементарные представления о флаге.

2.Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.

3.Познакомить с символическим значением цветов российского флага.

4.Развивать речь и обогащать словарный запас.

Материалы: репродукция В.И. Васнецова «Богатыри»; бело-сине-красный флажок; цветные полоски.

Ход игры:

Флаг нашей страны имеет историю. Много веков тому назад вместо флага использовали щит, привязывая к нему на верхушку пучок травы, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было «стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или города».

Потом стяги стали делать из ткани, и на них стали вышивать или рисовать красками изображения святых – «знамения» («Священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета: зелёный, жёлтый, белый, красный. А затем стали использовать сочетания белого, синего и красного. Белый цвет означал мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Белый, синий, красный – цвета, которые издревна почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красна девица, употребляя, слово красный в значении «красивый».

Белый, синий и красный – это цвета государственного флага России. Флаг-это отличительный знак государства. Предложить детям из полосок белой, красной и синей бумаги

сделать флаг.

Игра: "Чей отряд быстрее посадит свои самолеты". Дети строятся в две колонны, под музыку они бегают по залу, расставив руки в стороны ("самолеты летят"). По сигналу строятся в две колонны, присев на одно колено, руки — в стороны ("самолеты приземлились"). Побеждает команда, быстрее построившаяся.

Игра: «Помоги раненому». На стуле сидит раненый боец; девочка -медсестра, одетая в белый халат, пробирается сквозь все преграды на поле боя к раненому бойцу, достает из кармана бинт и перевязывает бойцу руку).

Дидактическая игра: «Помощники в семье»

Цели:

1.Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот.

2.Учить детей строить отношения с другими людьми.

3. Развивать речь детей.

Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.

Ход игры:

Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые

живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку:

-Что делает дедушка. А как помогает малышка?

-Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».

Дидактическая игра. «Собери пазл»

Для того чтобы запомнить как выглядят гербы нашей страны и Москвы, давайте разделимся на две команды и соберем пазлы с изображением гербов на скорость.

4.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».

Цель - углубление знаний о мужестве солдат в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

- закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной Войны;

- вспомнить какие памятники в вашем населенном пункте посвящены героям войны;

-воспитывать чувство уважения к героям ВОВ, желание заботиться о них;

- пробуждать гордость за подвиги своих родных.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о сражениях, чтение рассказов о ВОВ: "Препятствие" Б. Никольского, "Что могут солдаты" Я. Длуголенского, "Главное войско" Л. Кассиля, стихов "Танк" А. Кушнера, "Гармонь" А. Твардовского и других произведений, выучивание стихотворений, посвященных войне и дню победы.

Материал: иллюстрации о ВОВ, фотографии прадедушек в военной форме, ордена и медали ВОВ, запись песни "День Победы".

Ход занятия: - Ребята, посмотрите на расставленные иллюстрации и фотографии. Что вы на них видите?

- (ответы детей).

-Правильно. Мы с вами много говорили и читали о ВОВ. Какие произведения вы помните?

- (ответы детей).

-Молодцы. Вы уже знаете, как героически сражался наш народ с врагом. В каждой семье кто-то ушел на фронт, многие не вернулись, в каждой семье были герои. И вот сейчас некоторые из вас расскажут о своих прадедах, воевавших в ВОВ, а мы послушаем и посмотрим фотографии. После рассказов двух детей, проводится физкультминутка.

Физкультминутка. Воспитатель: - ребята, давайте представим, что мы с вами воины-освободители и принимаем участие в параде Победы и будем сейчас маршировать по Красной Площади под песню "День Победы". Под запись песни дети маршируют по группе. Затем еще двое детей рассказывают о своих родных.

- Рассказы детей.

- Воспитатель с помощью детей расставляет и развешивает фотографии на стенде.

-Молодцы! Смотрите, как хорошо у нас получилось!

4.4 ЧТЕНИЕ КНИГ НА ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Персонаж в волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюженный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Стоит также отметить, что для ребенка-дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Следует также отметить, что нравственное воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Стихотворения о маме устойчиво вошли в детскую литературу. Чувства малышей отличаются простотой.

Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я. Маршак К.И.Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.

Одним из писателей, который придавал огромное значение художественной литературы в воспитании детей, был Борис Степанович Житков. Свою задачу Б. Житков видел в создании увлекательных, динамичных, и в то же время поучительных книг для детей, отражающий бесценный человеческий опыт. Как и в жизни, он шел впереди, открывая новые возможности детской литературы.

Писатель помогал ребенку заглянуть в страну взрослых, разобраться в их поступках, отношениях. Почти все герои его произведений взрослые, и речь в них идет о взрослой, сложной, трудной, но интересной жизни. Он не боялся в своих рассказах говорить с маленькими читателями о самых острых жизненных конфликтах и социальных проблемах. И делал это с величайшим педагогическим тактом, точно зная, какие подробности, какой поворот сюжета взволнует ребенка, заставит его сердце откликнуться.

Б. Житков дает детям жизненные ориентиры, образцы для подражания. Основным качеством, которым, по мнению писателя, определяется ценность и духовная красота, является труд. Писатель познакомил ребят со многими профессиями. Например, из рассказов «Пожар», «Обвал», «Почта». дошкольники узнают о труде пожарного, врача, почтальона. Писатель не только рассказывает о специфике их профессиональной деятельности, но и показывает ее значимость, что особенно ярко проявляется в напряженных жизненных ситуациях.

Очень много внимания уделяет мужеству, храбрости человека, его самоотверженности. Неслучайно во многих рассказах Б. Житкова человек показан в необычной обстановке, в минуту опасности, И в каждом из них говорится о взаимопомощи, солидарности людей, дается пример мужественного, благородного поступка.

Один из своих сборников писатель так и назвал «Помощь идет». Рассказы «На льдине», «Обвал», «Наводнение» и др. отражают коллективный опыт борьбы со стихией, учат детей тому, что люди должны помогать друг другу, забывая порой о себе. Появление младшего брата или сестры всегда очень важный момент в жизни ребенка. Что с ними происходит, как меняется его взгляд на мир, обо всем этом говорят детские писатели, открывая нам глубину переживаний ребенка. А переживать ему приходится много.

В рассказе В. Панова «Сережа» мама показывает Сереже новорожденного брата. Она любуется маленьким носиком, маленькими ручками. «Раньше любила меня, а теперь его» – думает Сережа. Вот оно самое сокровенное, что мучает Сережу и в чем он не решается признаться. Эта же проблема раскрывается в рассказе Р. Погодина «Что у Сеньки было». А вот Дениска в рассказе В. драгунского «Сестра моя Ксения» почувствовал себя старшим братом в тот момент, когда новорожденную стали купать.

Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения.

Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин - Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сколько ни было историй, все они подводят ребенка к самому главному: пониманию радости родства. Так, отношения между старшими и младшими братьями и сестрами становятся в детской литературе для постановки серьезных проблем: изживания детского эгоизма, приобретения чувства родства, нравственного взросления ребенка и патриотизма.

Таким образом, произведение устного народного творчества, произведений литературы не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.1 ВЫВОДЫ

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у дошкольников процесс длительный и непростой. Очень важно привить ребятам любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране, Все это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит от взрослых – от родителей и педагогов, от процесса воспитания и обучения, от впечатлений, которые получает ребенок.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – очень важный и ответственный процесс для педагога. Проводить этот процесс следует путем воспитания и обучения ребят, руководствуясь новым подходом. Современные формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для развития детского потенциала.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.

Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

На мой взгляд, данные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, не только знакомят детей с историей и символикой нашей страны, но и способствуют возникновению интереса у дошкольников к этой теме. Кроме того, на примере подобных мероприятий, ребята учатся уважать взрослых, ценить своих родных, сострадать и, конечно же, любить свою Родину и гордиться ей.

Полагаю, что предметно-развивающая среда, тематические игры и занятия, а также чтение книг на патриотические темы обязательно оставят след в детской душе, врежутся в память, а пережитые эмоции и полученные знания станут твердым фундаментом в формировании настоящего патриота своей страны и настоящего человека.

Работу в данном направлении, конечно же, следует продолжить и расширить, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, педагогов, зависит то , какими будут наши дети, что они унесут из детства.

по патриотическому воспитанию http://www.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/30/trebovaniya-k-osnashcheniyu-predmetno-razvivayushchey-sredy-po

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области