ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сотникова Елена Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №45 «Алые паруса»,
Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Аннотация. Данная статья посвящена одному из видов здоровьесберегающих технологий – игровому самомассажу. В статье описаны основные принципы проведения игрового самомассажа с детьми дошкольного возраста.
Основы здоровья и гармоничного развития закладываются ещё в детстве, когда ребёнок активно растёт и развивается, когда формируются все системы его организма.
Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером и телефоном, проблема здорового образа жизни как никогда актуальна. Овладеть основными навыками игрового самомассажа для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Игровой самомассаж для детей – в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и прочих предметов – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Самомассаж - это такой массаж, который ребёнок может, выполнять себе сам.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже [1].
Игровой самомассаж является таким видом упражнения, который помогает естественным образом развивать организм ребенка, функционально совершенствовать его отдельные органы и системы. Игровой самомассаж является также основой для оздоровления и закалывания детского организма. Выполняя упражнения в игровом виде, с музыкой, дети получают удовольствие и уют. Такие занятия способствуют развитию сознательного желания к здоровью ребенка, развивая навыки собственного здоровья.
Целью игрового самомассажа является сформирование у детей устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья, а также научить бережно относиться к себе и своему здоровью.
Игровой самомассаж с детьми мы проводим только в игровой форме, и с соблюдением следующих правил:
-наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей;
- упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка, нельзя заставлять их;
- рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев;
-перед проведением занятия педагогу сначала следует попробовать выполнить все упражнения самому;
-продолжительность самомассажа 5-7 минут.
В дошкольном учреждении, проводя игровой самомассаж, необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Начинать игровой самомассаж можно уже с младшей группы, в виде разных стихотворений, в которой воспитатель участвует наравне с детьми.
Например, «Барашек» (массаж биологически активных зон )
Ты скажи, барашек наш, (Приложить ко лбу ладони ребром и растирать его от середины к краям.)
Сколько шерсти ты нам дашь? (Указательными пальцами энергично массировать крылья носа.)
Не стриги меня пока – (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ими ушную зону.)
Дам я шерсти три мешка. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)
«Гладь мои ладошки, ёж»
(массаж ладоней)
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж! (Педагог берёт 2 массажные щётки и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.)
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить. (Потом педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит «ёжика» ладошками.)
Со средней группы начинаем ввести точечный массаж. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба), у внутренних концов бровей (параллельно), у крыльев носа (параллельно), у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Точечное самомассажирование для детей осуществляется при нажатии пальцами на кожу, мышцы в местах, где находятся активные точки. Этот массаж может быть оздоровительным средством, если он применяется в комплексе, также такой массаж оказывает положительный эффект на организм малыша.
В старшей и подготовительной группах, помимо прочих упражнений и игр, уже можно использовать авторские методики. Например, Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развития речи.
Поэтому, если в день уделять игровому самассажу несколько минут, то можно получить более быстрый эффект в развитии речи малыша, а также укрепления здоровья целого организма. И важно то, что детям очень нравятся такие игры, так как все они увлекаются игрой.
Список использованной литературы
1.Нестерюк Т. «Игровой самомассаж» / Т. Нестерюк – Книголюб. дошкольная педагогика, 2008. – 24с
2. Бирюков А.А. «Самомассаж для всех и для каждого» / А.А. Бирюкова – Физкультура и спорт, 2017. – 96с
3. Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / Е.Ю. Александрова – Волгоград: Учитель , 2007г.
4. Горбатенко, О.Ф., Кардаильская, Т.А., Попова, Г.П. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия». / О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2008г.