Д.Б. Эльконин, рассматривая детский возраст от 6 до 11 лет, классифицировал и определил границы младшего школьного возраста. Эти границы совпадают с периодом обучения детей в начальной школе. Данный временной период характеризуется физическим и психоэмоциональным развитием ребёнка, что даёт дальнейшую возможность школьного обучения [37, с. 43. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. По мнению И.А. Ильина «социальная ситуация развития младших школьников, сложившаяся система отношений детей и взрослых – исходный момент для всех изменений, которые происходят при развитии ребёнка на протяжении этого возрастного периода». Ею в полной мере определяется форма и пути развития детей, виды их деятельности, новые психические свойства, качество и образ жизни. Любой возраст имеет специфическую, единственную и неповторимую социальную ситуацию развития. Лишь оценив, можно понять, как появляются и развиваются определённые психологические новообразования, являющиеся результатом возрастного развития детей [15, с. 64]. Согласно Д.Б.Эльконину, «ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность». Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [37, с. 76]. Младший школьный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. Активное умственное развитие младшего школьника способствует формированию более высокой по сравнению с дошкольным возрастом степени осознанности поведения, младший школьник учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. С расширением нравственного опыта, расширяются и углубляются нравственные представления младших школьников. Именно в этом возрасте начинает формироваться нравственное отношение к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. Это связано с осознанием младшими школьниками нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей. Формирование нравственного отношения детей младшего школьного возраста способствует развитию познавательной функции, помогает более активному развитию эмоций и чувств, убеждений и взглядов, способно сформировать внутреннюю необходимость в постижении нравственных ценностей. По мнению Л.И.Божович, «формирующийся на этом этапе нравственный опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки» [6, с. 29]. Растущая самостоятельность и осознанное отношение приводят к развитию способности руководствоваться в своих оценках усвоенными нравственными нормами. По мнению Н.М. Конжиева, «в результате становления нравственной оценки, у младшего школьника формируется самосознание», ребенок становится способным оценить поступок с точки зрения нравственности, на основе первоначальной чисто эмоциональной оценки и рациональной оценки чужого поведения, способным правильно сделать нравственный выбор между добром и злом, плохим и хорошем, о должном и не должном, ребенок способен проанализировать поступок с точки зрения нравственности, правильно оценить и аргументировать свой выбор [16, с. 17]. Патриотизм является главным из нравственных качеств личности, которое вырабатывается в школьном возрасте. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Как считает Ю.С. Васютин, «особенностью проявления патриотизма у младших школьников является то, что нравственный опыт пока еще ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд)». Постепенно происходит накопление опыта младшего школьника, он активно включается в различные виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В этом возрасте дети очень сильно подвержены внешнему влиянию. Именно благодаря этому младший школьник впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. В их сознании закладываются определенные нравственные и патриотические идеалы, младший школьник начинает понимать их ценность и необходимость [7, с. 43]. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с детьми.
Патриотическое воспитание младших школьников в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь детей, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Характерной особенностью современного этапа развития российскою социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения[9].
Проблема патриотического воспитания становится сегодня одной из актуальнейших. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Сегодня и системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания детей. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свои выбор, является одной из главных задач образования[16].
Работа по воспитанию основ патриотизма осуществляется с детьми в средних образовательных учреждениях, в школе, в частности в ее начальном звене. Любовь к своей земле приобретает у школьников активную гражданственную направленность только в действии, в общественно полезной деятельности, в постоянном углубленном изучении людей, природы своего края, его истории, литературы и искусства своего народа[3].
Школьные педагоги воспитывают ученика, прежде всего тем, что в их душе - своими убеждениями и чувствами. Но еще А.С. Макаренко говорил о том, что нельзя все воспитание строить на примерах чьего-то мужества, чей-то воли, чей-то выдержки и на основе практической жизнедеятельности учащегося. Это и идейно-политическая деятельность (участие в митингах, конкурсах песни, плакатов), и туристско-краеведческая (туристические походы, экскурсии в музеи), и спортивно-оздоровительная (игры, конкурсы соревнования, первенства по отдельным видам спорта и т.д.), и интернациональная (концерты дружбы народов, день солидарности, создание, а точнее возрождение клубов интернациональной дружбы, связь с городами-побратимами других государств) [20].
Большое значение для осуществления патриотического воспитания имеют годы обучения ребенка в начальной школе. Именно в младших классах дети получают основу знаний о Родине, ее истории, ее героях, ее природе. Учебно-воспитательный процесс в начальных классах имеет богатые возможности для патриотического воспитания. Патриотическое воспитание осуществляется на уроках по всем предметам и во внеурочной работе по следующим направлениям:
- включение учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;
- формирование бережного отношения к истории отечества и его культурному наследию, к обычаям и традициям народа;
- воспитание любви к малой родине, к своим родным местам;
- воспитание у учащихся чувства любви и бережного отношения к родному краю и своей Родине, своему народу;
- развитие у школьников осознанного желания служить своей Родине;
- воспитание преданности и верности России;
- воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость в суровые годы Великой Отечественной войны;
- формирование у детей стремления больше узнать о Родине, её защитниках и подвигах;
- развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России;
- установление братских, дружеских отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов[30].
Успешность процесса нравственно-патриотического развития личности зависит от внутренних, психологических условий и внешних воздействий. Для формирования патриотических представлений ребенка нужен системный подход. Системный подход предусматривает целостный, иерархический, взаимосвязанный и открытый процесс привлечения детей и молодежи к ценностям в их постоянном развитии и саморазвития, а также преемственность и непрерывность, то есть постоянное усложнение и разнообразие содержания и направлений развития нравственных качеств, комплексность и интегрированность, которые заключаются во взаимодействии обучения и воспитания, объединении усилий семьи, школы, внешкольных учреждений и детских объединений в воспитательном процессе [35].
Процесс патриотического воспитания – организованный целенаправленный воспитательный процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, он ведет к овладению и принятия детьми иерархии духовных ценностей. Патриотическое воспитание предполагает формирование у младших школьников таких черт духовного сознания, как: чувство (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма) индивидуального духовного учета (терпение, послушание), личной позиции (способности различать добро и зло, проявления самоотверженной любви (к ближним), готовности к преодолению жизненных испытаний), духовно обусловленного поведения (готовности к служению людям и Родине, проявлений духовной рассудительности, милосердия, доброй воли) [34].Воспитание основ патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений. Действенным патриотическое воспитание младших школьников становится лишь в том случае, когда оно основано на знаниях об истории, традициях и культуре родного края, своей Родины, на деятельностном начале, активном включении младших школьников в непосредственную деятельность по патриотическому воспитанию, когда отношение к такой деятельности носит заинтересованный, ценностный характер. Эти особенности патриотического воспитания младших школьников в полной мере отражают уровень сформированности у них чувства любви к родине, чувства патриотизма[16].
Таким образом, именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании основ патриотизма.