Дидактическое пособие «Речевой куб»
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
Проблема коррекции речи актуальна в дошкольном возрасте. Важным условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально положительной ситуации, способствующей желанию активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровая деятельность.
Цель
формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.
Задачи
Пособие «Речевой куб» дает возможность использовать в работе разные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи. Определять место звука в слове. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Активировать словарь. Формировать умения составлять сложные предложения и описательные рассказы. Развивать любознательность, память, внимание, а главное — речь. Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Описание
Пособие представляет собой куб с гранями. На каждой грани закрепляются прозрачные кармашки, в которых можно размещать различный речевой материал. Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Является ярким элементом предметно – пространственной среды. Старшие дошкольники могут помогать педагогу в наполнении такого пособия. Допустимо использование в разных возрастных группах.
Варианты игр
Задачи: автоматизировать поставленные звуки в словах; развивать внимание.
Ход: Снеговик приглашает строить снеговиков из парных снежных комков. Найти и назвать слова на заданный звук.
2. «Снежные дорожки»
Задачи: тренировать мелкую моторику рук и развивать внимание.
Ход: Детям предлагается разрисовать дорожки по образцу.
Задачи: развивать звуко-буквенный анализ и синтез; учить определять количество звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, место звука в слове, выкладывать звуковую схему.
Ход: Снеговик перепутал слова. Детям предлагается помочь снеговику соединить картинку со словом и составить схему слова, используя звуковые снежки.
Задачи: дифференциация звуков С-Ш в словах; совершенствовать образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Ход: Снегурочка любит красивые снежинки. Детям предлагается рассмотреть снежинки. Какие они? (большая, маленькая…). Используя снежинки назвать слова со звуками С-Ш по картинкам. Например, шуба-шубка, посуда-посудка и т. д.
Задача: дифференциация звуков С-Ш в предложениях.
Ход: Предлагается разложить слова-картинки со звуком С в санки Снегурочки, а слова-картинки со звуком Ш в мешок Лешего, проговаривая
У Снегурочки в санках посуда, а у Лешего в мешке шапка и т. д.
Задачи: формировать умение составлять рассказ с опорой на картинку; развивать монологическую речь.
Ход: Собрать сюжетную картинку из разрезных частей. При затруднении использовать цифры. Придумать название картины. Составить рассказ по картинке.
Задачи: закрепить названия зимующих птиц; автоматизировать звуки Л, Р в слова и предложениях; совершенствовать умение согласовывать существительное с числительным: одна ворона, две вороны…пять ворон и т. д.
Ход: Детям предлагается узнать по силуэту птиц.
Назови птиц, посчитай птиц, назови ласково.
Задачи: формировать умение рассказывать о времени года по плану; развивать внимание.
Ход: Леший приглашает в гости на прогулку в лес. Детям предлагается собрать пазл и рассказать о зиме в лесу.
Задачи: автоматизировать поставленные звуки в словах и в предложениях; дифференцировать звуки в словах и предложениях; закреплять понятия между, выше; ниже; слева, справа и т.д.
Ход: Детям предлагается украсить елку к празднику.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, творчество.
Ход: Дед Мороз приглашает в сою мастерскую и предлагает выложить из деревянных палочек предметы, используя схемы.
подготовила: учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 70»
Алёна Александровна
Сафарова