Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Специфика логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Цель работы обусловлена тем, что в последние годы значительное внимание уделяется проблема детей с особыми возможностями здоровья, у которых нарушения речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Максимова Т.В. учитель-логопед

Специфика логопедической работы с умственно отсталыми детьми

В данной работе представлен опыт работы учителя-логопеда в МБОУ «СОШ №6» г.Лесосибирска в сопровождении детей с умственной отсталостью.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы значительное внимание уделяется проблема детей с особыми возможностями здоровья, у которых нарушения речи.

Нарушения речи разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. С точки зрения развития речи, дети с нарушениями интеллекта представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз, с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой [1].

Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Сопровождение направлено на создание благоприятного климата, развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. По результатам диагностики формируются группы и отбираются учащиеся, нуждающиеся в индивидуальных логопедических занятиях [2].

Важное значение в сопровождении играет индивидуальный план психолого-педагогической и логопедической помощи ребенку, при составлении которого предусматриваю ближайшие и дальние цели коррекции, ведь нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов коррекционной школы.

Главный принцип в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью – её практическая направленность. Коррекционная работа, учебные занятия, и воспитание должны содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам общения и включённости в социально-значимую деятельность. При моделировании коррекционного обучения обязательно учитываются индивидуальные компетенции и ограничения личности. Отобранные педагогические мероприятия и когнитивные методы развития ребенка должны базироваться, по возможности, на способностях, которые уже есть у него в качестве задатков. Если в работе с детьми с легкой умственной отсталостью учитель-логопед опирается на нарушенные стороны речи и строит свою работу в соответствии с недостатками, не только исправляя их, но и развивая, совершенствуя различные стороны речи, доводя речевое развитие ребёнка практически до нормы [1].

Интеллектуальные нарушения напрямую связаны с недоразвитием познавательной деятельности. Именно поэтому в работе логопеда с ребенком с умственной отсталостью, важен акцент на формирование способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию. Например, специалист помогает ребенку различать фонетически близкие звуки, сравнивая их звучание и артикуляцию. При этом очень важно на каждом занятии работать с речевой системой в целом: не только с фонетико-фонематической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Необходимо большое внимание уделять закреплению речевых навыков, упражнения нужно периодически повторять, понемногу добавляя новые элементы. Рекомендовать педагогам и родителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр.), иначе ребенок их утратит.

Важной частью коррекционного процесса у детей с умственной отсталостью являются следующие составляющие:

Большое место в коррекционном процессе отведено обучению грамоте. Установлено, что дети даже со значительным снижением интеллекта могут научиться читать и понимать прочитанное. Обучение чтению для этих учащихся является составной частью общего речевого развития.

Процессом письма детям с сочетанием сложных дефектов овладеть значительно сложнее, им трудно запомнить и воспроизвести образ письменных букв, практически большинство из них не могут овладеть письмом под диктовку даже к концу школьного обучения. Для них характерно искажённое письмо, с большим количеством ошибок комплексного характера. Есть учащиеся, которые не могут овладеть навыком письма. При подготовке к обучению письму используются различные приёмы (работа с шаблонами, трафаретами, рисование, штриховка, обводка, рисование по клеткам, по линейкам, составление орнаментов, прописывание элементов букв, конструирование печатных и письменных букв) [1].

Составной частью логопедического сопровождения будет выступать совместная работа с психологами, дефектологами, врачами, которая направлена на формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения. С этой целью проводятся консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, показ для родителей на логопедических занятиях.

Для детей с сочетанием сложных дефектов, реализация плана развития осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей знакомят с избранными методами коррекционной помощи, чтобы те могли продолжать взаимодействовать с ребенком дома. Работа с родителями должна происходить в постоянном контакте, поддержке родителей в том, что новые навыки формируются медленно и утрачиваются быстро. Обязательно объяснять родителям, что быстрого прогресса не стоит ожидать, так как завышенные ожидания, и излишнее давление на ребенка только помешают коррекционной работе. Результаты такого взаимодействия обсуждаются со специалистами, совместно с которыми вносятся поправки в методы и приемы обращения с ребенком [2].

С родителями по мере необходимости проводятся индивидуальные консультации, на которых обсуждаются проблемы каждого ребенка. На консультациях родители получают буклеты, газеты и карточки с рекомендациями, что способствует вовлечению родителей в процесс коррекционной работы с ребёнком, помогает правильно выстраивать с ним занятия по закреплению полученных навыков.

Можно сделать вывод, что работу по коррекции нарушений речи необходимо проводить в системе тесной взаимосвязи учителя-логопеда, психолога, педагога и родителей. Только так коррекционная работа получается наиболее эффективней и дает более видимые результаты.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области