Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Начало правления Петра1

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней его

Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,

Но нравы укротил наукой,

И был от буйного стрельца

Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

О ком пишет Александр Сергеевич Пушкин?

? Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?

И тема нашего урока? Начало правления Петра 1

? Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру какое бы прозвише дали вы?

На этот вопрос ответите после изучения 1 главы

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?

Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. 

Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.

Начнем с того, что вспомним как и кем осуществлялось управление страной в конце XVII века? В этом нам поможет генеалогическое древо. Задание 1. Заполните пропуски, работая с 1 п. учебника и поясните, что здесь представлено.

Когда в России воцарилась новая династия Романовых в 1613 г. Первым царем был Михаил Федорович (1613-1645). После М. Ф. Романова правил его сын Алексей Михайлович (1645-1676). У него было 2 брака. 1 жена Мария Милославская, 2 жена Наталья Нарышкина. От 1 брака у царя 3 ребенка (Федор (1676-1682), Иван (1682-1696), Софья (1682-1689) и от 2 брака Петр 1 (1682-1725)).

П. 2. Двоецарствие.

Поясняет, что после смерти Фёдора Алексеевича,25 июня 1682 в Успенском соборе Московского Кремля венчались на царство братья-соправители Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич. Специально для них в придворных кремлёвских мастерских был изготовлен особый трон с двумя сиденьями. «Двойной трон» был переделан из парадного трона царя Михаила Фёдоровича.

Однако двойной по названию трон на самом деле был тройным. За спинкой трона было предусмотрено тайное место для наставников царей. Чаще всего его занимала царевна Софья, которая помогала своим братьям во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через окошко.

Правительницей государства при юных царях стала их старшая сестра Софья.

-Дадим краткую характеристику правлению Софьи.

-Софья во что бы то ни стало стремилась удержать власть в своих руках, и вся её внутренняя и внешняя политика была подчинена этой цели. Однако ситуация оставалась сложной: казна была пуста, стрельцы подолгу не получали жалованье и часто бунтовали, Крымские походы были неудачными.

- Что вы можете сказать об Иване?

- Он был болезненным, слаборазвитым и не мог самостоятельно править страной.

-Какими качествами обладал Петр?

-Петр, в отличие от старшего брата, был любознательным, активным, много и с охотой учился, особенно у иностранцев.

Т. О. Правила Софья, но не слишком успешно и подрастали два её брата.

Задание 2. -Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся вначале вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.

Письмо.

Определите:

1.Автора письма;

2.Адресата письма;

3.О какой «третьей особе» говорится в письме.

…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

-На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.

-Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?

-Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.

МЕН

- Как складывалась ситуация в дальнейшем?

-С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. Глава стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый советовал Софье убить Петра, но доверенное лицо Софьи кн. В.В. Голицын считал подобный шаг недопустимым. 8 августа 1789г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиев монастырь, туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.

Задание работа с иллюстрацией стр. 20 и 21 сравните иллюстрации.

У Репина есть картина «Царевна Софья», где она изображена после отстранения от власти. Какой она предстает перед нами на этом полотне?

- Здесь Софья изображена очень угрюмой, с растрепанными волосами. Видно, что она недовольна своим новым положением.

-Подумайте, кто в итоге оказался у власти?

-Государями остались Иван и Петр, но реальное управление страной перешло в руки Петра, как более способного к этому.

Задание 3. Нам необходимо определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления

Задачи Петра 1.

-Попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Петром I вначале правления.

1. Каким было экономическое положение России в конце XYII века? Вы сказали, что казна была пуста. Из каких источников её можно было пополнить?

-Поскольку при Софье казна совсем опустела, то необходимо было её пополнить. Для этого следовало развивать промышленность и торговлю, откуда идут основные налоговые поступления.

-Как же можно сформулировать и записать данную задачу?

-Развитие экономики.

Ученики записывают в тетрадях.

2. Имела ли Россия выход в море? Покажите на карте.

- Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.

Удобно ли было вести торговлю через эти моря?

-Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией

Наличие выхода в какие моря сулило России выгоды? Как можно было получить выход в эти моря? Покажите их на карте.

-Необходимо было завоевать выход в Черное и Балтийское моря.

Молодцы. Совершенно верно.

-Итак, следующая задача - «завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»

Ученики записывают в тетрадях.

3. Что нужно для осуществления завоеваний?

-Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

-Что представляла собой русская армия XYII века?

-Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.

-Верно, это являлось одной из важнейших задач того времени.

«создание сильной армии и флота»

Ученики записывают в тетрадях

Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником п. 4 и 5 стр. 21-23

Карточка №1

Азовские походы.

1.Какова цель этих походов?

2.Назовите даты Азовских походов?

3.С кем воевала Россия?

4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?

Карточка № 2

«Великое посольство».

1.Когда состоялось «Великое посольство»?

2.Цели «Великого посольства».

3.Состав «Великого посольства».

4.Маршрут «Великого посольства».

5.Итоги «Великого посольства».

Задание 4.

Карточка №1.

Показываю крепость Азов, Азовское и Черное моря, Крымское ханство и Турцию на карте.

-Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось.

Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись.

-Обратимся ко 2-му Азовскому походу.

-Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.

Карточка №2

Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.

-«Великое посольство» - русская дипломатическая миссия в Западную Европу с целью поиска союзников в борьбе с Турцией, найма иностранных специалистов, закупки вооружения и учебы за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность. В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны, волонтёры. Согласно словарю, волонтёр – это доброволец. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра Михайлова. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. (карта)

- Чем занимался Петр во время «Великого посольства»?

-Работал на верфи, где учился кораблестроению, старался овладеть различными ремеслами.

Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой. Все остальные цели посольства были достигнуты.

А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 116.

Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.
Учитель: Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?

Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Задание 5. Игра «Лови ошибку!»

А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»

Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.

Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».


Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.

Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы

Y. Подведение итогов.

Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся. 

YI. Домашнее задание.

Прочитайте § 3

Составить текст с ошибками или кроссворд (по желанию)

YII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области