Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РОЛЬ УЧЕБНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В СИСТЕМЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 377.018.48

С. В. Квитка

преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»

г. Новосибирск.

РОЛЬ УЧЕБНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В СИСТЕМЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Статья посвящена подготовке дипломных проектов, способствующих опережающей подготовке высококвалифицированных специалистов.

Ключевые слова. Специалист, профессиональная деятельность, учебная лаборатория, исследовательская работа, опережающая образовательная технология.

Современная модель образования состоит в переходе от «знаниевого» обучения к обучению деятельности, образование должно давать будущему специалисту не только знания, но и набор компетенций, что не мало важно, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях [1]. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты общества в новейших экономических условиях, гарантом его самореализации. Основная задача учебных заведений – помочь будущему квалифицированному специалисту освоить максимальное количество компетенций, позволяющих ему стать конкурентоспособным в профессии (специальности).

На этом этапе возникает необходимость перехода образовательного процесса, построенного на принципе пассивного накопления знания концепции их активного поиска. Цель современного обучения на данный момент должна сводиться к приобретению обучающимся знаний о самом процессе обучения, формированию навыков, позволяющих в будущем находить, анализировать и синтезировать новую информацию. Данный подход к образовательному процессу позволит будущему работнику мыслить креативно, уметь реализовывать свои проекты, продуктивно решать поставленные задачи, быть активным участником профессиональной деятельности. Перед преподавателями возникает вопрос, как помочь обучающемуся в достижении поставленной цели. Становить понятно, что в образовательном процессе необходимо перенести акцент с деятельности преподавателя на деятельность обучающего, заинтересовать обучающегося в приобретении знаний, в активные поиски информации, повысить мотивацию будущего специалиста [2]. В связи с вышеизложенным, возникает необходимость во внедрении в образовательный процесс современных опережающих образовательный технологий, позволяющих обеспечить личное развитие обучающегося. К разряду таких технологий относятся учебно-демонстрационные комплексы в виде стендов, макетов, натурных образцов, позволяющих образовать такие методы обучения как исследовательские, развивающие, проектные, разно-уровневые [3].

Изучение педагогической литературы позволяет сделать вывод, что использование различных видов наглядных пособий в образовательном процессе способствует облегчению понимания учебного материала, вызывает заинтересованность и помогает обучающимся более эффективно усваивать его. Особенно это касается специальных дисциплин. Вопросами в этой области посвящены научно-методические работы М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, Н.Л. Менчинской, в которых уделяется большое внимание и необходимость использования наглядных пособий и указывается необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности самим обучаемым [4].

При этом под наглядным пособием подразумевается средство, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядное пособие имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других-облегчают процесс формирования абстракции. Практика преподавания подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающим обучающемся с начала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия [4].

Каждое средство наглядности обладает специфичной функцией, в зависимости от тематики занятие может обеспечивать в учебном процессе высокую эффективность. Однако, говоря о качественной подготовке специалиста среднего звена, использование в образовательном процессе только натуральных и изобразительных средств недостаточно. Это обуславливается, прежде всего, наличием современного, сложного, высокотехнологического оборудования, механизма или агрегата, с которым обучающийся сталкивается на первоначальном этапе на учебной и производственной практике.

В качестве одного из приоритетных направлений в опережающей подготовке высококвалифицированных специалистов производственной сферы является широкое применение в процессе обучения учебно-демонстрационных комплексов, совершенствование форм и методов обучения с их использованием. На базе «Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства» организована учебная лаборатория. При этом материально-техническая база колледжа постоянно модернизируется путем привлечения обучающихся в творческой и исследовательской деятельности. Одной из таких форм деятельности является реальный дипломный проект. Дипломный проект - это самостоятельная и логически завершенная работа, связанная с решением научно-практической задачи либо технический проект, посвященный решению практической или проектно-конструкторской идеи, соответствующей избранной специальности.

Формами выполнения реального диплома проектирования могут быть: изготовления учебно-демонстративного комплекса (технического средства обучения), модернизация стендового пособия, выполнения исследовательской и расчетной работы. Результатом выполнения этой работы является обновления материально-технической базы колледжа за счет выполнения специальной части дипломного проектирования. Таким образом, для изучения курса специальных дисциплин на базе колледжа были приобретены лабораторно-практические стенды и специализированный инструмент, в том числе стенд для диагностики форсунок и насосов Common Rail iP700 [8].

Безусловно стенд обладает рядом достоинств:

- Позволяет произвести установку и снятие ТНВД пока тестируются форсунки, и наоборот (имеет две рабочих зоны);

- Раздельная гидравлика (бак, рампа, магистрали, охлаждение, фильтры) исключает попадание частиц из одного контура в другой;

- Проверка и кодирование форсунок Common Rail электромагнитных и пьезоэлектрических;

- Проверка ТНВД Common Rail.

Отличительные особенности:

- Автоматическое переключение на нужный гидравлический и электрический контур;

- Режим автотеста;

- Таргеты для кодирования;

- Единая база стенда.

Учебные стенды, предназначенные для проведения всего комплекса теоретических, практических и лабораторных работ по изучению конструкции, режимов работы топливной аппаратуры, для закрепления навыков, обучающихся по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту в курсах «Слесарь по топливным системам».

Использование мобильных стендов позволило создать в помещении лаборатории «Топливных систем» соответствующие количество рабочих мест для выполнения лабораторно-практических работ. Каждое рабочее место оснащено верстаком и стапелями, инструментальной тележкой, гастроёмкостью, пинцетом и прочими техническими средствами. Использование лаборатории топливных систем позволяет проводить порядка 12 лабораторно-практических работ. Каждая лабораторно-практическая работа сопровождается листом задания на лабораторною работу и оценивается в соответствии с критериями оценивания, разработанными в соответствии с «Регламентом соревнований WorldSkills Russia»

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использование учебно-демонстрационных комплексов в образовательном процессе способствует опережающей подготовки специалистов среднего звена, повышение качества изучаемого материала. В то же время использование развивающего потенциала современных образовательных технологий позволяет создать условие для формирования компетентной, активной, саморазвивающейся и конкурентоспособной личности.

Список использованной литературы:

1. Издательский дом «Первое сентября». Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313439/

2. Соколов, М.В. Опережающая подготовка кадров как фактор инновационного развития предприятий / М.В. Соколов, А.С, Клинков, В.Г. Однолько // Стратегическое управлениение организациями: теория и практика инновационного развития : сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф.-СПб. : Изд-во Полтех. ун-та.- 2012. – С. 529.

3. Бычкова Ю.С. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/sovremennye-pedagogicheskie-tekhologii/

4. Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/attestacionnaya-rabota-po-tehnologii-na-temu-ispolzovanie-naglyadnosti-v-processe-trudovogo-obucheniya-mladshih-shkolnikov-781763.html

5. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: учеб. пособие. – Шадринск: ШАГПИ, 2006. -152 с.

6. Федеральный специализированный журнал «Кто есть Кто в образовании и науки». Потенциал отечественной индустрии образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ktovobrnauke.ru/2010/2/potencial-otechestvennoy-industrii-obrazovaniya.html

7. Свиридов Е.В. К вопросу применения электрифицированных демонстрационных стендов при изучении технических дисциплин: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ №1, 2016.

8. Интернет ресурс: https://stand.dieselpro.org

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области