Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формы и приемы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского и родного языков

Целью статьи является необходимостью рассказать о формах и приемах развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка. В ней приводятся примеры с уроков учителя, рассказывается о том, как достигается интерес у учащихся на уроках. Талантливые, творческие дети могут быть только у творческого человека

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формы и приемы развития творческих способностей обучающихся на

уроках русского и родного языков

Леонова Г.В., учитель русского языка и литературы

Творческие способности детей важны особенно на уроках русского языка . Развитие речи – это одно из творческих способностей обучающихся, что является еще и ориентацией на главную цель обучения и воспитания русскому и родному языкам в школе. Педагогу очень важно развивать творческие способности в каждом ребенке. Важно увлечь его, заинтересовать, найти ту нишу, в которой ему было бы интересно.

Не секрет, что сегодня многие дети не интересуются литературой, иногда программные произведения им скучны. Поэтому педагогу очень важно заинтересовать ребенка на своих уроках, найти то, что ученику запало в душу, развило его творческие способности. Для этого необходимо разнообразить свой урок инсценировкой, мини концертом, диспутом или дискуссией, костюмерным парадом героев, викториной. Часто на своих уроках ориентирую детей на развитие способностей к творчеству, в частности, на создание каких – либо текстов, докладов, публичных выступлений, статей в гимназическую газету, участие в конкурсах предметных декад, городских мероприятий. Но чтобы научить детей творчеству, очень важно, чтобы учитель сам был творческим человеком.

Работая в школе, понимаешь, что в разных классах не бывает одинаковых по одной теме уроков, но это может быть только у творчески работающих учителей русского языка. Но а когда у такого учителя существует творческая атмосфера, то совместная деятельность учителя и учащихся обязательно будет таковой. Для педагога очень важно учитывать особенности класса, их интересы, уровень подготовки к предмету, взаимопонимание, уважение друг к другу, темп работы на уроке.

Очень важно педагогу на своем уроке русского или родного языка помочь обучающимся актуализировать творческие способности, развить их Это одна из главных задач учителя.. Ну а решить ее можно, используя разные формы, методы и приемы в работе. Самостоятельная работа необходима на всех уровнях урока учебного процесса. Важны проектная деятельность по предмету, практическая работа . Все это позволяет у ребенка выражать свои мысли в устной и письменной речи. Очень важно, чтобы ребенок мог выделять главное из прочитанного, группировать факты, явления, делать выводы, обобщать и все это применять на практике и в жизни. Это одна из главных задач функциональной грамотности ученика.

Чтобы достичь эту цель, на уроках я использую различные формы работы: это работа в парах, в командах, в командах разновозрастного уровня ( в этом случае объединяю обучающихся разных классов). Часто провожу уроки – викторины на определенную тему, по итогам цикла уроков по одной теме, тесты, контрольные срезы.

Очень важно на уроках русского языка доверять детям, хвалить, давать возможность заниматься самопроверкой и взаимопроверкой какой- либо работы (творческий текст, мини сочинение, словарный диктант, разбор предложения). Интересно для ребят домашние задания - составить вопросы к теме урока или упражнение на данную тему, придумать карточки для соседа по парте с дальнейшим собственным оцениваем. Интересны творческие задания «Кто интереснее», «Кто больше», «Четвертый лишний», составление кроссвордов, головоломок.

Детям предлагается составить упражнение, карточку для опроса, дидактический материал для игры «Четвертый лишний», «Найди ошибку», «Сложное слово», «Кто больше». Эти творческие задания больше интересны для детей основной школы.

Роль учителя им очень интересна, ведь в этом случае ученики самостоятельно подбирают материал, составляют тексты, карточки с вопросами, заданиями, готовят алгоритм действий для своих одноклассников, подводят итоги и оценивают своих же ребят.

Именно такая работа требует ответственности, серьезных знаний материала. Все это активизирует познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

Такие дидактические приемы, как проблемный вопрос, проблемные задачи, задания, различные противоречия, гипотезы используются для развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.

Так, изучая морфологические признаки имени существительного, разгорелся спор среди детей: на какой же вопрос отвечает имя существительное « мама». Одни считают, что на вопрос «кто?», другие - на вопрос «что?». Аргументируют ответ, сопровождая примерами, затем выполняют творческое задание, пишут сочинение о своей маме.

Интересна исследовательская работа «Мое имя». Откуда пришло это имя, чем оно примечательно, связано ли оно с родословной, с историей, с какой - либо датой. А кто из литературных героев или известных людей носит такое же имя? Начинается исследовательская работа, знакомство с писателями, поэтами, учеными, художниками. Так рождается еще и проект.

Изучая тему «Не с именами прилагательными», дети были удивлены, почему в слове «невеселый» « не» пишется слитно, а в словосочетании «не веселый, а грустный»- раздельно. В слове « неугомонный» тоже пишется не слитно, «ненавистный» и вовсе пишется слитно. Задание: на основе выдвинутых закономерностей нужно сформулировать правило, составить таблицу или схему, привести собственные примеры, предложения, сделать вывод. Самостоятельность, эвристические приемы позволяют детям работать творчески, слаженно, грамотно, интересно.

Для обучающихся старших классов интересны творческие уроки, как дискуссии, диспуты. Именно они направлены на развитие творческих способностей подростков. Кроме этого дискуссии позволяют выработать у них свою точку зрения на ту или иную проблему, формировать умение, аргументированно отстаивать свою позицию.

Считаю, что в работе интересны и нестандартные уроки , такие как урок- мастерская, урок- проект «Создание книжки для мамы». Первым этапом является чтение произведений о маме, о женщине. Вторым этапом - выразительное чтение стихотворений на данную тему, третье- «Проба пера»- учимся создать собственное стихотворение, сочинение о маме, на уроках ИЗО совместно с уроком литературы дети создают рисунок для мамы. Итоговая работа - сбор книжки для мамы. Дети готовят обложку, придумывают название книжки, оформляют форзац, титульный лист, список литературы, которой пользовался ребенок, нумерация страниц, на которых ученик публикует свои творческие работы: сочинение, стихотворение, рисунок. На одном из родительских собраний совместно с детьми каждый дарит свою книжку маме. Впечатлений много. Всем приятно. Ученики проделали огромный труд, при этом показали свои творческие способности во многом: это и работа редактора, корректора и т.д.

Мы понимаем, что творческие способности как формирующее понятие сегодня нам особенно важны и актуальны. А для развития творческих способностей обучающихся, конечно, необходима система выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения. И очень важно, чтобы сам учитель был творческой личностью.

Литература

1. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. : Педагогический поиск, 1999.

2. Воробьѐв, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

3. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения. – М. : Народное образование, 2001.

4. Капица, П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. – ВФ. – 1971. – № 7.

5. Лернер, И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. – М., 1969.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области