Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №233»
Творческий проект
Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира»
Выполнили:
Медведева О.Ю.
Логачева Н.Ю.
Капанова В.И.
Данильченко С.А.
Новокузнецкий округ 2023г.
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………2стр
Актуальность………………………………………………….3стр
1 этап проекта подготовительный (разработка проекта)…..6стр
2 этап проекта Основной (реализация проекта)……………7стр
3 этап заключительный подведение итогов………………...8стр
3.1 Результаты мониторинга в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР)…………………..9стр
3.2 Результаты мониторинга в старшей группе Б…….10стр
Литература…………………………………………………………….11стр
Приложение
Паспорт проекта
Тема проекта | «Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"» |
Длительность проекта | 1 месяц |
Сроки реализации проекта | с 15 ноября по 15 декабря 2023 г. |
Творческая группа проекта | воспитатели: Медведева О.Ю, Логачёва Н.Ю., Капанова В.И., Данильченко С.А. |
Участники проекта | воспитанники старшей А компенсирующей направленности (ТНР) и старшей Б группы, воспитатели, родители |
Цель и задачи проекта | • формирование у детей интереса к культуре разных народов через образ традиционной народной куклы • воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям • знакомство детей с народами мира, внедрение новых форм работы с семьёй • создание условий для активизации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о народах мира |
Этапы реализации | -1 этап подготовительный (разработка проекта) -2 этап основной (реализация проекта) -3 этап заключительный (подведение итогов проекта) |
Результаты проекта | - мини – музей выставка в группе «Куклы народов мира» - изготовленных руками детей, воспитателями; - изготовление кукол к дидактической игре «Одень куклу»; - альбом «Путешествие по странам мира»; - изготовление разрезных картинок к дидактической игре «Собери куклу в костюмах народов мира». -разработка интерактивных игр на базе образовательной платформы wordwall.net: ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России» - Итоговое мероприятие: «Открытое занятие в детском саду». |
Проект по теме «Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"».
Актуальность проекта. В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта.
На наш взгляд, мини-музей в ДОУ может стать сегодня совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру, успешно выстраивать позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, социальным и мировоззренческим. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики.
Почему же мы выбрали куклы народов мира, как средство приобщения детей к истокам народной культуры разных народов? Кукла знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить проявлять милосердие, тренируют память.
Мини-музей «Куклы в костюмах народов мира» то, что нужно именно детским садам. Кукла как нельзя лучше может познакомить детей с обычаями, традициями представителей разных уголков нашей планеты, развивать положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально – ценностные ориентации.
Народная кукла помогает воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, гуманистическую направленность поведения, формировать начало гражданственности.
Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Народная кукла часть народной традиции. Изучая ее ребенок, постигает историю разных народов. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол — это дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Отсюда и возникла идея создания проекта «Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использования музейной коллекции "Куклы народов мира"»
Формировать и развивать у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно-патриотического, духовного, толерантного богатства личности.
Особенности проекта:
• по составу участников: детско - взрослый;
• по виду: досугово-познавательный;
• по типу: познавательно - творческий;
• по сроку реализации: 1 месяц.
Участники проекта:
• дети старшего дошкольного возраста;
• воспитатели;
• родители;
Цель проекта:
• формирование у детей интереса к культуре разных народов через образ традиционной народной куклы.
• воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям.
• знакомство детей с народами мира, внедрение новых форм работы с семьёй.
• создание условий для активизации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о народах мира.
Задачи проекта:
• с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о народах мира
• развивать представление о том, что такое “традиции”, знакомить с традициями разных народов; с играми, сказками, с традиционной музыкой разных народов;
• развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;
• развивать связную речь детей (составлять описательный и повествовательный рассказ об особенностях внешности и национальных костюмах народов, о традициях, национальных праздниках, играх и тд.);
• воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• подготовка методических и дидактических материалов;
• проведение интересных занятий, бесед;
• организация выставок;
• организация похода в местный музей;
• разработка и внедрение в работу интерактивных игр по теме.
• разработка и организация итогового мероприятия-открытого занятия
•отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы
• подготовка родительского собрания; проведение анкетирования по теме
• довести до родителей, какое важное значение имеет воспитание в дошкольниках нравственно-патриотических чувств.
• презентация проекта.
2. Деятельность детей:
• участие в различных беседах, занятиях;
• просмотр презентаций по теме
• прохождение интерактивных игр.
• создание совместно с воспитателями мини-музея выставки «Куклы народов мира» в группе.
3. Деятельность родителей:
• пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями)
• участие в родительском собрании с озвучиванием вопроса по теме. «Патриотическое воспитание в семье»
• участие в анкетировании по теме.
Интегрируемые виды деятельности:
• игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
• познавательно-исследовательская деятельность;
• продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);
• коммуникативная деятельность (беседы);
• двигательная деятельность (подвижные игры);
• музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);
• чтение художественной литературы (восприятие произведений).
Ожидаемые положительные результаты данного проекта:
• Пробуждение интереса детей к исследовательской познавательной деятельности;
• Закрепление и расширение представлений детей о разных народах мира, о национальностях, входящих в состав России, их традициях и обычаях, воспитание толерантного отношения к представителям других народов.
• Привлечение родителей и повышение их компетентности по теме нравственно-патриотического воспитания ребенка.
• Благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка научными книгами (энциклопедиями);
• усвоение детьми правил бережного отношения к окружающему миру.
• позитивные изменения в речи детей
1 этап проекта подготовительный (разработка проекта):
план мероприятий разработки проекта:
№ | Название мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Постановка цели и задач и предполагаемых результатов проекта | Первый день | Воспитатели совместно |
2 | Составление плана мероприятий | Первый день | Воспитатели совместно |
3 | Изучение методической литературы по теме | В течении первой недели | Воспитатели совместно |
4 | Подбор и разработка материала по теме: рисунков, фотографий, иллюстраций литературных произведений, дидактических и настольных игр, конспектов занятий, бесед, презентаций, видеоматериалов о народах мира | В течении первой недели | Воспитатели совместно |
5 | Разработка интерактивных игр по теме | В течении первой недели | Капанова В.И., Данильченко С.А. |
6 | Разработка анкеты для родителей | В течении первой недели | Медведева О.Ю, Логачёва Н.Ю |
7 | Разработка конспекта итогового мероприятия | В течении первой недели | Воспитатели совместно |
8 | Изготовление дидактической игры «Собери картинку - Куклы в костюмах народов мира» | В течении первой недели | Медведева О.Ю, Логачёва Н.Ю |
2 этап проекта Основной (реализация проекта):
на данном этапе нами были реализованы следующие мероприятия:
дата | Работа с детьми |
С 27.11 по 12.12 13.12.2023 | |
дата | Работа с родителями |
С 27.11 по 01.12 | |
дата | Совершенствование РППС |
С 27.11 по 12.12. |
Все материалы по проведённым мероприятиям расположены в приложении.
3 этап заключительный подведение итогов:
В основной части проекта нами был проведён мониторинг выявление уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта, в двух группах который показал следующие результаты:
Результаты мониторинга в старшей группе А компенсирующей направленности (ТНР)
Уровень знаний и интереса детей по теме «народы мира» | На начало проекта | После реализации проекта |
низкий | 67 % | 28 % |
средний | 33% | 55% |
высокий | 0% | 17% |
Результаты мониторинга в старшей группе Б
Уровень знаний и интереса детей по теме «народы мира» | На начало проекта | После реализации проекта |
низкий | 50 % | 5% |
средний | 50% | 67% |
высокий | 0% | 28% |
Таким образом в процессе проведённого мониторинга выявление уровня знаний и интереса детей по теме «народы мира» на начало и после реализации проекта показал, что в двух старших группах знания и интерес детей возросли. Так же в реализации проекта осуществлялось взаимодействие с родителями воспитанников, что в свою очередь повлияло на повышение заинтересованности родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, поставленные цели и задачи проекта были успешно реализованы.
Практическими результатами проекта стали:
- мини – музей выставка в группе «Куклы народов мира» - изготовленных руками детей совместно с воспитателями;
- изготовление кукол к дидактической игре «Одень куклу»;
- альбом «Путешествие по странам мира»;
- изготовление разрезных картинок к дидактической игре «Собери куклу в костюмах народов мира»;
-разработка интерактивных игр на базе образовательной платформы wordwall.net: ДИ сопоставление: «Сопоставь название народов России с изображением»; ДИ сортировка «Определи какие элементы одежды относятся к мужскому, а какие к женскому русскому народному костюму»; Викторина «Народы России»
- разработка презентации к интерактивным играм
- разработка и проведение итогового мероприятия: «Открытое занятие в детском саду», а также презентации к мероприятию.
Разработанный нами проект позволяет сделать вывод о том, что воспитательный материал мультикультурно-развивающей среды мини-музея ДОУ способствует:
Литература.
• Н. Г. Зеленова «Мы живём в России» Москва – М. : «Издательство «Скрипторий 2003». 2013. 104с.
• В. А. Маркин «Я познаю мир» - «Страны и народы» Москва М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 557 с. :
• Журналы «Куклы народов мира».
• Е. В, Соловьёва «Дети планеты Земля» Москва ООО «ЛИНКА – ПРЕСС» 2001г.
• Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие [Текст] // Т. Я. Шпикалова [и др.]; под ред. Т. Я.
Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 212 с.
• Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа [Текст] / Н. Г. Зеленова. – М. : Издательство Скрипторий, 2013. – 109 с.
• Кубрякова, И. А. Организация поисково-исследовательской музейной деятельности в патриотическом воспитании [Текст] / И. А. Кубрякова // Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения: сб. статей. – Оренбург, 2015. – С. 99-101.
• Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
Ссылки на интерактивные игры: