Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 47»
(ФГБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47»)
Игра – педагогическая азбука общения
Составила:
воспитатель
Сажина Е.В.
Сыктывкар, 2024
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении [1, с. 3]. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни [1, c. 4]. Ребенок играет, значит, счастлив, значит здоров.
Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Она для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. И, наоборот, овладевая в игре определенными умениями и навыками, беря на себя роль других персонажей, дошкольник способен преодолевать все трудности в своем развитии [2, с. 8].
Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что, становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Так было выделено 6 видов игр, куда вошли следующие.
Первые 3 типа (изолированные игры) более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (ролевые игры) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.
Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем [3, c. 34].
Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд). Доминирование отдельных эмоций у ребенка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. [3, c. 38].
Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика – наши первые помощники в общении. Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жеста. Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и приносит определенную живость в общении друг с другом [3, c. 38].
Таким образом, общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Литература: