Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

В статье даны рекомендации, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений в семье Ученые неоднократно отмечали противоречивый характер детско-родительских отношений с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения к ребенку является любовь, а с другой –требовательность и контроль. Чтобы выйти из обозначенного противоречия, необходима определенная «родительская компетентность», включающая семейные ценности, установки и ожидания родителей, родительскую позицию и родительские отношения, родительские чувства и меру ответственности, стиль семейного воспитания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Введение

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гневливость, резкость в обращении с детьми, отчаяние.

Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, которые так или иначе взаимодействуют с ребенком и его семьей.

Занятия в группах, в которых дети занимаются вместе с родителями, прежде всего, дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык использовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка. Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий. Кроме того, взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения, которые они также могут использовать самостоятельно.

Помимо этого, занятия в детско-родительской группе могут помочь родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя. Работа в группе позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и, несмотря на то, что в семье растет ребенок с тяжелыми нарушениями, от жизни можно получать удовольствие.

Семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Рекомендации родителям,

воспитывающим детей – инвалидов

1. Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

2. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

3. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

8. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

10. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

11. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка–инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для Вас, но и для ребенка, которому Вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

14. Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у Вас больной ребёнок, Вы не виноваты.

15. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком –инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

16. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Игра, как средство нормализации детско-родительских отношений, представляется одним из наиболее эффективных, так как, являясь ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, она, тем не менее, остается достаточно результативным способом психологической помощи и коррекции в работе со взрослыми. Следовательно, при необходимости работы одновременно со взрослыми и детьми игротерапия является наиболее оптимальным выбором. Как в ходе тренингов, так и для самостоятельного использования родителям и детям предлагается широкий спектр игр, направленный на нормализацию различных сторон детско-родительского взаимодействия.

«Зеркало»

Цель: развитие эмоционального осознания своего поведения, выработка произвольного контроля.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: взрослый и ребенок встают напротив друг друга и по очереди исполняют роль зеркала, повторяя движения (поднять левую руку, правую руку отвести в сторону, шаг на месте и др.) и мимику (улыбнуться, удивиться, погрустить, рассердиться и др.)

«Тень»

Цель: формирование взаимопонимания и умения подстраиваться под другого.

Оборудование: спокойная музыка.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: проигрываются две роли: путника и его тени. Роль путника исполняет родитель, который идет через поле или через лес, выполняя различные движения: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть в даль, помахать белочке, которая сидит на ветке дерева и др. Ребенок, исполняющий роль тени, следует на несколько шагов позади путника и старается как можно точнее повторить его движения. Затем участники меняются ролями, а по завершении игры предлагается обсудить, что чувствовали участники.

«Без правил»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения и умения безоценочного отношения друг к другу.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы, добавляя к ней свое содержание. Например: «Мне нравится, что ты...», «Я думаю, что ты любишь...», «Я думаю, что ты не любишь...». Здесь важно, чтобы предпочтения и негативные оценки касались не только еды и одежды, но и чувств, ощущений – запахов, звуков и т.п.

«Портрет»

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Оборудование: спокойная и приятная музыка, кисточка для рисования с длинным ворсом.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Они «рисуют» лицо. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребенка сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребенок так же «рисует» мамин портрет.

«Снеговички»

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: родитель «лепит» (слегка похлопывает, пощипывает, мнет) из своего ребенка «снеговичка», стараясь передать с помощью мимики и пластики его характер. В процессе игры описывает своего «снеговичка»: какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера?

«Скульптор и глина»

Цель: развитие тактильного контакта, взаимопонимания, способности к самовыражению.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 5-7 минут.

Ход игры: ребенок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую. «Скульптор» сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять.

«Ласковое имя»

Цель: активизация эмоциональных связей всех членов семьи, формирование адекватной самооценки, снятие тревожного состояния.

Оборудование: мяч.

Продолжительность: 7-10 минут.

Ход игры: играть лучше всей семьей.

Первый круг: каждый по очереди бросает мячик другому и ласково называет того, кому бросил мяч. Второй круг: каждый по очереди бросает мячик другому и называет положительное качество того, кому бросил мяч. Третий круг: каждый по очереди бросает мячик другому и называет то качество, которое отличает его от других членов семьи. Мяч должен бросить каждый игрок и в адрес каждого игрока должны прозвучать ласковые слова и положительные качества.

«Кто быстрее?»

Цель: снятие негативной эмоциональной энергии через положительные эмоции; развитие мелкой и крупной моторики.

Оборудование: листы бумаги (газета), корзины (количество зависит от количества участников).

Продолжительность: 5 минут.

Ход игры: по возможности участвуют все члены семьи. Каждому участнику дается бумага или газета. Ведущий засекает время, и участники начинают делать снежки и заполнять ими корзину. После того, как время остановилось, ведущий считает количество снежков в каждой корзине по очереди, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, у кого больше всего снежков в корзине. Заранее можно подготовить приз для победителя.

«Снежный бой»

Цель: снятие негативной эмоциональной энергии через положительные эмоции; развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.

Оборудование: снежки из бумаги, веселая музыка.

Продолжительность: 2 минуты.

Ход игры: родитель озвучивает игру: «Мы — снеговички и живем в своих домиках. Вот однажды что-то произошло, и снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и нам последовать их примеру. Кто-то из нас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. Задача каждого — засыпать “снегом” (который мы только что изготовили) соперника, не оставив на своей территории ни снежинки. Игра проходит под веселую музыку. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”.

«Маленькая птичка»

Цель: развитие чувства эмпатии, мышечного контроля, релаксация.

Оборудование: перышко, спокойная музыка.

Продолжительность: 2 минуты.

Ход упражнения: звучит спокойная музыка. Родитель озвучивает игру: «Положи руки на колени, соединив ладони вместе. Закрой глаза. Представь, что ты держишь в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук ребенка перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у тебя в ладонях… Он засыпает, поэтому ты стараешься сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если тебе хочется погладить своего зверька или птичку, сделай это осторожно, легким движением… Мысленно успокой зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажи ему что-нибудь ласковое, улыбнись ему. Почувствуй, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнись ему еще раз и тихонько положи на теплое одеяльце… Теперь можешь открыть глаза.

«Черепахи»

Цель: развитие умения подстраиваться друг под друга, сплочение семьи.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 3-5 минут.

Ход игры: участвовать в игре могут все члены семьи, тем она интереснее. Мама становится на колени, ребенок ложится ей на спину, обхватывая руками. По команде начинается соревнование. «А сейчас у нас соревнование… черепах. Как вы думаете, какая черепаха победит в этом соревновании? Самая медлительная! Кто в течение одной минуты проползет меньшее расстояние — тот и победитель». Затем роли меняются: ребенок — черепаха, мама — панцирь, обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.

«Совместное рисование тела человека»

Цель: укрепление демократических отношений между родителями и детьми, развитие у ребенка самопринятия и повышения самооценки на фоне положительно окрашенных эмоциональных контактов.

Оборудование: лист обоев длиной 1.5 м., краски, цветные карандаши или мелки, фломастеры.

Продолжительность: 20-25 минут.

Ход упражнения: на полу раскладывается лист обоев. На этом листе ложится ребенок, а родитель обводит его тело по контуру. После этого ребенок встает и совместно с родителем раскрашивает изображенный контур изнутри, причем ребенок берет на себя ведущую роль по выбору цвета для каждой детали изображения.

«Моя и мамина рука»

Цель: развитие телесной и эмоциональной памяти; формирование навыков невербального взаимодействия.

Оборудование: не требуется.

Продолжительность: 3-5 минут.

Ход упражнения: родитель и ребенок встают напротив друг друга и выполняют следующие действия:

Данные действия выполняются сначала левой рукой, затем правой.

«Сожми пластилин или сделай отпечаток»

Цель: развитие доверительных отношений; развитие чувства покоя и расслабления.

Оборудование: пластилин.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Ход игры: поместить шарик пластилина между руками ребенка. А руки взрослого расположить с внешней стороны ладоней ребенка. Глядя прямо в глаза ребенка, дать команду: «Жми-и-и», мягко нажимая на руки ребенка, чтобы пластилин сплющился. Можно также делать в пластилине отпечатки пальчика, ладошки, ступни.

«Прогулка на трех ногах»

Цель: повышение степени доверия по отношению к другим людям; эмоционально-телесное контактирование «родитель-ребенок».

Оборудование: шарф или лента.

Продолжительность: 3-5 минут.

Ход игры: Родитель и ребенок становятся рядом и связывают две ноги вместе шарфом или лентой. Взявшись под руки необходимо погулять по комнате. Взрослый ответственный за координацию движений. Например, можно говорить «внутренняя/внешняя» для обозначения того, какую ногу нужно использовать. Можно добавить препятствия (подушки, стулья), чтобы сделать задание более сложным.

Заключение

Семья - это дом, в котором тепло и комфортно от тепла человеческих сердец. Именно в семье зарождаются первые чувства, эмоции, первые социальные навыки. Наш ребенок - наше продолжение. Он смотрит на нас, взрослых, влюбленным, доверчивым взглядом, верит безгранично, и если постоянно получает от нас помощь и поддержку, то начинает ценить себя, учится верить в людей, которые его окружают.

Воспитание особого ребенка – это ежедневный и тяжелый труд, в котором должны участвовать все члены семьи. Родителям необходимо научиться понимать своего ребенка, и принимать его таким, какой он есть. Понимание, принятие и любовь к своему ребенку – залог счастливой семьи.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши любовь и усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут обязательно вознаграждены!

Список использованных источников

1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. — СПб. : Питер, 2002. - 304 с.

2. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

5. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. – С. 254.

6. Трофимова Н. М., Трофимова Н. Б., Дуванова С. П., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

7. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Питер, 2008. - 672 с.

8. Югова О.В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям// Специальное образование. 2017. № 1 (45). – С. 53-67.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области