Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Зернограда
План мероприятий по формированию антиалкогольного мировоззрения в МБОУ СОШ г. Зернограда
Уровень общего образования (класс): начальное, основное.
Образовательная область: коррекционно – развивающая психология.
Педагог-психолог: высшей квалификационной категории Силкина С.В
Пояснительная записка.
Наша деятельность ориентирована главным образом на сохранение ребенка в семье через помощь взрослым — родителям или лицам, их замещающим. Для нас в этом и состоит критерий эффективности. В то же время встреча с профессиональным врачом-наркологом выступает одним из ключевых звеньев нашей работы.
Иногда осознание человеком наличия у него «зависимости» и «заболевания» становится триггером для изменения поведения и способствуют его движению в сторону меньшего употребления или отказа от алкоголя.
А порой люди даже слышать ничего подобного не хотят и идут к врачу-наркологу, «лишь бы от него отстали».
Параллельно дети и их школьные дела остаются без должного родительского внимания и участия. Начинаются проблемы с учебой — причина домашних скандалов и дополнительного напряжения. Дети тоже переживают, поскольку видят, что ситуация не из хороших, и реагируют как умеют. Распитие может сопровождаться эпизодами агрессии, ссор, а возможно, и насилия. Возникает «снежный ком» различного рода проблем, в какой-то момент сигнал доходит до ответственных служб — и на пороге появляется представитель органов опеки и попечительства.
Планируемый результат.
План мероприятий, включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Показателем эффективности планируемых мероприятий является:
- Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы.
- Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использование досуга.
- Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта. Педагогам совместно с родителями подростков создать в школе и микрорайоне атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данных мероприятий планируется получить следующий результат:
- все участники проекта получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, познакомиться с медицинскими учреждениями( адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании).
- данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков;
- подростки смогут получить квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью.
Механизм реализации: Для координации усилий используется адаптированный вариант технологии «работа со случаем» (кейс-менеджмент), предполагающий включение в работу специалистов разных профессий (врачи, учителя, психолог), чьи действия координируются ответственным куратором(социальным педагогом).
Команда: роль и задачи каждого специалиста, задействованного в проекте, описаны в таблице:
Специалисты | Задачи |
Социальный педагог | Организует работу команды по программе, обеспечивает общее планирование и мониторинг реализации программы, решает наиболее сложные вопросы в случае необходимости, обеспечивает коммуникацию с внешними специалистами, обеспечивает своевременную логистику участников, графики посещений специалистов, согласует действия всей команды. |
Директор | Сопровождает семью на всем протяжении участия в коррекционной работе, анализирует ситуацию, предлагает решение, вовлекает во взаимодействие учителей, организует сотрудничество и участие дополнительных специалистов, коммуницирует с местными социальными службами и органами опеки и попечительства, при необходимости вовлекает в поддержку родственников. |
Педагог-психолог | Проводит индивидуальные и семейные консультации участников по плану, ведет наблюдение за ребенком в школе. |
Учитель | Обеспечивает позитивную, оптимальную социальную среду в классе, школе. |
Цель: минимизация риска отобрания ребенка (или восстановление ситуации семейного проживания) в семьях, где родители испытывают трудности в связи с употреблением алкоголя.
Задачи:
• информировать социальные службы и родителей о возможностях получения помощи родителями, испытывающими трудности с алкоголем, в ситуациях, когда есть риск отобрания детей;
• разъяснять родителям, возможные позитивные последствия участия в медицинской терапии и последующей социальной реабилитации;
• сопровождать и поддерживать родителей на всех этапах принятия решений и обращения к соответствующим специалистам;
Психолого-педагогическая поддержка детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, предполагает создание условий для соответствующего отреагирования негативных эмоций, что наилучшим образом удаётся за счёт средств арт-терапии. В рисовании, лепке, чтении и обсуждении сказок дети получают возможность безопасно воспроизвести и освободиться от мучительных переживаний, в тоже время происходит их сенсорное и речевое развитие, интенсивно развивается самосознание. Большое значение также имеет психологическое просвещение детей по проблеме алкогольной зависимости, её влияния на взаимоотношения в семье, осуществляемое в форме мини-лекций, завершения незаконченных предложений, обсуждения проблемных ситуаций.
Дети, понимающие явление алкогольной зависимости, могут быть мощными катализаторами на пути к выздоровлению семьи, поэтому они крайне нуждаются в полезной информации. Занятия педагога-психолога с ребёнком из алкоголизированной семьи должны осуществляться с целью прерывания «негативной семейной традиции алкогольной зависимости» путем помощи ребёнку в осознании своей индивидуальности, значимости и потенциала.
Психолого-педагогическая помощь ребёнку, родители которого злоупотребляют алкоголем, должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:
- объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи;
- рассказать, как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя;
- научить разговаривать о своих чувствах;
- объяснить, что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким;
- научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни;
- научить устанавливать и сохранять позитивные взаимоотношения с людьми, обращаться за помощью в случае необходимости;
- дать ребёнку возможность понять, что его ценность, как человека, основывается на его существовании и индивидуальности, а не на том, как он выполняют свою роль в алкоголизированной семье;
- отделить самоуважение от вещей, которые ребёнок не может контролировать, объяснив, что повысить самоуважение можно, развив индивидуальные таланты, силу и знания.
Качественная, своевременная психолого-педагогическая помощь не просто позволит ребёнку выжить в семье, где родители злоупотребляют алкоголем. Эта помощь может означать, что он не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, которые сами впоследствии стали алкоголиками.
Качество коррекционно-развивающей работы позволит повысить также организованное наблюдение за поведением ребёнка на основе «Карты наблюдений» Д. Стотта и программы наблюдений признаков психического напряжения и невротических тенденций. К выполнению мероприятий по длительному непрерывному наблюдению и регистрации определённых показателей поведения ребёнка педагогом-психологом могут быть привлечены социальные педагоги, воспитатели или учителя, непосредственно взаимодействующие с ребёнком в разных ситуациях и видах деятельности.
После каждого занятия представляется целесообразным составление краткой характеристики поведения ребенка в ясной и конкретной форме, акцентируя внимание на сильных сторонах, потребностях и любых изменениях в поведении.
Календарно - тематический план работы
№№ | Тема мероприятия (Родители) | Тема мероприятия (Учащиеся) | Ответственные специалисты |
1 | Беседа, консультация: Позитивные последствия участия в медицинской терапии и последующей социальной реабилитации. | Беседа: Объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи | Педагог-психолог |
2 | Консультация:Общее планирование и мониторинг реализации программы взаимодействия со школой. | Диагностика: заполнение «Карты наблюдений» Д. Стотта. | Педагог-психолог |
3 | Занятие по коучингу: Развитие навыков альтернативного отдыха. | Занятие: В классной группе. «Почему люди употребляют алкоголь?» | Социальный педагог |
4 | Беседа: Научить разговаривать о своих чувствах. | Занятие, игра: Что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким. | Педагог-психолог |
5 | Занятие: Как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя. | Занятие: Как можно научиться вести здоровый образ жизни. | Социальный педагог, классный руководитель. |
6 | Беседа: Как выполняют свою роль родители в алкоголизированной семье. | Занятие: Дать ребёнку возможность понять, что его ценность, как человека. | Социальный педагог |
7 | Занятие: Научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни. | Занятие: Что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким. Привлечение в социальную жизнь ОУ. | Классный руководитель. |
8 | Консультации: По запросу. | Занятие: Научить устанавливать и сохранять позитивные взаимоотношения с людьми. | Педагог-психолог |
9 | Беседа с администрацией (директором) школы. | Занятие: по ЗОЖ в классной группе. О вреде алкоголя | Педагог-психолог, классный руководитель |
10 | Консультации по запросу. | Беседа: Обращаться за помощью в случае необходимости. | Педагог-психолог |
11 | Консультации по запросу. | Занятие: по ЗОЖ в классной группе. Формирование устойчивости к негативному давлению среды. | Педагог-психолог, классный руководитель. |
Приложение.
Занятие 3
«Все цвета, кроме чёрного».
Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов.
Тема: «Почему люди употребляют алкоголь?»
Цель: Предупреждение употребления учащимися ПАВ (алкоголя), как условие успешной школьной адаптации при переходе в среднее звено обучения.
Задачи: 1. Выяснить причины (психологические, физиологические) начала употребления алкоголя.
2. Дать представление об алкогольной зависимости, механизме её возникновения; понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».
3. Формировать навыки позитивного решения проблем.
Участники: учащиеся, социальный педагог, врач – педиатр.
Организация рабочего пространства: столы расставлены для работы в 4–х группах по 4 – 5 учащихся в каждой. На столах цветные таблички (синий, жёлтый, зелёный, красный «смайлик»).
Материалы для занятия:
Цветные смайлики по количеству детей в классе (4 цвета) для деления на группы; цветные бейджики для «полномочных представителей», т.е. руководителей группы; плакат с групповыми правилами работы; раздаточный материал для работы в группах и коллективной работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ, «фоторобот» - стадии внешней деградации человека, употребляющего алкоголь (из пособия «Детство без алкоголя»); колба, реторты, краски (жёлтая и синяя) для организации опыта; 2 пословицы, разрезанные на отдельные слова (размещаются по стенам класса); опорные таблички с изображением: тучек (2 малых и 2 больших), солнышек (больших жёлтых, красные - большое и маленькое), алкогольных напитков (2 штуки); 4 конверта с опорными словами; клей карандаш (по 2 на каждую группу); фломастеры, магниты, скотч.
Предварительная работа:
Цикл превентивных занятий «Все цвета, кроме чёрного» с использованием комплекта наглядно – методических пособий «Детство без алкоголя» (социальный педагог). Индивидуальные и групповые беседы, участие в занятиях «Все цвета, кроме чёрного» (врач – педиатр).
Ход занятия:
Организационные моменты.
1 этап. Обмен жизненным опытом.
Игра «Ассоциация» (проводит соц. педагог).
Задание: Назовите слова, мысли, образы, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «алкоголь».
Предполагаемые ответы: Болезнь, опьянение, конфликты, иллюзии…
Вывод: Все ассоциации, которые вы назвали, являются негативными. Тем не менее, определённая часть подростков и взрослых регулярно употребляют алкоголь.
Задание: Какие качества появляется в характере человека, часто употребляющего алкоголь?
На доске:
Необходимо подобрать слово – характеристику на каждую букву ключевого слова. Строки таблички постепенно открываются.
Предполагаемые ответы:
Алкоголь: агрессивность, лень, конфликтность, обидчивость, грубость, гнев, озлобленность, ложь.
Получился притягательный портрет?
2 этап. Систематизация и дополнение имеющихся знаний.
Вы уже знаете о том, что даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативные воздействия. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека собирает все свои силы и, через какое – то время, способен восстановиться.
А что произойдёт, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять алкогольные напитки?
Предполагаемые ответы: Организм не будет успевать восстанавливаться, ухудшение здоровья, формируется зависимость…
Предлагаем провести опыт.
Демонстрация опыта (проводит соц. педагог).
Берём колбу с подкрашенной акварельной жёлтой краской водой и стакан синей водой. Стакан с жёлтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце - источник жизни!
Начнём постепенно в жёлтую жидкость подливать синюю, что будет происходить?
Предполагаемые ответы:
Сначала изменения цвета жёлтой жидкости незаметно.
Как вы думаете, почему ничего не произошло с жёлтой жидкостью, когда мы влили в неё совсем немного синей?
Предполагаемые ответы:
Малое количество жёлтой жидкости смогло раствориться и не дать видимого изменения цвета.
Вывод: Так и наш организм - при однократном или редком употреблении алкоголя он справляется с последствиями и восстанавливается.
По мере увеличения количества синей жидкости, т. е. алкоголя, жидкость, символизирующая наш организм, будет всё больше принимать зелёный оттенок. Наконец, наступит такой момент, когда вся жидкость в колбе окрасится в зелёный цвет.
Вывод: Так происходит и с организмом человека: по мере попадания в него большого количества алкоголя, тот не будет успевать восстанавливаться. Произойдут негативные изменения в работе всех органов и систем человека.
Символично, что в нашем опыте жидкость, представляющая организм человека, под влиянием алкоголя, окрасилась именно в зелёный цвет: ведь в народе алкоголь часто именуют «зелёным змием».
Как вы думаете, возможен ли обратный процесс - превращение зелёной жидкости в жёлтую?
Предполагаемые ответы: Нет, не возможно.
Как невозможно снова сделать зелёную жидкость жёлтой, так и организм, поражённый алкоголем, уже никогда не сможет снова стать здоровым!
Вывод: Частое и регулярное употребление алкоголя человеком с нанесением вреда всему организму, носит название «злоупотребление алкоголем». В результате этого у человека развивается болезнь – «хронический алкоголизм». Слово «хронический» означает, что полного выздоровления быть не может: болезнь изменила работу органов и систем.
На доске размещаются ключевые понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».
Следующее задание поможет вам ответить на вопрос «Почему человек начинает злоупотреблять алкоголем?»
Задание: необходимо записать ответы на вопросы таблицы и определить сходство между заболеваниями: «ангина» и «хронический алкоголизм».
Образец заполненной таблицы.
Вопросы | Ангина | Хронический алкоголизм |
1. Употребление какого продукта вызвало данное заболевание? | мороженое | алкогольные напитки |
2. Какую цель преследовал человек, употребляя данный продукт? | удовольствие, сделать себе хорошо | удовольствие, сделать себе хорошо |
3. Заставлял ли кто – либо человека употреблять этот продукт или он делал это самостоятельно? | нет, никто не заставлял | нет, никто не заставлял |
4. Много ли потреблялось данного продукта. | да | да |
5. Смог ли человек вовремя остановиться и прекратить употребление данного продукта? | нет | нет |
6.Каковы последствия употребления данного продукта? | возникшее заболевание | возникшее заболевание |
Предложить учащимся познакомиться с результатами работы других групп, произвольно передвигаясь от стола к столу.
Давайте обобщим результаты вашего исследования. Как вы ответили на каждый вопрос? (Фронтальный опрос)
На доске образец заполненной таблицы, столбцы которой постепенно открываются по мере обобщения ответов учащихся .
Мы с вами сумели определить, в чём сходство между двумя болезнями – ангина и алкоголизм. Однако есть между ними и очень серьёзное различие. Как вы думаете, в чём оно?
Предполагаемые ответы: Заболевания вызваны употреблением разных продуктов, употребление мороженного не так вредно, как алкоголь…
Ангину врачи называют острым заболеванием, имея в виду, что если её начать лечить, то человек поправится, т.е. заболевание излечимо.
Алкоголизм определяют как хроническое заболевание, и вы уже знаете, что этот термин означает невозможность привести поражённый алкоголем организм к первоначальному здоровому состоянию, т. е. заболевание неизлечимо.
Вывод: Основная причина возникновения обоих заболеваний – несерьёзное отношение к своему здоровью.
Подумайте, стоит ли экспериментировать с тем веществом, которое приводит к пожизненному изменению органов и систем?
Издавна мудрость народа передавалась в пословицах. Есть пословицы и по теме нашего разговора.
Вам необходимо встать и найти глазами слова двух пословиц, которые расположены в разных частях класса. Кто «собрал» пословицы – возвращается на своё место.
Какие пословицы вы прочитали?
Предполагаемые ответы: «Пить да курить – здоровью вредить!» «В здоровом теле - здоровый дух!»
Можно продублировать пословицы на доске.
3 этап. Решение практических задач.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, взрослые знают, о том, что злоупотребление алкоголя приводит к тяжёлым последствиям в жизни человека?
Предполагаемые ответы: да.
По каким же причинам человек начинает употреблять алкоголь часто и регулярно? (Мозговой штурм).
Предполагаемые ответы: Одиночество, неприятности, снятие стресса, желание подростков казаться взрослее…
Человек употребляет алкоголь в разных ситуациях. Если человеку хорошо и весело (солнышко), например, на празднике, в компании, но ему этого кажется недостаточно, он с целью усилить своё веселье употребляет алкоголь и хочет добиться усиления хорошего настроения (большое солнышко).
Схема 1. алкоголь
Если человеку плохо, грустно, есть какие – то проблемы (тучка) и хочется, чтобы они все разрешились и стало хорошо (солнышко), он тоже употребляет алкоголь с целью уйти от плохого.
алкоголь Схема 2.
Таким образом, когда состояние человека недостаточно хорошее или просто плохое, а хочется, чтобы оно стало хорошим и все проблемы разрешились, люди часто прибегают к употреблению алкоголя.
Когда настроение или состояние меняется с помощью алкоголя, эффект бывает непродолжительный, пока алкоголь действует. Чтобы почувствовать эффект снова человек чувствует потребность в повторном употреблении алкоголя. Но это не решает проблемы. Человек только на некоторое время может забыть о них, а потом данная проблема усугубляется другой, связанной с алкоголем и последствиями его приёма.
Вывод: Если человек не находит других способов изменять своё состояние или решать проблемы, начинается регулярное употребление алкоголя.
А как можно улучшить своё состояние и повысить настроение без помощи алкоголя?
На третьей схеме после маленькой тучки поместить «улыбающееся солнышко».
Предполагаемые ответы: (Устный мозговой штурм). Поговорить с друзьями, родителями, спорт, увлечения…
Задание:
В табличках к каждой букве ключевого слова «алкоголь» записать альтернативы – виды спорта (1 – 3 группы), увлечения, хобби (2 – 4 группы).
На задание вам отводится 3 минуты. Если возникнут сложности, можно воспользоваться подсказками. Слова – подсказки находятся в конвертах. При необходимости слова с помощью клея закрепляются в табличке.
Представители команд (1 – 3, затем 2 – 4), оглашают результаты групповой работы.
Листы с результатами работы групп помещаются в схему.
Схема 3.
Вывод: Спорт, здоровый образ жизни, увлечения, посещение кружков по интересам, секций, студий - это и есть альтернативы употреблению алкоголя, а так же способы личностной самореализации.
4 этап. Подведение итога. Рефлексия.
Каких личностных качеств, лишается человек, больной алкоголизмом? Подберите к каждой букве ключевого слова «алкоголь» слова – качества.
Предполагаемые ответы:
Активность, любовь, красота – физическая и духовная, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность.
Пожелание: Мы желаем вам, ребята, чтобы в вашей жизни были: активность, любовь, красота, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность, но без алкоголя!
Убрать ключевое слово «алкоголь» из таблички.
Пусть помогут вам в этом те альтернативы, которые вы предложили.
Желаем вам здоровья и успехов!
Занятие 9.
Профилактическое занятие для учащихся начальных классов
«О вреде алкоголя»
Ход занятия:
- Ребята, сегодняшнее занятие посвящено полезным и вредным привычкам человека. Какие полезные привычки вы знаете? (Занятие спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание, закаливание и т.д.) Какие вредные привычки вы можете перечислить? (Табакокурение, употребление алкоголя, сквернословие и т.д.)
- О какой вредной привычке пойдет речь сегодня, вы узнаете, посмотрев мультфильм «Лу. Рождественская история». При просмотре мультфильма вам необходимо подумать и мысленно ответить на следующие вопросы (вопросы оформлены на классной доске):
1. Как зовут главных героев мультфильма?
2. Что произошло с главными героями?
3. О какой вредной привычке говорится в мультфильме?
4. К чему привела эта вредная привычка?
- Итак, ребята, мы посмотрели с вами мультфильм. Давайте попробуем ответить на предложенные вопросы. И первый вопрос – как зовут главных героев? (Дети перечисляют: ворона Лукерия, Настя, Колька).
- Что же произошло в мультфильме с главными героями? (Колька напился, упал на железнодорожных путях, заснул и погиб от проходящего поезда).
- О какой вредной привычке говорится в мультипликационном фильме? (О пьянстве, употреблении алкоголя).
- К чему же привело пьянство, употребление алкоголя в данной ситуации? (К смерти, трагедии, несчастному случаю).
- На сегодняшнем занятии, как вы уже догадались, мы поговорим о такой вредной привычке как употребление алкоголя. Во время урока мы узнаем, как алкоголь влияет на человека, его здоровье, поведение и жизнь в целом.
- В мультипликационном фильме алкоголь, его употребление привело к смерти. А к чему еще может привести употребление алкоголя? (К потере здоровья, к его ухудшению).
- Правильно, ребята. Первое, что страдает от алкоголя – это здоровье человека. Показать свои знания в этом вопросе (а именно, как алкоголь влияет на здоровье человека) я предлагаю вам, выполнив следующее упражнение.
- У каждого из вас на рабочем столе лежит заготовка «Строение тела человека» (такая же заготовка отображается на Слайде №1 Презентации):
- Вам необходимо красным карандашом (красный цвет карандаша в этом случае – цвет опасности) раскрасить на заготовке те внутренние органы человека, которые, на ваш взгляд, стадают от употребеления алкоголя.
- Итак, давайте обсудим, что у нас получилось (учащиеся перечисляют органы, которые они закрасили в результате индивидуальной работы: сердце, желудок, кишечник, мозг и др.).
- Правильно, ребята, все перечисленные вами органы человека страдают от алкоголя. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что от алкоголя страдают не только отдельные органы человека, а весь его организм: каждая клеточка, каждая его частичка. Поэтому имеющуюся у вас заготовку нужно было раскрасить полностью.
- Что происходит с внутренними органами человека в результате употребеления алкоголя, как алкоголь влияет на их работу, мы узнаем из компьютерной презентации.
- С помощью презентации мы узнаем, что происходит с основными органами человека в результате употребления алкоголя.
а) Мозг.
- Первый орган, который страдает в результате употребления алкоголя – мозг человека. Ребята, зачем человеку нужен мозг? (Для того, чтобы мыслить, думать, соображать, учиться, узнавать новое и т.д.)
- На представленном изображении, слева, показан мозг человека, который ведет здоровый образ жизни, не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №2 Презентации). Мозг такого человека похож на грецкий орех. Бороздки на его поверхности – это извилины. Чем больше извилин в мозге человека, тем он умнее и сообразительнее. Справа на изображении показан мозг человека, долгое время употребляющего алкоголь. Чем он отличается от изображения слева? (Размером, формой)
- Правильно. Когда человек выпивает, вредные вещества, содержащиеся в алкоголе, попадают в кровь. С кровью они поступают в мозг и разрушают его клетки – нейроны. Клетки мозга умирают – мозг уменьшается в размерах, искривляется его форма, пропадают извилины.
- Как вы думаете, может ли человек с таким мозгом хорошо думать, соображать, учиться? (Дети высказываются)
б) Сердце.
- Следующий орган, страдающий от алкоголя – сердце. Сердце в организме человека выполняет функцию насоса: оно перекачивает кровь в организме, доставляя питательные вещества ко всем его клеточкам. У каждого человека сердце имеет свой размер. Чтобы узнать, какого размера бьется в вашей груди сердечко, нужно сжать кулачёк. Какого размера ваш кулачёк – такого размера у вас и сердечко.
- На изображении слева показано сердце человека, который ведет здоровый образ жизни и не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №3 Презентации). А справа показано, как выглядит сердце больного человека. В глаза сразу же бросается, что они отличаются размером. Сердце человека, злоупотребляющего спиртным, больше в несколько раз сердца здорового человека. Оно покрыто толстым слоем жира. Такое сердце работает медленно, неэффективно, перекачивает меньше крови, а со временем может совсем остановиться.
в) Печень.
- Печень в организме человека выполняет функцию очистительной фабрики. Она очищает наш организм от всех вредных веществ, попадающих из внешней среды.
- Любите ли вы чипсы, сухарики, газированный напитки, жвачки? (Дети отвечают утвердительно) А знаете ли вы, что в этих продуктах содержится много вредных и часто опасных для здоровья веществ. Для того чтобы организм не отравился и существует печень. Печень здорового человека представлена на изображении слева (демонстрируется Слайд №4 Презентации).
- А в алкоголе содержится в сотни раз больше вредных веществ. Алкоголь, попадая с кровью в печень, засоряет ее намного больше, чем другие вещества. В результате печень со временем изнашивается, обрастает жиром, гниет изнутри – такая печень изображена на рисунке справа. Печень злоупотребляющего алкоголем человека перестает очищать его организм, организм засоряется вредными веществами, человек погибает.
- Сегодня вы узнали, как страдают от алкоголя мозг, сердце и печень. Но я еще раз хочу напомнить вам, что в результате употребления алкоголя страдают все органы человека, каждая клеточка, каждая частичка нашего организма. Поэтому возьмите красный карандаш и раскрасьте все тело человека на заготовке (дети докрашивают свои рисунки).
- Ребята, алкоголь разрушает не только здоровье человека, но и всю его жизнь. Как это происходит, я предлагаю узнать из народных пословиц и поговорок.
- Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (Это высказывания людей, в которых заключена какая-то мудрость. Пословицы и поговорки появляются из наблюдений людей за своей жизнью). Я предлагаю вам обсудить следующие пословицы и поговорки (Приложение №3):
а) «Выпил вина – так и стал без ума».
- Как вы думаете, что имеется в виду в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно ребята, выпивший человек часто не понимает, что с ним происходит. Он совершает много глупостей – может совершить преступление, может доставить другим неприятности и т.д., чего бы не сделал в трезвом виде. Кроме этого, пьющий человек разрушает свой мозг. Мозг перестает работать, а человек в результате – плохо соображает, не может нормально мыслить, узнавать новое.
б) «Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез».
- А что эта пословица хочет сказать нам? (Дети высказываются). Да, ребята. Пьяный человек часто причиняет вред не только самому себе, но и окружающим его людям, особенно – родственникам. Пьяный человек становится агрессивным, грубым, непредсказуемым, может сказать в адрес своих близких обидные слова, ударить их, выгнать из дома. В итоге все окружающие его люди страдают.
в) «Водка и труд рядом не идут».
- Ребята, давайте подумаем, о чем эта пословица? (Дети высказываются). Конечно, ребята, пьяный человек не может правильно и четко выполнять свою работу. Любое действие у него вызывает затруднение. Даже если человек идет на работу трезвый, а накануне выпил, у него болит голова, он плохо соображает, а значит, плохо справляется со своей работой. Такого работника долго не держат на рабочем месте и увольняют.
г) «Без ума пьет – без угла живет».
- О чем же говорится в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно, ребята, пьющий человек не нужен своей семье (он не работает, не приносит в семью деньги, причиняет боль своим родственникам), его прогоняют, он остается без дома. Некоторые алкоголики (люди, не умеющие жить без алкоголя, употребляющие его ежедневно в больших количествах) сами продают свои дома, квартиры для того, чтобы приобрести больше алкоголя, а потом вынуждены жить в подвалах, подъездах, питаться на улице.
- Итак, ребята, перечисленные пословицы и поговорки дают нам понять, что алкоголь оказывает плохое влияние не только на здоровье человека, но и другие сферы его жизни: лишает человека его работы, жилья, семьи.
- Для закрепления новых знаний, которые вы получили на сегодняшнем занятии, я предлагаю поиграть в игру «Светофорики».
- У каждого из вас на рабочем столе лежат три кружочка (красный, желтый, зеленый – как сигналы светофора). В нашей игре красный цвет означает «я не согласен», зеленый – «я согласен», а желтый - «я не знаю, не уверен» (значение цветов фиксируется на классной доске). Я буду зачитывать разные предложения (утверждения) об алкоголе и его влиянии на человека, а вы с помощью кружочка нужного цвета оценивать, правильное это предложение (утверждение) или нет. Давайте потренируемся:
а) «Алкоголь разрушает печень, сердце, мозг и другие внутренние органы человека» (правильный цвет кружка - зеленый).
- Правильно, ребята, в ходе сегодняшнего занятия мы с вами узнали, что алкоголь разрушает все жизненно важные органы человека, они начинают плохо работать и человек заболевает. Поэтому нужно было поднять зеленый цвет. Продолжим:
б) «Алкоголь улучшает работу мозга» (правильный цвет кружка - красный).
- Конечно, ребята. Правильный цвет – красный, т.к. алкоголь не улучшает работу мозга, а ухудшает. Алкоголь разрушает головной мозг, в результате человек плохо соображает, портится его способность узнавать и запоминать новое.
в) «Выпить немного вина каждый день полезно каждому человеку» (правильный цвет кружка - красный).
- Да, ребята. Алкоголь даже в малых количествах противопоказан для употребления, а тем более ежедневно. Даже незначительное количество алкоголя плохо сказывается на самочувствии человека, любое его количество разрушает все органы человека.
г) «Детям алкоголь пить нельзя, а взрослым можно» (правильный цвет кружка - красный).
- Ребята, важно каждому уяснить, что алкоголь опасен в любом возрасте и приносит вред как детям, так и взрослым. Но особенно опасно употреблять алкоголь в детском возрасте, потому что детский организм еще только развивается, растет и не имеет много сил, чтобы противостоять отравляющему воздействию алкоголя.
д) «Пиво – это не алкогольный напиток, его можно пить не только взрослым, но и детям» (правильный цвет кружка - красный).
- Многие люди не считают пиво алкогольным напитком и очень сильно ошибаются. Пиво – алкогольный напиток, т.к. в своем составе имеет алкоголь. Он также одурманивает сознание человека, как и другие напитки – водка, вино, самогон. Приводит к тем же последствиям: разрушает внутренние органы, ослабляет здоровье человека, делает человека глупым, губит его жизнь в целом.
- На сегодняшнем занятии мы узнали, как на человека, его здоровье, способность мыслить, работать, общаться с окружающими влияет алкоголь. Это влияние опасное и разрушающее, в чем мы сегодня с вами убедились.
- В заключение занятия я предлагаю выполнить упражнение «Ладошка», которое поможет понять, почему же вы не будете употреблять алкоголь. У каждого из вас на столе лежит контур ладошки, в центре ладошки надпись «Я не буду употреблять алкоголь, потому что…»:
Занятие 11
Тема: «Как противостоять давлению среды?»
Цель: учить воспитанников осознанию отрицательного влияния на них некоторых людей, учить способам противостояния отрицательному давлению среды.
Задачи:
Развивать умение вести групповую дискуссию.
Развивать умение обобщать и комментировать высказывания воспитанников.
Формирование умения умение говорить «нет».
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим на серьезную тему (озвучивание темы). Бывали ли в жизни ситуации, когда вас пытались заставить что - либо сделать? (обсуждение ситуаций).
(После того, как воспитанники перечислят ряд причин (любопытство, желание казаться взрослым и т.д.) следует указать, что для их возраста одна из главных причин – это оказываемое сверстниками или более старшими товарищами групповое давление.
Воспитатель: Различают четыре вида группового давления:
1. Прямое, когда прямо предлагают закурить, выпить.
2. Непрямое, когда все курят, пьют (например, за праздничным столом), а ты не куришь (не пьешь).
3. Через оскорбление, унижение.
4. Через назойливое донимание, постоянные занудные предложения.
Давление может быть прямым и косвенным. Помимо выше перечисленных способов часто используются лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, похвала, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай как мы» и т.д. В случае прямого давления человеку предлагается совершить какое-то действие.
В случае косвенного давления человеку могут прямо и не предлагать делать что-то, но это действие выполняют окружающие.
При этом такое косвенное давление может включать в себя и другие виды давления, которые в этом случае будут направлены на кого - то еще. Например, человек находится в группе курящих и не курит, а группа в это время насмешливо обсуждает кого-то, кто боится закурить, или пытается заставить курить еще кого-то, кто не курит.
Такое косвенное давление действует сильнее, чем прямое. Особенно сильно действует на человека ссылка на «всех»: «Все это делают, а ты…»
Для того, чтобы сопротивляться групповому давлению, важно замечать, когда его на вас оказывают, распознавать его. Лучше всего такие умения приобретаются в упражнениях.
Упражнение «Сядь на стул»
Группа воспитанников садится в кружок, причем один стул свободен, а один из участников стоит возле стула. Задача группы – заставить стоящего сесть на стул, не прибегая к грубой физической силе. Задача стоящего – отказаться от этого.
По окончании упражнения нужно спросить стоявшего о его состоянии.
Воспитатель: Те, кто стояли в центре круга, испытали сейчас на себе групповое давление. Кто-нибудь может дать определение этому?
Давление – это попытка заставить другого человека что-либо сделать, как правило, не объясняя ему истинных причин, используя обвинения, угрозы, лесть, насмешки и т.д.
Особенно сильным бывает психологическое давление, если его оказывает не один человек, а целая группа или компания и этому порой трудно сопротивляться даже человеку с сильной волей. Групповое давление часто заставляет человека действовать вопреки своим убеждениям, желаниям, во вред себе и своему здоровью.
Все люди стремятся быть членами каких-то групп, хотят, чтобы к ним хорошо относились другие, поэтому сопротивляться давлению со стороны группы особенно сложно. Все порой подвергаются подобному давлению, и бывает, что оно оказывает серьезное влияние на поступки; однако заметить, что оказывается психологическое давление, не всегда легко.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Почему нужно уметь сопротивляться групповому давлению? Давайте обобщим, какими способами можно сопротивляться групповому давлению (ответы детей).
Вывод: распознавать «вредные» предложения, которые поступают от окружающих сверстников и взрослых, уметь от них отказываться и умение говорить «нет». Взрослый, уверенный в себе человек, способен не бездумно подчиняться давлению, а распознавать его, сопоставлять со своими убеждениями, намерениями, желаниями и поступать так, как сам считает нужным.
Список литературы: