Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности патриотического воспитания младших школьников

Цель работы выявить методы и формы использования устного народного творчества для воспитания основ патриотизма у учащихся начальных классов. Задачи 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания основ патриотизма. 2. Изучить особенности патриотического воспитания учащихся начальных классов. 3. Рассмотреть устное народное творчество как средство воспитания учащихся начальных классов. 4. Определить диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности основ патриотизма у младших школьников . 5. Разработать методические рекомендации по воспитанию основ патриотизма у учащихся начальных классов средствами устного народного творчества .

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Д.Б. Эльконин, рассматривая детский возраст от 6 до 11 лет, классифицировал и определил границы младшего школьного возраста. Эти границы совпадают с периодом обучения детей в начальной школе. Данный временной период характеризуется физическим и психоэмоциональным развитием ребёнка, что даёт дальнейшую возможность школьного обучения [37, с. 43. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. По мнению И.А. Ильина «социальная ситуация развития младших школьников, сложившаяся система отношений детей и взрослых – исходный момент для всех изменений, которые происходят при развитии ребёнка на протяжении этого возрастного периода». Ею в полной мере определяется форма и пути развития детей, виды их деятельности, новые психические свойства, качество и образ жизни. Любой возраст имеет специфическую, единственную и неповторимую социальную ситуацию развития. Лишь оценив, можно понять, как появляются и развиваются определённые психологические новообразования, являющиеся результатом возрастного развития детей [15, с. 64]. Согласно Д.Б.Эльконину, «ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность». Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [37, с. 76]. Младший школьный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. Активное умственное развитие младшего школьника способствует формированию более высокой по сравнению с дошкольным возрастом степени осознанности поведения, младший школьник учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. С расширением нравственного опыта, расширяются и углубляются нравственные представления младших школьников. Именно в этом возрасте начинает формироваться нравственное отношение к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. Это связано с осознанием младшими школьниками нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей. Формирование нравственного отношения детей младшего школьного возраста способствует развитию познавательной функции, помогает более активному развитию эмоций и чувств, убеждений и взглядов, способно сформировать внутреннюю необходимость в постижении нравственных ценностей. По мнению Л.И.Божович, «формирующийся на этом этапе нравственный опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки» [6, с. 29]. Растущая самостоятельность и осознанное отношение приводят к развитию способности руководствоваться в своих оценках усвоенными нравственными нормами. По мнению Н.М. Конжиева, «в результате становления нравственной оценки, у младшего школьника формируется самосознание», ребенок становится способным оценить поступок с точки зрения нравственности, на основе первоначальной чисто эмоциональной оценки и рациональной оценки чужого поведения, способным правильно сделать нравственный выбор между добром и злом, плохим и хорошем, о должном и не должном, ребенок способен проанализировать поступок с точки зрения нравственности, правильно оценить и аргументировать свой выбор [16, с. 17]. Патриотизм является главным из нравственных качеств личности, которое вырабатывается в школьном возрасте. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Как считает Ю.С. Васютин, «особенностью проявления патриотизма у младших школьников является то, что нравственный опыт пока еще ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд)». Постепенно происходит накопление опыта младшего школьника, он активно включается в различные виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В этом возрасте дети очень сильно подвержены внешнему влиянию. Именно благодаря этому младший школьник впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. В их сознании закладываются определенные нравственные и патриотические идеалы, младший школьник начинает понимать их ценность и необходимость [7, с. 43]. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с детьми.

Патриотическое воспитание младших школьников в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь детей, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российскою социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения[9].

Проблема патриотического воспитания становится сегодня одной из актуальнейших. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Сегодня и системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания детей. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свои выбор, является одной из главных задач образования[16].

Работа по воспитанию основ патриотизма осуществляется с детьми в средних образовательных учреждениях, в школе, в частности в ее начальном звене. Любовь к своей земле приобретает у школьников активную гражданственную направленность только в действии, в общественно полезной деятельности, в постоянном углубленном изучении людей, природы своего края, его истории, литературы и искусства своего народа[3].

Школьные педагоги воспитывают ученика, прежде всего тем, что в их душе - своими убеждениями и чувствами. Но еще А.С. Макаренко говорил о том, что нельзя все воспитание строить на примерах чьего-то мужества, чей-то воли, чей-то выдержки и на основе практической жизнедеятельности учащегося. Это и идейно-политическая деятельность (участие в митингах, конкурсах песни, плакатов), и туристско-краеведческая (туристические походы, экскурсии в музеи), и спортивно-оздоровительная (игры, конкурсы соревнования, первенства по отдельным видам спорта и т.д.), и интернациональная (концерты дружбы народов, день солидарности, создание, а точнее возрождение клубов интернациональной дружбы, связь с городами-побратимами других государств) [20].

Большое значение для осуществления патриотического воспитания имеют годы обучения ребенка в начальной школе. Именно в младших классах дети получают основу знаний о Родине, ее истории, ее героях, ее природе. Учебно-воспитательный процесс в начальных классах имеет богатые возможности для патриотического воспитания. Патриотическое воспитание осуществляется на уроках по всем предметам и во внеурочной работе по следующим направлениям:

- включение учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;

- формирование бережного отношения к истории отечества и его культурному наследию, к обычаям и традициям народа;

- воспитание любви к малой родине, к своим родным местам;

- воспитание у учащихся чувства любви и бережного отношения к родному краю и своей Родине, своему народу;

- развитие у школьников осознанного желания служить своей Родине;

- воспитание преданности и верности России;

- воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость в суровые годы Великой Отечественной войны;

- формирование у детей стремления больше узнать о Родине, её защитниках и подвигах;

- развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России;

- установление братских, дружеских отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов[30].

Успешность процесса нравственно-патриотического развития личности зависит от внутренних, психологических условий и внешних воздействий. Для формирования патриотических представлений ребенка нужен системный подход. Системный подход предусматривает целостный, иерархический, взаимосвязанный и открытый процесс привлечения детей и молодежи к ценностям в их постоянном развитии и саморазвития, а также преемственность и непрерывность, то есть постоянное усложнение и разнообразие содержания и направлений развития нравственных качеств, комплексность и интегрированность, которые заключаются во взаимодействии обучения и воспитания, объединении усилий семьи, школы, внешкольных учреждений и детских объединений в воспитательном процессе [35].

Процесс патриотического воспитания – организованный целенаправленный воспитательный процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, он ведет к овладению и принятия детьми иерархии духовных ценностей. Патриотическое воспитание предполагает формирование у младших школьников таких черт духовного сознания, как: чувство (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма) индивидуального духовного учета (терпение, послушание), личной позиции (способности различать добро и зло, проявления самоотверженной любви (к ближним), готовности к преодолению жизненных испытаний), духовно обусловленного поведения (готовности к служению людям и Родине, проявлений духовной рассудительности, милосердия, доброй воли) [34].Воспитание основ патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений. Действенным патриотическое воспитание младших школьников становится лишь в том случае, когда оно основано на знаниях об истории, традициях и культуре родного края, своей Родины, на деятельностном начале, активном включении младших школьников в непосредственную деятельность по патриотическому воспитанию, когда отношение к такой деятельности носит заинтересованный, ценностный характер. Эти особенности патриотического воспитания младших школьников в полной мере отражают уровень сформированности у них чувства любви к родине, чувства патриотизма[16].

Таким образом, именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании основ патриотизма.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области