Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации». Из опыта работы муниципального учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Сыктывка

Профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 37

Цветкова Анна Валентиновна

учитель-логопед Муниципального учреждения

дополнительного образования

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи» г. Сыктывкар

tsvetkova.ann-a@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»

Tsvetkova Anna Valentinovna

teacher-speech therapist of the Municipal institution

additional education

"Center for psychological, pedagogical,

medical and social assistance" Syktyvkar

tsvetkova.ann-a@mail.ru

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY

1ST GRADE STUDENTS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS WHO ARE ENGAGED IN THE ADAPTED ADDITIONAL GENERAL EDUCATION - ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT PROGRAM "SPEECH THERAPY RHYTHMICS"

Аннотация 

В статье рассматриваются вопросы развития функциональной грамотности у учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, при обучении их на занятиях по адаптированной дополнительной общеобразовательной- дополнительной общеразвивающей программе «Логопедическая ритмика».

Annotation

The article deals with the development of functional literacy in students with severe speech disorders when teaching them in classes according to the adapted additional general education - additional general development program "Speech therapy rhythmics".

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи; логопедическая ритмика; функциональная грамотность; читательская грамотность; креативное мышление; математическая грамотность; естественно-научная грамотность.

Keywords: severe speech disorders; speech therapy rhythmics; functional literacy; reading literacy; creative thinking; mathematical literacy; natural science literacy.

У большинства учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР), отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

При разработке, адаптированной дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы «Логопедическая ритмика» для детей с ТНР мы выделили те жизненные компетенции, которые должны быть сформированы у обучающихся с нарушениями речи. В новом словаре методических терминов и понятий дано определение «Функциональной грамотности», как уровня знаний, умений и навыков, обеспечивающего нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [1, стр. 342]. У учащихся с ТНР в связи с недостаточным уровнем познавательной активности, сниженной работоспособности и самостоятельности, незрелостью мотивации к учебной деятельности, существует проблема формирования функциональной грамотности, а значит, можно сделать вывод, что образовательный процесс необходимо строить, основываясь на ведущих каналах восприятия (зрительном, слуховом и тактильно-двигательном).

Обучить функциональной грамотности учащихся с ТНР - это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности со взрослыми и ровесниками, не смотря на различия в психофизическом развитии. Главное для обучения детей с ТНР - формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление к общению. Конечно, развить в полной мере функциональную грамотность у учащихся с ТНР только на занятиях логопедической ритмикой невозможно, так как процесс повышения функциональной грамотности встроен в учебную программу, рассчитанную на несколько лет, но включение упражнений по развитию функциональной грамотности в занятия логопедической ритмикой влияют на способность учащихся с ТНР применять осваиваемые знания и умения для решения жизненных задач во взаимодействии и в коммуникации с окружающими людьми.

Поэтому при реализации, адаптированной дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы «Логопедическая ритмика» (далее – Программа), необходимо в содержании занятия использовать активные формы, методы и приёмы обучения, учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание программы является продуктивным средством активизации учебной деятельности, но только в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Разберемся с основными направлениями логопедической работы при формировании у учащихся с ТНР функциональной грамотности.  В рамках реализации  адаптированной дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы «Логопедическая ритмика» формирование читательской грамотности1 заключается в формировании у учащихся правильных речевых навыков и в выработке способности применять эти речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в общении с окружающими.

Для развития креативного мышления у учащихся с ТНР на занятиях логопедической ритмикой широко используются инсценировки. Общеизвестно, что одним из оснований развития креативности как общей интегральной способности, является творческая деятельность. В работе с учащимися с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития ребенка. Чаще всего при реализации Программы используются русские народные сказки, так как сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития учащихся. Сказка помогает школьникам понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Учащиеся легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Например, в своей работе используем такое упражнение: учащиеся делятся на две команды, одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами. Такие задания развивают у школьников с ТНР творческие способности, воображение, совершенствуют навык быстро справляться со сложными ситуациями. Учащиеся, имеющие речевые нарушения становятся более свободными, раскрепощенными.

Выучив и отработав стихи, «заклички», потешки на занятиях, учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания в реальной социальной ситуации, поучаствовав, например, в школьной ярмарке «Дары осени», где им приходится общаться в непривычной для себя обстановке, с незнакомыми людьми и побывать как в роли продавца, так и покупателя.

Для развития естественно-научной грамотности в логоритмических занятиях используем певческую деятельность, музицирование, слушание музыки и размышления о ней.

При формировании навыков овладения математической грамотностью на занятиях логопедической ритмикой используем упражнения на активизацию внимания, предлагая учащимся выполнять движения в заданном темпе и последовательности: это могут быть упражнения на переключаемость движений, счетные упражнения (считалочки), упражнения с предметами (мячом, лентой...) Все это способствует развитию внимания и памяти, а также развитию функции самоконтроля и самостоятельности при выполнении заданий.

Таким образом, развивая функциональную грамотность на занятиях логопедической ритмикой мы совершенствуем способность учащихся с ТНР проявляется в различных условиях настоящей жизни, что является одной из важнейших задач при обучении и воспитании школьников, имеющих нарушения речи.

Список литературы:


Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области