Образовательные стандарты основного и среднего образования (введение обновленного ФГОС, изучение нормативной и методической документации)
Выступление на ГМО Ралдыгиной Л.Н.
учителя математики МБОУ СОШ №15.
Кисловодск. 24.08.2023
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».
Позиция сравнения | Первое поколение ФГОС | Второе поколение ФГОС |
---|---|---|
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя коммуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
Новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы.
Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, уже учатся по новым стандартам. Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты:
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413. Осуществление образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО начнется в 10 классах с 1 сентября 2023 года.
Реализация обновленного ФГОС СОО будет исполнятся посредством федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1014 от 23 ноября 2022 года.
Методические документы по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО
Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Информационно-методическое письмо о введении ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Презентация. Базовые образовательные технологии.
Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03-1899 Об обеспечении уч. изданиями (учебниками, учебными пособиями) об-ся в 2022-2023 уч.году.
Презентация. Преемственность ФГОС 2010 ФГОС 2021. Методологическая основа.
Пошаговые рекомендации по переходу на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО.doc (скачать)
Презентация. Современное учебное занятие в условиях введения обновл. ФГОС НОО и ФГОС ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация. Обновленный ФГОС НОО и ФГОС ООО. Содержание, механизмы реализации.
Методические рекомендации по отдельным вопросам реализации ФГОС ООО.
Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ НОО,ООО и СОО.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Более точно обозначены предметные результаты.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вариативность выражается в следующем:
Школам предоставлено право формирования индивидуальных учебных планов (на базовом или углубленном уровне) обучающихся, учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), которые должны содержать не менее 13 учебных предметов и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области.
Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей образовательной организации.
Обучающимися будут выполнять индивидуальные проекты.
Появление нового понятия «функциональная грамотность». Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.
Патриотизм понимается как: интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в обществе, истории и культуры;
ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Он может изучаться по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий.
В предметной области "Математика и информатика" появился учебный предмет "Математика". В него входят учебные курсы "Алгебра", "Геометрия" и "Вероятность и статистика".
Оснащение кабинетов
Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования
заключение
Внесение изменений в ФГОС СОО продиктовано необходимостью создания единого образовательного пространства на территории всей страны и соблюдения принципа преемственности с ФГОС начального общего и основного общего образования.