Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа кружковой работы по нравственно- патриотическому воспитанию "Маленький гражданин"

Показать важность нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Представить формы и методы работы с детьми, начиная со среднего возраста, а также важность работы с родителями. Показать роль традиций предметно-развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Капелька»

(МБДОУ – детский сад «Капелька»

Программа кружковой работы по нравственно – патриотическому воспитанию «Маленький гражданин»

группы «Капелька»

Срок реализации: 2021 – 2024 уч. год

Составители:

воспитатель Духовская Валентина Ивановна

воспитатель Гончарова Мария Валерьевна

Целевой раздел

Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем.

(В. Степанов)

Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом! Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней!

Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания. Почему возникла необходимость в разработке программы? В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.

   В  результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

  Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.  Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

  Чтобы дети стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Актуальность данной темы прописана в ФГОС ДО. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника детского сада»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 

Результаты анкетирования родителей показали, что большинство родителей не понимают важности патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Учитывая важность проблемы, в группе организовали кружковую работу по нравственно – патриотическому воспитанию «Маленький гражданин». Программа разработана для детей в возрасте с 4 до 7 лет.
Цель кружковой работы: воспитывать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические позиции: любовь и уважение к семье, близким людям, к родному городу и родной стране. 

Задачи:
- воспитание у ребёнка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе;
- развитие чувства гордости за страну;
- воспитание ценностного отношения к труду;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их культуре и традициям.

- ориентирование родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи, села, края, страны.

Педагогические средства, позволяющие решить поставленные задачи:

Семинары - практикумы для педагогов

Перспективное планирование

Проектная деятельность

1.2. Планируемый результат освоения Программы :

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - понимает, что люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований; - проявляет уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде; - эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства; - проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях; - имеет первичные представления о себе, своей семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к противоположному полу; - соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

- Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.

1.3.Критерии оценки уровня патриотического воспитания у детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Высокий уровень-5баллов

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет ,узнает (по иллюстрации) достопримечательности,   знает и узнает флаг, герб, гимн   России,   называет   народные   праздники,   игрушки,   предметы   быта;

называет   природные   богатства   города,   знает   4-5   представителей растительного и животного мира; заботится  об окружающей природе.  Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-3-4балла

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб,гимн России,  затрудняется назвать  достопримечательности,  улицы,  (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники,

игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства города.

Низкий уровень-1-2балла

Не   знает  названия  страны,   города,   своего  адреса,  но  узнает  флаг,   герб,гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях; плохо знает названия улиц.  Не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства

города,   не   знает   представителей   растительного   и   животного   мира;отсутствует представление о том, как заботиться об окружающей природе.

Не   имеет   чёткого   представления   о   членах   семьи   и   ближайших родственниках.

Изучение уровня развития патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста

1. «Что ты знаешь о своем селе (городе?)»

Цель методики – выявление уровня развития патриотических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Для этого был использован ряд вопросов по теме: «Что ты знаешь о своем селе ( городе?)».

Вопросы для диагностики:

1. Как называется наша страна?

2. Как называется село, в котором ты живешь?

3. Когда было основано село?

4. Как называется улица, на которой ты живешь? Почему она так называется?

5. Как называется город, расположенный недалеко от нашего села?

6. Памятники каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?

7. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

8. Как выглядит герб нашего села( города)?

9. В каких цветах наш флаг?

Критерии оценивания - правильные ответы:

6-9 баллов – высокий уровень

3-6 баллов – средний уровень

1-3балла – низкий уровень

2. «Найди Российский…» (Флаг, герб, фотография президента).

Цель методики – выявление уровня развития патриотических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Детям предлагается ряд картинок с изображением флагов, гербов, фотографий президентов разных стран. Количество картинок на каждую символику по 8 штук.

Критерии оценивания - правильные ответы: 3 – высокий уровень; 2 - средний уровень; 0-1 – низкий уровень.

3. «О чем говорится?»

Цель методики – выявление уровня развития патриотических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Выявить, какое представление у детей о Родине.

Загадки для детей о патриотизме.

1. Шар большой, на нём страна, 2. Он звучит торжественно,

Город в ней, а в нём дома. Все встают приветственно.

Дом на улочке одной, Песню главную страны

Неприметный, небольшой. Уважать мы все должны! (Гимн)

Этот дом, страна, земля –

Это (Родина) моя!

3. Назовите сразу вы 4.В этом месяце бывает

Символ города Москвы, Светлый праздник – День Победы.

Площадь там зовется Красной, Все ребята поздравляют

Бьют часы на башне Спасской. (Кремль) Своих бабушек и дедов. (Май)

Критерии оценивания - правильные ответы: 4 – высокий уровень; 2-3 – средний уровень; 0-1 – низкий уровень.

Вопросы для обследования детей подготовительной к школе группы

В какой республике мы живем? Почему она так называется? 
Какие государственные символы России ты знаешь? Почему они нужны?
Какие цвета на флаге России? Что они обозначают? Где их можно увидеть?
Опиши герб России.
Узнай гимн России (по магнитофонной записи). Что делают люди, когда слушают государственный гимн?
Что нарисовано на гербе нашего села? Почему?
Какой город является столицей РФ?

Назови достопримечательности с.Криводановка, г.Новосибирска.

Какие музеи, памятники, учебные заведения родного города вы знаете?
Чем занимались раньше мужчины, женщины? Какие у них были орудия труда?
Назови элементы мужской (женской) русской национальной одежды.

Выбери русские мужские и женские головные уборы.

Какие блюда русской кухни ты знаешь?
Какие ты знаешь народные обычаи, которые выражают уважение к взрослым, показывают признаки гостеприимства?
Какие народные праздники ты знаешь? Проводите ли вы их в детском саду, селе, городе?
Назови русские народные сказки. Какие народные игры ты знаешь?
Узнай по звучанию музыкальные русские народные инструменты.
Назови русские имена и фамилии.
Назови русские названия рек, озер.
Какие русские узоры ты знаешь? Назови и нарисуй их.
Каких русских художников, скульпторов, композиторов ты знаешь?
Назови известных русских писателей, поэтов, их произведения.
Каких известных людей нашего села ( города) ты знаешь? Как они прославили себя, наш край? Есть ли города, села, улицы, названные их именами? Перечисли, какие памятники им воздвигнуты?
Чем богата наша республика? 
Что ты знаешь о природных богатствах нашего края?
Почему «Красная книга» так называется? Какова ее главная цель? Назови лечебные травы. При каких болезнях их можно использовать.

Критерии оценки
Высокий уровень. Знает название села, города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности села (города), названия 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб села (города) ; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно - климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень. Знает название страны, села, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб села (города); затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно - климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень. Не знает названия страны, села, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Содержательный раздел

Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам: 1 блок - «Моя семья»; 2 блок - «Родной край», «Родное село»; 3 блок - «Родная страна».

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок - «Моя семья». Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 1 своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов: корни каждого - в истории и традициях семьи, семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций, счастье семьи - счастье и благополучие народа. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

2 блок - «Родное село», «Родной край». Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, селом. Важно показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, городом Новосибирском. Поселок - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

3 блок - «Родная страна» Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми 4-5 лет

(средняя группа)

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Первая

неделя

« Осень на улицах нашего

села»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, воспитывать умение наблюдать за ней, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе.

Чтение художественной литературы: »Листопад» Бунин И.Н. , « Осенние листья» Н.И. Майков

Рисование: «Нарисуй картинку об осени»

Вторая

неделя

«Улицы нашего

села»

Продолжать знакомить детей с улицами села, расположенными на них строениями; развивать умение наблюдать и описывать увиденное, воспитывать любовь к своему родному краю.

Конструктивная деятельность: «Загородки и заборы»  Дидактическая игра: « Кто на чем ездит»

Третья

неделя

« Моя родная

природа»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, дарам осени: цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, растениям, умение правильно вести себя в ней.

Организованная образовательная деятельность: «Люблю березку русскую».

Четвертая неделя

« Золотая осень»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте осени, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе.

Чтение стихов об осени: « Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин, «Осенние листья» Н.И. Майков Рисование: « Золотая осень»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Первая неделя

« Наша дружная семья»

Продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.

Беседа с детьми. Сюрпризный момент: приход медведей, рассказ медведя о своей семье. Чтение художественной литературы: « Бабушкин садик» Сюжетно-ролевая игра: «Семья»: сюжет « Варим обед из овощей»

Вторая неделя

« Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

Воспитывать культуру общения со взрослыми людьми, развивать в детях привязанность к семье.

Беседа с детьми; рассказы о членах своей семьи, о помощи взрослым. Аппликация «Ромашка – это символ семьи»

Третья неделя

«Бабушка и дедушка»

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Беседа: «Бабушки и дедушки». Дидактическая игра: «Моих родителей зовут…»

Четвертая неделя

« Моя семья»

Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Воспитывать любовь и уважение к своим близким, пожилым людям.

Беседа о своей семье, об укладе семьи. Рисование «Моя семья» Дидактическая игра: «Вежливые соседи»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Первая неделя

« Наша Родина»

Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия.

Беседа: « А где же я живу?» Чтение стихов о Родине.

Вторая неделя

« Природа России»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе; сформировать общее представление о лесе, о реке и её обитателях.

Рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных, птиц и растений нашего края. Дидактические игры «От какого дерева листочек?», «Кто где живёт?»

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Формы проведения

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Первая

неделя

« Осень на улицах нашего

села»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, воспитывать умение наблюдать за ней, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе.

Чтение художественной литературы: »Листопад» Бунин И.Н. , « Осенние листья» Н.И. Майков

Рисование: «Нарисуй картинку об осени»

Вторая

неделя

«Улицы нашего

села»

Продолжать знакомить детей с улицами села, расположенными на них строениями; развивать умение наблюдать и описывать увиденное, воспитывать любовь к своему родному краю.

Конструктивная деятельность: «Загородки и заборы»  Дидактическая игра: « Кто на чем ездит»

Третья

неделя

« Моя родная

природа»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, дарам осени: цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, растениям, умение правильно вести себя в ней.

Организованная образовательная деятельность: «Люблю березку русскую».

Четвертая неделя

« Золотая осень»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте осени, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе.

Чтение стихов об осени: « Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин, «Осенние листья» Н.И. Майков Рисование: « Золотая осень»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Первая неделя

« Наша дружная семья»

Продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.

Беседа с детьми. Сюрпризный момент: приход медведей, рассказ медведя о своей семье. Чтение художественной литературы: « Бабушкин садик» Сюжетно-ролевая игра: «Семья»: сюжет « Варим обед из овощей»

Вторая неделя

« Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

Воспитывать культуру общения со взрослыми людьми, развивать в детях привязанность к семье.

Беседа с детьми; рассказы о членах своей семьи, о помощи взрослым. Аппликация «Ромашка – это символ семьи»

Третья неделя

«Бабушка и дедушка»

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Беседа: «Бабушки и дедушки». Дидактическая игра: «Моих родителей зовут…»

Четвертая неделя

« Моя семья»

Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Воспитывать любовь и уважение к своим близким, пожилым людям.

Беседа о своей семье, об укладе семьи. Рисование «Моя семья» Дидактическая игра: «Вежливые соседи»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Первая неделя

« Наша Родина»

Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия.

Беседа: « А где же я живу?» Чтение стихов о Родине.

Вторая неделя

« Природа России»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе; сформировать общее представление о лесе, о реке и её обитателях.

Рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных, птиц и растений нашего края. Дидактические игры «От какого дерева листочек?», «Кто где живёт?»

Третья неделя

«Берёзка – символ России »

Познакомить с русской берёзой, ставшей символом России, с характерными особенностями берёзы, составными частями дерева.

Чтение стихотворения «Люблю берёзку русскую». Отгадывание загадок. Хороводная игра «Во поле берёзка стояла»

Четвертая неделя

«День матери»

Познакомить с международным праздником – Днем матери.

Беседа о маме, её профессии, о том, как дети помогают своим мамам.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Первая неделя

« Здравствуй, зимушка, зима»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Стайка снегирей на ветках» Чтение русской народной сказки: « Зимовье зверей». Рисование : « Кто в зимнем домике живет

Вторая неделя

« Родное село»

Закрепить название родного села, в котором дети живут, развивать патриотические чувства, воспитывать у детей чувство любви к своему родному краю.

Дидактическая игра «Мой адрес». Рассматривание альбома «Моё село- Криводановка»

Третья неделя

« Мои друзья и известные люди»

Уточнить и углубить знания детей о людях живущих в поселке, о своих родственниках участниках ВОВ; о их значении в жизни поселка. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, о своем лучшем друге, используя свой личный опыт. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, пожилым людям.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Такие люди живут у нас в селе» Беседа: «Мой друг» Дидактическая игра: «Вежливые соседи»

Четвертая неделя

«Новогодний праздник. Рождество

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким. Дать представление о традиции украшать ёлку.

Аудиозапись «Легенда о рождественской ёлке». Инсценировка сказки «В ночь на Рождество»

Первая неделя

«Народные праздники на Руси»

Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество.

Чтение стихотворения И.Рутенина «Зима. Рождество». Математическая игра «Чего не стало?», «Посчитай-ка»

Первая неделя

«Народные праздники на Руси»

Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество.

Чтение стихотворения И.Рутенина «Зима. Рождество». Математическая игра «Чего не стало?», «Посчитай-ка»

Я

Н

В

А

Р

Ь

Вторая неделя

«Как жили наши предки»

Познакомить с бытом, предметами и орудиями труда наших предков, развивать интерес к прошлому.

Беседа по теме с рассматриванием иллюстраций.

Третья неделя

« Народные игрушки»

Формировать знания детей о русской народной игрушке, предметам народно – прикладного искусства. Воспитывать уважение к русскому ремеслу.

Беседа: « Русские народные игрушки» Декоративное рисование «Украсим платочек». Сюжетно ролевая игра: « Семья. Мои игрушки»

Четвертая неделя

«Ладушки в гостях у бабушки»

Формировать у детей понятия о русском фольклоре: песнях, играх, потешках.

Чтение потешек, слушание русской народной мелодии. Игра «Десять внучат»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Первая неделя

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

Дать детям представление о защитниках древней Руси- богатырях, их оружии, одежде. Познакомить с подвигами богатырей.

Просмотр презентации «Богатыри земли русской». Физкультминутка «Богатыри»

Вторая неделя

«Наша армия»

Познакомить детей с Российской армией – надёжной защитницей нашей Родины. Рассказать детям о людях, прославивших нашу страну в годы войны и в наше время.

Беседа: « Российская Армия» Аппликация: « Летящие самолеты» Сюжетно-ролевая игра: «Военные учения»

Третья неделя

«Защитники Отечества»

Продолжать знакомить детей с Российской армией – надёжной защитницей нашей Родины. Формировать чувство уважения к мужчинам – защитникам родины. Воспитывать у детей патриотические чувства.

Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию: « Открытка для папы». Конструктивная деятельность: « Корабли»

Четвертая неделя

«Масленица»

Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к истории России.

Беседа о празднике - Масленица, чтение потешек, стихов.

Первая неделя

«Родной человек»

Раскрыть детям многогранный образ мамы - труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам, доброе, заботливое отношение к женщинам, стремление помогать им.

Чтение стихотворений Е.Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине». Изготовление подарков для мамы.

Вторая неделя

«Дочки – матери»

Содействовать развитию игры как формы, в которой ребёнок переходит к передаче отношений в мире взрослых.

Беседа «Моя мама». Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери»

М

А

Р

Т

Третья неделя

«Профессии моих родителей»

Воспитывать интерес к разным профессиям, к их значимости в жизни.

Беседа: « А где работает мама и папа?»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Физкультминутка «Профессии»

Четвертая неделя

« Из чего что сделано»

. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению и или определенным признакам. Развивать умение определять предметы, сделанные руками человека. Воспитывать любовь к людям труда

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « В мире пластмассы» Дидактическая игра: «Что за материал?» Конструктивная деятельность: « Домики и сарайчики»

А

П

Р

Е

Л

Ь

Первая неделя

«Земля – наш общий дом»

Расширять представления детей о планете Земля, формировать желание любить и беречь Землю.

Чтение письма от планеты Земля. Беседа о том, что люди должны заботиться о природе, охранять и оберегать её. Дидактическая игра «Если я приду в лесок». Чтение стихов.

Вторая неделя

«День космонавтики»

Развивать познавательный интерес и любознательность детей, познакомить с первым советским космонавтом.

Презентация «День космонавтики». Игра «Космодром». Дидактическая игра «Самая лучшая планета»

Третья неделя

« Весна и природа»

Продолжать формировать у детей знания весне, об изменениях в родной природе, на улицах поселка. Устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе.

Организованная образовательная деятельность по развитию речи: Рассказывание по картине: « Весна в лесу». Дидактическая игра: « Когда это бывает?»

Четвертая неделя

«Правила, по которым мы живем»!»

Приобщать детей к коммуникативному общению и нравственным нормам: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомима) средств, тактично. Развивать умение обращаться с просьбами, вопросами, просить помощи и оказать ее другим, проявить чувство собственного достоинства. Воспитывать любовь к окружающим людям.

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо», Вежливые слова», « А как у вас дома».
Дидактическая игра: Правильно или нет« Чтение художественной литературы: « Дядя Степа» С.Михалков, « Тараканище» К.И. Чуковский.

М

А

Й

Первая неделя

«Мир, труд, май»

Расширять знания и представления детей о труде взрослых.

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна». Рисование восковыми мелками «Весна пришла»

Вторая неделя

«Они защищали Родину»

Познакомить детей с историей начала Великой Отечественной войны. Весь народ поднялся на защиту Родины: героический вклад в победу над врагом армии, в тылу, взрослыми и детьми. Традиция- празднование Победы русским народом. Воспитывать уважение и память о погибших защитниках Родины.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « День Победы». Чтение стихов. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями).

Третья неделя

«Что означают наши имена»

Знакомство с происхождением имён, уточнение значения слова «отчество».

Беседа «Что означают наши имена». Игра «Назови ласково по имени». Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

Четвертая неделя

«Родословная нашей семьи»

Формировать представления о составе семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ.

Загадка про матрёшку. Пальчиковая гимнастика «Десять внучат». Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама с папой – моя родня». Пословицы и поговорки о семье.

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми 5-6 лет

Месяц

Тема

Задачи

Формы и методы работы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Давайте познакомимся»

Уточнить и обогатить представления ребенка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек. Формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей. Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого. Способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

Беседы с детьми. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

«Я и моя семья»

Углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра); знать имена всех членов семьи, половую принадлежность; воспитывать у детей заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.

Беседы о членах семьи. Выставка детских рисунков «Моя семья».

«Где живут люди» (город, село)

«Наша Родина – Россия»

Формировать представления детей о различиях между селом и городом, их общих и отличительных особенностях, основных профессиях в городе и селе, об истории развития жилища.
Дать детям представление о родине – России, ее столице; развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город, в котором живут; воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

Беседы с детьми. Рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми. Чтение: Т.Бокова «Необъятная страна», Н.Забила «Наша Родина».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Угадай, кто это?»

Развивать у детей воспроизводить образ себе подобного через видение человека.

Творческая игра

«Мои братья и сестры»

Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

Беседа с использованием фотографий

«Я живу в Криводановке»

Формировать представления детей о родном селе, микрорайоне, где находится наш детский сад; воспитывать гордость за то, что мы живем в Криводановке; желание помогать взрослым в благоустройстве села.

Рассматривание альбома «Моё родное село». Целевая прогулка

Природа в картинах русских художников»

Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Рассматривание репродукций картин о родной природе.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Один в поле не воин» - беседа посвященная Дню согласия и единения (4 ноября)

Показать детям на исторических примерах, на образцах литературных героев силу единства; воспитывать дружелюбие, товарищество.

Рассказ воспитателя о событиях, произошедших более 400 лет назад (восстание против поляков). Художественное творчество: солнце из ладошек. Чтение стихов Н.Майданик «День народного единства», «Едины навсегда»

«Моя семья»

Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

Беседа с детьми с использованием семейных фотографий

«Наш Новосибирский район»

Закреплять представления о нашем Новосибирском районе, в котором мы живем, дать знания детям о достопримечательностях района. 

Рассматривание альбома «Новосибирский район»

«Я такой»

Формировать у детей представление о себе как о человеке, о его отличительных особенностях (прямохождение, речь, внешний вид и т. п.), о половом различии; учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей.

Беседа с рассматриванием плаката «Человек».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Портрет самого лучшего друга»

Учить детей составлять короткий рассказ о своём лучшем друге.

Описательный рассказ о лучшем друге.

«Что делают наши мамы и папы» 

Формировать у детей представления о разных профессиях, о труде их родителей; воспитывать у детей уважительное отношение к труду близких людей; заботиться о близких людях.

«Улицы нашего села» 

Уточнить знания детей о названии улиц села Криводановка; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории села, района.

Конкурс рисунков «Моя улица»

«Как начиналось Русское государство»

Вызвать интерес к истории возникновения России. Дать конкретные знания о зарождении Русского Государства; воспитывать желание как можно больше знать о своей Родине.

Рассказ воспитателя

Я

Н

В

А

Р

Ь

«У каждого есть имя» 

Ознакомить детей с тем, что каждый человек имеет право на имя. Воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям, учить называть полным именем родителей и других взрослых. Помочь уяснить, что давать другому кличку – значит нарушать его право на имя, обижать его.

Беседа с детьми

«В гостях у Хозяюшки» 

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Презентация «Русская изба». Игра – викторина «Русские народные сказки»

«Знаешь ли ты своё село?»

Воспитывать чувство гордости за своё родное село.

Фотовикторина

«Белый, синий, красный»

Дать элементарные представления о происхождении флага вообще, об истории Флага России. Познакомить со значением флага в современной жизни.

Рассказ воспитателя. Рисование флага России.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Мое настроение»

Углубить представления детей об эмоциональных состояниях людей (детей и взрослых); понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи эмоциональные состояния сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т. п.)

Беседа. Настольно – печатная игра «Эмоции».

«Каким должен быть настоящий мужчина?»

Закрепить представление детей о мужских социальных ролях. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей роли. 

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

«Откуда хлеб пришел?»

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб итог большой работы многих людей, люди в нашем краю с давних времен занимаются выращиванием хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций

«Наша армия»

Воспитывать в детях чувство гордости за наших славных воинов, привлечь их внимание к празднику «Дню защитника Отечества».

Презентация «Наша Армия». Изготовление праздничных открыток. Выставка рисунков «Защитники Отечества»

М

А

Р

Т

«Что такое дружба»

Формировать у детей понятия «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Беседа

«Наши мамы»

Формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам; развивать умение определять эмоциональное состояние близких людей (мам, бабушек, сестренок), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин.

Беседа «Мамы разные важны». Изготовление подарков для мам. Выставка рисунков «Мама – солнышко моё».

«Сокровища земли Сибирской»

Расширять представления детей о природных богатствах края. Формировать представление о природе нашего края.

Презентация

«Жизнь на Руси в старину»

Вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарные представление о быте, занятии наших предков.

Рассматривание иллюстраций

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Кого можно назвать другом?»

Закреплять положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба», воспитывать чувство товарищества.

Беседа

«Традиции моей семьи»

Познакомить детей с понятием семейные традиции, побуждать рассказывать о своих семейных традициях.

Беседа с детьми о семейных традициях.

«Мой город»

Дать детям представление о родном городе, познакомить с наиболее яркими достопримечательностями.

Игра – путешествие «Мой город – Новосибирск». Советы родителям «Знакомим детей с достопримечательностями родного города»

«Герб – двуглавый орел и всадник»

Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящем; воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России.

Рассказ воспитателя

М

А

Й

«За что я могу отвечать»

Развивать у детей чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; формировать навыки выполнения определенных действий; способствовать развитию самооценки.

Беседа

«Семья. Моя родословная»

Раскрыть понятие «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье». Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.

Составление генеалогического древа

«Праздник Победы в нашем городе»

Формировать представление о героических поступках и патриотических чувствах. Показать на примере родного города, как проходит празднование Дня Победы.

Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне. Возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

«Нам нужен мир»

Формировать представление о героических поступках. Способствовать расширению социальных представлений детей и формированию у них интереса, симпатии и уважительного отношения к людям. Развивать творческий потенциал, образное мышление, воображение, память.

Чтение художественной литературы

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому с детьми 6-7 лет

Месяц

Тема

Задачи

Формы и методы работы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Мы такие разные»

Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей; вызвать у детей уважение к людям разной расовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различных народностей; воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли.

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций

«Родственные связи»

Углубить представления детей о ближайших родственниках, о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения); воспитывать чувство заботы, любви, уважения к близким людям.

Выставка рисунков «Мои бабушка и дедушка». Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной обстановки»

«Мой город»

Закрепить представление о городе, в котором мы живем, об истории его возникновения. Познакомить с его достопримечательностями и особенностями.

Рассказ воспитателя об истории возникновения города Новосибирска

«Наша родина: как жили на Руси»

«Я и мои сверстники»

Углублять знания детей о России; формировать представления о том, кто были наши предки, какие народы живут в России, о том, как жили на Руси в старину; развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа.

Расширить представления детей о сверстниках: их возрасте, половых различиях, занятиях, играх; воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к детям другой расы, национальности.

Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, рассказов о жизни наших предков.

Рассказ воспитателя

«Труд наших мам и пап»

Расширить представления детей о профессиях родителей, их важности для людей; воспитывать уважение к труду мамы и папы, желание помочь им.

Рассказы детей. Создание рукописного журнала «Профессии наших родителей»

«Люди моего села»

Дать понятие «криводановцы», «новосибирцы», указывающее на принадлежность человека к селу (городу), в котором живет, закрепить знания о том, что горожане чтят память о людях, прославивших наш город.

Беседа с детьми

«Наша страна Россия - наш язык русский»

Воспитывать у детей любовь к своей родине, родному краю,
народному творчеству.

Беседа о русском фольклоре. Инсценирование сказок. Художественное творчество «Моя любимая сказка»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Мое настроение» 

Углубить представления о различных эмоциональных состояниях взрослых, детей, о зависимости настроения человека от обстоятельств, в которые он попадает; развивать выразительность речи; воспитывать желание помочь близким людям, сверстникам; формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.

Беседа с использованием настольно – печатной игры «Эмоции»

«Отражение русских традиций в национальном костюме мужчины и женщины» 

Формировать уважение к традициям русского народа, поддерживать интерес к национальной одежде и традициям.

Презентация « Одежда русских». Раскрашивание русской одежды.

«Наше село - сегодня и вчера»

Познакомить детей с прошлым нашего села и настоящим, как изменилось село, как преобразилось.

Рассказ воспитателя с показом фотографий.

«Освободители земли русской: Минин и Пожарский»

Дать представление детям о подвиге исторических личностей, воспитывать интерес к истории своей Родины.

Рассказ воспитателя

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Я выбираю сам» 

Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора исходя из реальной возможности; развивать понимание разумного выбора, невозможности выбора в ущерб.

Беседа с детьми.

«Мужчины и женщины в семье»

Закрепить представление о семье, об обязанностях членов познакомить с особенностями поведения мужчины и женщины в семье.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

«Мой Новосибирский район»

Закрепить знания детей о Новосибирском районе, познакомить с гербом района.

Беседа с использованием иллюстраций

«Москва златоглавая»

Познакомить детей с историей возникновения Москвы, с героическим прошлым Москвы в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ воспитателя. Чтение: В.Степанов «Москва», А.Барто «Первый салют в Москве», И.Токмакова «Красная площадь»

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Я пойду в школу» 

Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, учебной деятельности, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками.

Экскурсия в школу

«Мой дом»

Познакомить детей с историей жилища, воспитывать любовь к родному дому, гордость за семейный очаг.

Презентация «Русская изба». Дидактическая игра «В городе, в деревне»

«Красная книга Новосибирской области»

Познакомить детей с животным и растительным миром Новосибирской области, редкими, исчезающими видами животного мира. Прививать любовь и уважение к родной природе, желание охранять и защищать ее.

Презентация «Красная книга Новосибирской области»

«Традиционные праздники на Руси»

Формировать представление детей о праздниках на Руси (святки), об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа.

Рассказ воспитателя, рассматривание картин и иллюстраций. Проведение русских народных игр.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой»

Развивать у детей предпосылки женственности и мужественности. Воспитывать уважение друг к другу.

Выставка рисунков

«Мой папа и дедушка»

Воспитывать уважение к мужчинам своей семьи, стремление быть похожими на своих близких.

Рисование «Мой папа и дедушка»

«Новосибирск спортивный»

Познакомить с спортивными учреждениями Новосибирска, закрепить знания детей о спортивных сооружениях и различных видах спорта, воспитывать чувство гордости за спортивные достижения родного города.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций

«Богатыри Руси»

Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, самом любимом народном герое богатыре Илье Муромце, а так же Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, сформировать и воспитывать патриотическую память.

Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря». Чтение былин о русских богатырях.

М

А

Р

Т

«Наши имена»

Воспитывать интерес и уважение друг к другу; познакомить с жизнью знаменитых людей; учить составлять рассказы о своем имени.

Рассказы детей о своём имени

«Моя мама лучше всех»

Воспитывать у детей доброе отношение к старшим, стремление помогать им.

Чтение произведений о маме. Изготовление подарков для мам и бабушек.

«Русский костюм - традиции и обычаи»

Закрепить знания детей о национальных традициях и обычаях в оформлении национального платья.

Рассматривание русских костюмов

«Символика России»

Закрепить знания детей о государственном флаге России. Познакомить с разными видами флагов, с гимном России. Воспитывать патриотические чувства к флагу, гимну.

Слушание Государственного гимна России. Игра «Раскрась правильно». Игра «Сложи герб России».

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Что означают наши имена»

Познакомить с правом ребенка на имя, познакомить с понятием «отчество», дать представление о «Свидетельстве о рождении».

Рассматривание свидетельства о рождении

«Родословная - старинная русская традиция»

Закреплять представления детей о родственных отношениях; формировать представления о том, что такое «род» и «родословная», о происхождении фамилии, традициях.

Составление генеалогического древа

 «Культурные достопримечательности Новосибирска»

Познакомить детей с культурным наследием русского народа, с краеведческим музеем г. Новосибирска.

Презентация «Музеи Новосибирска»

«Великие люди России» 

Познакомить с биографиями великих людей России, прививать интерес и любовь к великим русским писателям и поэтам.

Экскурсия в библиотеку

М

А

Й

«С кем бы я хотел дружить»

Формировать у детей понятия о положительных чертах мальчиков и девочек, представление о дружбе.

Беседа с детьми

«Образ моей семьи»

Закреплять понятия родословной, рода на примере своей семьи.

Рассказы детей о родословной своей семьи

«Наш день Победы» 

Познакомить с героями войны, чьими именами названы улицы, аллея Славы, воспитывать уважение к ветеранам войны.

Фотовыставка «Памятные места Новосибирска». Слушание фронтовых песен.Чтение стихотворений Е.Благининой «Миру – мир», К.Симонова «Товарищ».Возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Тематическая беседа «Война с немецко-фашистскими захватчиками»

Дать представление о причинах войны, почему мы защищались, на примерах юных героев рассказать о борьбе с фашизмом.

Презентация «Детям о войне». Чтение художественной литературы о юных героях.

Формы и методы, используемые для реализации работы кружка:

- целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам села;

- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводим и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником;

- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей - о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотеки, при помощи работников которой создан каталог литературы, доступной детям определённых возрастов;

- использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей;

- рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

- встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День села», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и другие;

- подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:

- Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой город», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.

- Технология ТРИЗ лучше всего развивает способность ребенка к сочувствию и сопереживанию к другим людям, к

постижению их эмоционального состояния («бывает ли доброта жестокой, а жадность доброй?», «когда драка

приносит пользу, а помощь – вред?»)

Работа с родителями:

Особую значимость при решении задач нравственно - патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека, который будет жить в XXI веке. Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Формы работы с родителями:
- анкетирование, тестирование;
- составление плана работы с родителями;

- открытые просмотры;
- родительские собрания;

- консультации, рекомендации, беседы;

- папки – передвижки;

- памятки, буклеты;

- сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье;

- создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье;

-  «трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду»;

- досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.

- совместные праздники;
- проекты «Мое имя», «Генеалогическое древо семьи» и т.д.;

- тематические встречи.

3.Организационный раздел

Кадровое обеспечение:

Воспитатель Духовская Валентина Ивановна – высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория;

Воспитатель Гончарова Мария Валерьевна – высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория.

Расписание кружка: 1 раз в неделю – пятница, в первую половину дня.

Традиции в кружковой работе.

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории родного края. Для этого проводятся: - обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица» - они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество; - беседа по понедельникам «Как прошли выходные?» - воспитание привязанности и любви к семье.

Природа и экология. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

Героическое прошлое. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как: - беседа «Один в поле не воин» ( с использованием презентации), посвящённая Дню согласия и единения 4 ноября; - тематический досуг «Моя Россия»;

- тематическое занятие «Роды войск России»; - конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»; - тематическое занятие «Наша армия», чтение художественной литературы - дети узнают о славных подвигах российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время; - оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны. Занятия, беседы. Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны. Возложение цветов к памятнику воинам, жителям с. Криводановка, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Развивающая предметно-пространственная среда

В группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неѐ входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме. 1.Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:

- альбомы: «Наш город - Новосибирск», «Моё родное село»; «Папа, мама, я – наша дружная семья»,

- Карта нашей Родины;
- глобус.

2.Тематическая подборка иллюстраций «Национальные костюмы народов России». 3. Картотека стихов, пословиц, поговорок о России, «Пословицы, поговорки о труде», Стихи и загадки о профессиях» 4. Дидактические игры: «Моя родина - Россия», «Государственные символы» «Расскажи про свой город», «Угадай» (продукция предприятий); 5. Лото «Профессии», «Дорожные знаки».

6. Библиотека, представленная русскими народными сказками, рассказами, книгами о природе. Здесь организуем тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

7. В театральном уголке представлены различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, театр – рукавичка, театр резиновой игрушки, театр на прищепках), атрибуты для инсценирования русских народных сказок.

8. В изоуголке имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров («Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Народные промыслы», альбомы по искусству; оформлена «Полочка красоты».

9. Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. В группе создана детская лаборатория, имеются дидактические игры, пособия, иллюстрации «Времена года», «В мире животных», календарь природы, инвентарь для ухода за растениями.

10.Оформлен тематический уголок «Космос» с фотографиями первых советских космонавтов, космической ракетой, схемами созвездий.

11. В родительских уголках информация по нравственно - патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в выставочном уголке «Первые шедевры».

Методическое обеспечение
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 1997. - 261 с.
2. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - Творческий центр СФЕРА. – М, 2009 
3. Алешина Н.В. – Патриотическое воспитание дошкольников – М.: УЦ «Перспектива», 2008
4. Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – Мы живем в России – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016
6. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Зацепина – Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2008
9. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. – Дошкольникам о Москве и родной стране - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
10. Козлова С.А. «Я – Человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.
11.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008; 12.Л.В.Коломийченко. Г.И.Чугаева, Л.И.Югова. Занятия для детей 5-6 лет по социально - коммуникативному развитию.- Изд-во «ТЦ «Сфера», 2018.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области