Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Способы формирования социальной компетентности личности учащегося.

формирование иноязычных речевых умений, обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к другому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Саторова Ксения Александровна, преподаватель иностранного языка,

филиал федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения Нахимовское военно-морское училище

«Владивостокского ПКУ»

город Владивосток.

Способы формирования социальной компетентности личности учащегося.

Главной целью изучения иностранных языков, согласно Федеральному компоненту современного государственного образовательного стандарта, является не только формирование иноязычных речевых умений, но и обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к другому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения [1]. Отличительная черта современного мира – стремительные перемены. Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию. В новых условиях образование перестало соответствовать потребностям общества, рынка, мировым стандартам, поэтому центральная задача модернизации российского образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. Другими словами, существует потребность в воспитании учащихся, способных воспринимать себя не только как представителей одной определенной культуры, но как граждан субъектов культур, осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, происходящих как в нашей стране, так и в мире в целом. В настоящее время положение усложняется в связи с тем, что подростки, по сути, сами выходят в мир взрослых, совершают своеобразный прорыв в него, присвоив некоторые права и выполняя ряд взрослых дел. А характер отношений взрослых к детям не меняется – ни государство, ни общество до сих пор не нашли эффективного пути расширения отношений с подростками, активного введения их в такие ситуации, которые обеспечивают реализацию ими новых социальных возможностей.

Обучение иностранным языкам выступает одним из эффективных средств формирования социальной компетентности личности. Современная социально-экономическая ситуация ставит перед школьным образованием задачу формирования личности, не только наполненной новейшими знаниями, но и способной применять полученные знания в конкретной ситуации, владеть приемами обработки информации, сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Иностранный язык как предмет изучения является ключевым средством для решения данной задачи. Большинство нахимовцев заинтересованы сегодня в овладении вторым иностранным языком, понимая, что он обеспечивает выход на мировой рынок и приобщение к мировой культуре. Знание второго иностранного языка для современного школьника, живущего в современном обществе открывает большие возможности личностного развития и профессионального роста. Сейчас это не только показатель культурного развития, но и важная необходимость, кто хочет идти в ногу с современным обществом.

Окончив образовательное учреждение учащиеся должны обладать творческим, аналитическим, критическим, рефлексивным мышлением и, что наиболее важно, уметь выразить свою точку зрения в различных ситуациях, устанавливать контакты и поддерживать беседу разных уровней. Противоречие между необходимостью формирования навыков, позволяющих научить полноценному продуктивному общению и формализацией знаний возможно решить за счет применения инновационных форм, методов и средств обучения. Одним из наиболее эффективных способов развития вербальных умений является формирование навыков иноязычного речевого поведения в стандартных и нестандартных ситуациях. Помимо лингвистических и культурных знаний, у учащихся есть возможность развивать и использовать коммуникативные и учебные стратегии.

Понятие компетентности охватывает не только когнитивную, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Следует отметить, что компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и т.д. На сегодняшний день, как известно, идея компетентностного подхода и список ключевых компетенций находятся на стадии обсуждения и разработки. Мы понимаем под компетентностью способность личности успешно действовать на основе полученных знаний и опыта. Нам видится суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетентности. «Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности».

Необходимость формирования социальной компетентности обусловлена тем, что, во-первых, она обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию в общество, а во-вторых, имеющиеся в настоящее время образцы и нормы социальной практики приходят в противоречие с новыми условиями.

Социальная компетенция определяется отношением «Я – общество» и характеризуется умением выбрать социальные ориентиры, умением организовать в соответствии с ними свою деятельность. От социальной компетентности зависят реализация профессионального потенциала, оптимизация эмоционального потенциала и отношений с социумом.

К настоящему времени еще не сложилось окончательного определение понятия «социальная компетентность». Существует трактовка социальной компетентности как «эффективности, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается».

В самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, создание семьи, успешность карьеры и т.д. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию.

Таким образом, одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована, иначе учащийся оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению. Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу.

Таким образом, в ходе обучения нахимовцев филиала НВМУ иностранному языку каждый неравнодушный к своей профессии педагог осуществляет поиск способов воспитания активной, конкурентоспособной личности, воспринимающей себя частью мирового лингвокультурного пространства, владеющей как общекультурными, так и коммуникативными компетенциями. Данное направление отвечает современному социальному заказу, поскольку и наше государство в целом, и каждый обучающийся в отдельности на сегодняшний день заинтересованы в практическом овладении иностранным языком, что в конечном итоге обеспечивает приобщение к мировой культуре и способствует лучшему взаимопониманию между народами.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // Официальные документы в образовании. 2011. № 8. C. 9–35.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области