Использование форм поисковой деятельности в работе педагога по формированию экологической культуры детей младшего школьного возраста
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки: Читая и обсуждая текст сказки, воспитатели используют сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывают театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам, задают детям вопросы, направленные на выяснение скрытых, не описанных непосредственно связей между разными действиями, явлениями, ситуациями.
В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т.д.).
Так же можно устраивать тематические праздники: «День воды», «День Земли» и т.д.
В последнее время в работе ОУ часто применяются компьютерные технологии: можно использовать компьютерные игры экологического содержания.
На таких занятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционных занятиях: активного участия детей в подготовке занятия, заинтересованности в том, чтобы занятие прошло хорошо.
Нетрадиционные занятия, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы занятий особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.
Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, возраст детей, формы работы с ними, предложено использовать в дошкольном образовании термин «экологическая тропинка». В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Функции экологической тропы (экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне), типы экологической тропы (ЭТ на территории ОУ, ЭТ в естественных условиях)
Наряду со взрослыми в решение экологических проблем активно включаются дети, объединяющиеся в юннатские, природоохранные, экологические организации. Детское и молодежное экологическое движение приобретает все больший размах и значение. Обеспечивая формирование экологической культуры подрастающих поколений, оно способствует переходу человечества к гармоничному взаимодействию с природой, устойчивому развитию. В процессе реализации собственных экологических инициатив подростки приобретают бесценный опыт деятельного решения экологических проблем, экологически безопасного хозяйствования, созидания, постижения духовной гармонии с окружающим миром.
Эколого-психологический тренинг — комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений школьника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде. Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:
•расширение индивидуального экологического пространства, формирование у человека способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива;
•формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;
•коррекцию и формирование целей взаимодействия человека с природными объектами.
Элементарная поисковая деятельность детей.
Цель элементарной поисковой деятельности:
1. Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.
2. Активизировать умственные способности.
3. Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.
4. Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений.
5. Способ решения познавательных задач.