Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Инновационные технологии в экологическом воспитании школьников»

Цель раскрыть роль инновационных технологий внеклассной деятельности в экологическом воспитании школьников Задачи - воспитание экологической культуры и экологического сознания учащихся школы - привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов - формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды - раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребенка в процессе общения с природой родного края.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»

В.А.Сухомлинский.

«Инновационные технологии в экологическом воспитании школьников»

В международных и российских документах о переходе на модель устойчивого развития приоритетное значение отведено экологическому воспитанию.

В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе,  они погубят себя. Поэтому очень важно воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с раннего детства, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране, крае, районе, селе.

В своей работе я поставила цель и задачи экологического воспитания детей.

Цель:

раскрыть роль инновационных технологий внеклассной деятельности в экологическом воспитании школьников

Задачи:

- воспитание экологической культуры и экологического сознания учащихся школы;

- привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

- формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;

- раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо, Ф. Дистерверг. Ж. -Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский, он отмечал, что изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе».

И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы.

В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы. Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

Противоречия: с одной стороны одну из задач воспитания – формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо вести с ранних лет.

С другой стороны – происходит изменение окружающей среды в связи с проникновением научно – технического прогресса, что заставляет учителя выбирать наиболее эффективные средства воспитания на основе современных методов и новых интерактивных технологий.

В связи с противоречиями возникает проблема введения в воспитательный процесс основ экологического воспитания методов и приёмов, направленных на формирование основ экологической культуры у школьников.

В своей практике я использую различные формы и методы экологического образования и воспитания.

Механизмы реализации

Остановимся на тех, которые дают определённые результаты
1.    Интерактивные экологические мероприятия
Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия:

кейс – технологии, ролевые игры, квесты, дискуссионные качели, природоохранные акции.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии:

- предназначена для развития коммуникативных компетенций  в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а  есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Кейс не предлагает учащимся проблему в открытом виде, а участникам предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса.

Пример фото - кейса «За чистоту родного села»

Просмотр презентации « Экологические проблемы бытовых отходов в нашем селе»

На доске записаны экологические законы, например:  «Природа знает лучше», «Всё должно куда-то деваться», «За всё надо платить» и т.п.

Текст: человек часто нарушает эти законы, не задумываясь о последствиях. Проблема роста промышленных и бытовых отходов - одно из следствий несоблюдения закона «Все должно куда-то деваться». Попробуем сегодня разобраться, почему отходы - это глобальная экологическая проблема и возможно ли решить данную проблему в пределах нашего села?

Познакомившись с экологической ситуацией и стремясь доступными для вас средствами содействовать ее улучшению, вы постепенно стали изменять свой образ жизни. Теперь очень важно, чтобы вы, знающий об экологической проблеме больше, чем многие окружающие вас люди, могли поделиться своими знаниями. Только подумайте - если вы сможете поговорить с родителями, старшей сестрой или младшим братом, соседями и друзьями так, чтобы они тоже поняли, насколько сложна нынешняя экологическая ситуация, сколько единомышленников у вас появится!

Работа в команде и выбор решений. Результатом фото – квеста стала идея разработки исследовательской работы: «Из отходов – в доходы».

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи по продвижению сюжета. За контрольное время участники должны выполнить задания, отражающие примеры решения эколого – биологических проблем.

На сегодняшний день, принято различать несколько видов квест – технологий:

•        штурмовые (когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами);

•        кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд).

Пример квеста «Помоги птицам зимой», для учащихся начальных классов.

Цель квеста: 

знакомство с миром птиц и их жизнью в зимнее время года; совершенствование форм и методов работы по экологическому воспитанию обучающихся через вовлечение в занимательное интерактивное действие.

Задачи квеста:

Правила проведения экологического квеста "Птицы зимой"
Экологический квест - игра представляет собой ряд заданий, которые последовательно выполняют все команды. Прохождение каждого этапа дает возможность перейти к следующему этапу. На каждом этапе команда получает определенное количество баллов, которые суммируются для подведения итогов. При подведении итогов учитывается правильность выполнения задания, а также скорость выполнения.

Природоохранные акции

В нашем учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций школьники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. В  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.

Наиболее распространённым видом природоохранительной деятельности младших школьников является  акция «Кормушка». Дети в начальных классах осваивают технологию изготовления кормушек из различного материала и технологию заготовки семян, плодов. В начальной школе дети усваивают простейшие технологии восстановления и улучшения природной среды. Участвуя в озеленении школьной территории, учатся сажать деревья и цветы, работают на грядках учебно-опытного участка, ухаживают за цветами в классе.

2. Информационно – компьютерные технологии, мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему экологического воспитания, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с учащимися. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому так важно при экологическом воспитании школьников обращаться к доступным для них каналам получения информации. В своей практике широко использую работу на сайтах: «Всероссийский заповедный урок», «Лес и климат». На этих сайтах размещены разные мероприятия экологической направленности. Которые содержат видеоролики, презентации, разработки мероприятий, очень интересный и содержательный раздаточный материал. Проведены экологические уроки: «Заповедные острова. Сохраняя будущее», «Пятнистый символ Кавказа» для среднего и младшего школьного возраста.

3.Исследовательская деятельность

Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно – исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии. Выполнение различных исследований в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего села, участвовать в научно-практических конференциях.  Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность обучающихся при выборе методик и при обработке собранного материала.

Хочу поделиться опытом организации такой работы. Очень существенным становится вопрос выбора и определения темы ученика совместно с учителем. С одной стороны, желательно, чтобы тема исходила из интересов ребёнка, с другой стороны, тема должна быть интересна и педагогу. Важно. Чтобы толчок к исследованию шёл от ученика, иначе творческий процесс сведётся к формализму, что не даст педагогических результатов.

У нас большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении.

Полученный результат

Учащиеся являются инициаторами и активными участниками мероприятий разного уровня. Участвуют в конкурсах исследовательских и проектных работ, являюсь научным руководителем.

У школьников появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (результаты анкетирования). Получили практические знания по охране природы.

Перспективы: увеличение количества школьников, владеющими проектно – исследовательскими компетенциями.

Вывод

В процессе работы были замечены такие изменения:

- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

-возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Список литературы

1.Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.

2.Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях//Начальная школа.–2004

3.Белавина И.Г, Найденская Н.Г. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.

4.Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5.–С.64–75.–Примерный план кружка "Юный друг природы" (2 кл.).

5.Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

6.Буренина Т.П. Реализация личностно-ориентированного образования в формировании экологической культуры младших школьников//Наука и школа.–2006.

7.Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980.

8.Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области