Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


План мероприятий по формированию антиалкогольного мировоззрения

План мероприятий, включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Зернограда

План мероприятий по формированию антиалкогольного мировоззрения в МБОУ СОШ г. Зернограда

Уровень общего образования (класс): начальное, основное.

Образовательная область: коррекционно – развивающая психология.

Педагог-психолог: высшей квалификационной категории Силкина С.В

Пояснительная записка.

Наша деятельность ориентирована главным образом на сохранение ребенка в семье через помощь взрослым — родителям или лицам, их замещающим. Для нас в этом и состоит критерий эффективности. В то же время встреча с профессиональным врачом-наркологом выступает одним из ключевых звеньев нашей работы.

Иногда осознание человеком наличия у него «зависимости» и «заболевания» становится триггером для изменения поведения и способствуют его движению в сторону меньшего употребления или отказа от алкоголя.

А порой люди даже слышать ничего подобного не хотят и идут к врачу-наркологу, «лишь бы от него отстали».

Параллельно дети и их школьные дела остаются без должного родительского внимания и участия. Начинаются проблемы с учебой — причина домашних скандалов и дополнительного напряжения. Дети тоже переживают, поскольку видят, что ситуация не из хороших, и реагируют как умеют. Распитие может сопровождаться эпизодами агрессии, ссор, а возможно, и насилия. Возникает «снежный ком» различного рода проблем, в какой-то момент сигнал доходит до ответственных служб — и на пороге появляется представитель органов опеки и попечительства.

Планируемый результат.

План мероприятий, включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

Показателем эффективности планируемых мероприятий является:

- Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы.

- Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использование досуга.

- Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.

- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.

Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта. Педагогам совместно с родителями подростков создать в школе и микрорайоне атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.

В рамках данных мероприятий планируется получить следующий результат:

- все участники проекта получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, познакомиться с медицинскими учреждениями( адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании).

- данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков;

- подростки смогут получить квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью.

Механизм реализации: Для координации усилий используется адаптированный вариант технологии «работа со случаем» (кейс-менеджмент), предполагающий включение в работу специалистов разных профессий (врачи, учителя, психолог), чьи действия координируются ответственным куратором(социальным педагогом).

Команда: роль и задачи каждого специалиста, задействованного в проекте, описаны в таблице:

Специалисты

Задачи

Социальный педагог

Организует работу команды по программе, обеспечивает

общее планирование и мониторинг реализации программы, решает наиболее сложные вопросы в случае необходимости, обеспечивает коммуникацию с внешними специалистами, обеспечивает своевременную логистику участников, графики посещений специалистов, согласует действия всей команды.

Директор

Сопровождает семью на всем протяжении участия в коррекционной работе, анализирует ситуацию, предлагает решение, вовлекает во взаимодействие учителей, организует сотрудничество и участие дополнительных специалистов, коммуницирует с местными социальными службами и органами опеки и попечительства, при необходимости вовлекает в поддержку родственников.

Педагог-психолог

Проводит индивидуальные и семейные консультации

участников по плану, ведет наблюдение за ребенком в школе.

Учитель

Обеспечивает позитивную, оптимальную социальную среду в классе, школе.

Цель: минимизация риска отобрания ребенка (или восстановление ситуации семейного проживания) в семьях, где родители испытывают трудности в связи с употреблением алкоголя.

Задачи:

• информировать социальные службы и  родителей о возможностях получения помощи родителями, испытывающими трудности с алкоголем, в ситуациях, когда есть риск отобрания детей;

• разъяснять родителям, возможные позитивные последствия участия в медицинской терапии и последующей социальной реабилитации;

• сопровождать и поддерживать родителей на всех этапах принятия решений и обращения к соответствующим специалистам;

Психолого-педагогическая поддержка детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, предполагает создание условий для соответствующего отреагирования негативных эмоций, что наилучшим образом удаётся за счёт средств арт-терапии. В рисовании, лепке, чтении и обсуждении сказок дети получают возможность безопасно воспроизвести и освободиться от мучительных переживаний, в тоже время происходит их сенсорное и речевое развитие, интенсивно развивается самосознание. Большое значение также имеет психологическое просвещение детей по проблеме алкогольной зависимости, её влияния на взаимоотношения в семье, осуществляемое в форме мини-лекций, завершения незаконченных предложений, обсуждения проблемных ситуаций.

Дети, понимающие явление алкогольной зависимости, могут быть мощными катализаторами на пути к выздоровлению семьи, поэтому они крайне нуждаются в полезной информации. Занятия педагога-психолога с ребёнком из алкоголизированной семьи должны осуществляться с целью прерывания «негативной семейной традиции алкогольной зависимости» путем помощи ребёнку в осознании своей индивидуальности, значимости и потенциала.

Психолого-педагогическая помощь ребёнку, родители которого злоупотребляют алкоголем, должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

- объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи;

- рассказать, как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя;

- научить разговаривать о своих чувствах;

- объяснить, что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким;

- научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни;

- научить устанавливать и сохранять позитивные взаимоотношения с людьми, обращаться за помощью в случае необходимости;

- дать ребёнку возможность понять, что его ценность, как человека, основывается на его существовании и индивидуальности, а не на том, как он выполняют свою роль в алкоголизированной семье;

- отделить самоуважение от вещей, которые ребёнок не может контролировать, объяснив, что повысить самоуважение можно, развив индивидуальные таланты, силу и знания.

Качественная, своевременная психолого-педагогическая помощь не просто позволит ребёнку выжить в семье, где родители  злоупотребляют алкоголем. Эта помощь может означать, что он не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, которые сами впоследствии стали алкоголиками.

Качество коррекционно-развивающей работы позволит повысить также организованное наблюдение за поведением ребёнка на основе «Карты наблюдений» Д. Стотта и программы наблюдений признаков психического напряжения и невротических тенденций. К выполнению мероприятий по длительному непрерывному наблюдению и регистрации определённых показателей поведения ребёнка педагогом-психологом могут быть привлечены социальные педагоги, воспитатели или учителя, непосредственно взаимодействующие с ребёнком в разных ситуациях и видах деятельности.

После каждого занятия представляется целесообразным составление краткой характеристики поведения ребенка в ясной и конкретной форме, акцентируя внимание на сильных сторонах, потребностях и любых изменениях в поведении.

Календарно - тематический план работы

№№

Тема мероприятия (Родители)

Тема мероприятия

(Учащиеся)

Ответственные специалисты

1

Беседа, консультация: Позитивные последствия участия в медицинской терапии и последующей социальной реабилитации.

Беседа: Объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи

Педагог-психолог

2

Консультация:Общее планирование и мониторинг реализации программы взаимодействия со школой.

Диагностика: заполнение «Карты наблюдений» Д. Стотта.

Педагог-психолог

3

Занятие по коучингу: Развитие навыков альтернативного отдыха.

Занятие: В классной группе. «Почему люди употребляют алкоголь?»

Социальный педагог

4

Беседа: Научить разговаривать о своих чувствах.

Занятие, игра: Что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким.

Педагог-психолог

5

Занятие: Как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя.

Занятие: Как можно научиться вести здоровый образ жизни.

Социальный педагог, классный руководитель.

6

Беседа: Как выполняют свою роль родители в алкоголизированной семье.

Занятие: Дать ребёнку возможность понять, что его ценность, как человека.

Социальный педагог

7

Занятие: Научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни.

Занятие: Что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким. Привлечение в социальную жизнь ОУ.

Классный руководитель.

8

Консультации: По запросу.

Занятие: Научить устанавливать и сохранять позитивные взаимоотношения с людьми.

Педагог-психолог

9

Беседа с администрацией (директором) школы.

Занятие: по ЗОЖ в классной группе. О вреде алкоголя

Педагог-психолог, классный руководитель

10

Консультации по запросу.

Беседа: Обращаться за помощью в случае необходимости.

Педагог-психолог

11

Консультации по запросу.

Занятие: по ЗОЖ в классной группе. Формирование устойчивости к негативному давлению среды.

Педагог-психолог, классный руководитель.

Приложение.

Занятие 3

«Все цвета, кроме чёрного».

Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов.

Тема: «Почему люди употребляют алкоголь?»

Цель: Предупреждение употребления учащимися ПАВ (алкоголя), как условие успешной школьной адаптации при переходе в среднее звено обучения.

Задачи: 1. Выяснить причины (психологические, физиологические) начала употребления алкоголя.

2. Дать представление об алкогольной зависимости, механизме её возникновения; понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».

3. Формировать навыки позитивного решения проблем.

Участники: учащиеся, социальный педагог, врач – педиатр.

Организация рабочего пространства: столы расставлены для работы в   4–х группах по 4 – 5 учащихся в каждой. На  столах цветные таблички (синий, жёлтый, зелёный, красный «смайлик»).

Материалы для занятия:

Цветные смайлики по количеству детей в классе (4 цвета) для деления  на группы; цветные бейджики для  «полномочных представителей», т.е.  руководителей группы;  плакат с групповыми правилами работы; раздаточный материал для работы в группах и коллективной работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ, «фоторобот» - стадии внешней деградации человека, употребляющего алкоголь (из пособия «Детство без алкоголя»); колба, реторты, краски (жёлтая и синяя) для организации опыта; 2  пословицы, разрезанные на отдельные слова (размещаются по стенам класса); опорные таблички с изображением: тучек (2 малых и 2 больших), солнышек (больших жёлтых, красные  - большое и маленькое), алкогольных напитков (2 штуки); 4 конверта с опорными словами; клей карандаш (по 2 на каждую группу); фломастеры, магниты, скотч.

Предварительная работа:

Цикл превентивных занятий «Все цвета, кроме чёрного» с  использованием комплекта наглядно – методических пособий «Детство без алкоголя» (социальный педагог). Индивидуальные и групповые беседы,  участие в занятиях «Все цвета, кроме чёрного» (врач – педиатр).

Ход занятия:

Организационные моменты.

1 этап. Обмен жизненным опытом.

Игра «Ассоциация» (проводит соц. педагог).

Задание: Назовите слова, мысли, образы, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «алкоголь».

Предполагаемые ответы: Болезнь, опьянение, конфликты, иллюзии…

Вывод: Все ассоциации, которые вы назвали,  являются негативными. Тем не менее, определённая часть подростков и взрослых регулярно употребляют алкоголь.

Задание: Какие качества появляется в характере человека, часто употребляющего алкоголь?

На доске:

Необходимо подобрать слово – характеристику на каждую букву ключевого слова. Строки таблички постепенно открываются.

Предполагаемые ответы:

Алкоголь: агрессивность, лень, конфликтность, обидчивость, грубость, гнев, озлобленность, ложь.

Получился притягательный портрет?

2 этап. Систематизация и дополнение имеющихся знаний.

Вы уже знаете о том, что даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативные воздействия. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека собирает все свои силы и, через какое – то время, способен восстановиться.

А что произойдёт, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять алкогольные напитки?

Предполагаемые ответы: Организм не будет успевать восстанавливаться, ухудшение здоровья, формируется зависимость…

Предлагаем провести опыт.

Демонстрация опыта (проводит соц. педагог).

Берём колбу с подкрашенной акварельной  жёлтой краской водой  и  стакан синей водой.  Стакан с жёлтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце - источник жизни!

Начнём постепенно в жёлтую жидкость подливать синюю, что будет происходить?

Предполагаемые ответы:

Сначала изменения цвета жёлтой жидкости незаметно.

Как вы думаете, почему ничего не произошло с жёлтой жидкостью, когда мы влили в неё совсем немного синей?

Предполагаемые ответы:

 Малое количество жёлтой жидкости смогло раствориться и не дать видимого изменения цвета.

Вывод: Так и наш организм  -  при однократном или редком употреблении алкоголя он  справляется с последствиями и восстанавливается.

По мере увеличения количества синей жидкости, т. е. алкоголя, жидкость, символизирующая наш организм,  будет всё больше принимать зелёный оттенок. Наконец, наступит такой момент, когда вся жидкость в колбе окрасится в зелёный цвет.

Вывод: Так происходит и с организмом человека: по мере попадания в него большого количества алкоголя, тот не будет успевать восстанавливаться. Произойдут негативные изменения в работе всех  органов и систем человека.

Символично, что в нашем опыте жидкость, представляющая организм человека, под влиянием алкоголя, окрасилась именно в зелёный цвет: ведь в народе алкоголь часто именуют «зелёным змием».

Как вы думаете, возможен ли обратный процесс -  превращение зелёной жидкости в жёлтую?

Предполагаемые ответы: Нет, не возможно.

 Как невозможно снова сделать зелёную жидкость жёлтой, так и организм, поражённый алкоголем, уже никогда не сможет снова стать здоровым!

Вывод: Частое и регулярное употребление алкоголя человеком с нанесением вреда всему организму, носит название «злоупотребление алкоголем». В результате этого у человека развивается болезнь – «хронический алкоголизм». Слово «хронический» означает, что полного выздоровления быть не может: болезнь изменила работу органов и систем.

На доске размещаются ключевые понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».

Следующее задание поможет вам ответить на вопрос «Почему человек начинает злоупотреблять алкоголем?»

Задание: необходимо записать ответы на вопросы таблицы и определить сходство между заболеваниями: «ангина» и «хронический алкоголизм».

Образец заполненной таблицы.

Вопросы

Ангина

Хронический алкоголизм

1. Употребление какого продукта вызвало данное заболевание?

мороженое

алкогольные напитки

2. Какую цель преследовал человек, употребляя данный продукт?

удовольствие, сделать себе хорошо

удовольствие, сделать себе хорошо

3. Заставлял ли кто – либо человека употреблять этот продукт или он делал это самостоятельно?

нет, никто не заставлял

нет, никто не заставлял

4. Много ли потреблялось данного продукта.

да

да

5. Смог ли человек вовремя остановиться и прекратить употребление данного продукта?

нет

нет

6.Каковы последствия употребления данного продукта?

возникшее заболевание

возникшее заболевание

Предложить учащимся познакомиться с результатами работы других групп, произвольно передвигаясь от стола к столу.

Давайте обобщим результаты вашего исследования. Как вы ответили на каждый вопрос? (Фронтальный опрос)

На доске образец заполненной таблицы, столбцы которой постепенно открываются по мере обобщения ответов учащихся .

Мы с вами сумели определить,  в чём сходство  между двумя болезнями – ангина и алкоголизм. Однако есть между ними  и очень серьёзное различие. Как вы думаете, в чём оно?

Предполагаемые ответы: Заболевания вызваны употреблением разных продуктов, употребление мороженного не так вредно, как алкоголь…

Ангину врачи называют острым заболеванием, имея в виду, что если её начать лечить, то человек поправится, т.е. заболевание излечимо.

Алкоголизм определяют как хроническое заболевание, и вы уже знаете, что этот термин означает невозможность привести поражённый алкоголем организм к первоначальному здоровому состоянию, т. е. заболевание неизлечимо.

Вывод: Основная причина  возникновения обоих заболеваний – несерьёзное отношение к своему здоровью.

Подумайте, стоит ли экспериментировать с тем веществом, которое приводит к пожизненному изменению органов и систем?

Издавна мудрость народа передавалась в пословицах. Есть пословицы и по теме нашего разговора.

Вам необходимо  встать  и найти глазами слова  двух пословиц, которые расположены в разных частях класса. Кто «собрал»  пословицы – возвращается на своё место.

Какие пословицы вы прочитали?

 Предполагаемые ответы: «Пить да курить – здоровью вредить!»  «В здоровом  теле  - здоровый дух!» 

Можно продублировать  пословицы на доске.

3 этап. Решение практических задач.

 Проблемный вопрос:  Как вы думаете,  взрослые знают, о том, что злоупотребление алкоголя приводит к тяжёлым последствиям в жизни человека?

Предполагаемые ответы: да.

По каким же причинам человек начинает употреблять алкоголь часто и регулярно?  (Мозговой штурм).

Предполагаемые ответы: Одиночество, неприятности, снятие стресса, желание подростков казаться взрослее…

Человек употребляет алкоголь в разных ситуациях. Если человеку хорошо и весело (солнышко), например,  на празднике, в компании, но ему этого кажется недостаточно, он с целью усилить своё веселье употребляет алкоголь и хочет добиться усиления хорошего настроения (большое солнышко).

              Схема 1.                                    алкоголь

Если человеку плохо, грустно, есть какие – то проблемы (тучка) и хочется, чтобы они все разрешились и стало хорошо (солнышко), он тоже употребляет алкоголь с целью уйти от плохого.

                               алкоголь                                                         Схема 2.

Таким образом, когда состояние человека недостаточно хорошее или просто плохое, а хочется, чтобы оно стало хорошим и все проблемы разрешились, люди часто прибегают к употреблению алкоголя.

Когда настроение или состояние меняется с помощью алкоголя, эффект бывает непродолжительный, пока алкоголь действует. Чтобы почувствовать эффект снова человек чувствует потребность в повторном употреблении алкоголя. Но это не решает проблемы. Человек только на некоторое время может забыть о них, а потом данная проблема усугубляется другой,   связанной с алкоголем и последствиями его приёма.

Вывод: Если человек не находит других способов изменять своё состояние или решать проблемы, начинается регулярное употребление алкоголя.

А как можно улучшить своё состояние и повысить настроение без помощи алкоголя?

На третьей схеме после маленькой тучки  поместить «улыбающееся солнышко».

Предполагаемые ответы: (Устный мозговой штурм). Поговорить с друзьями, родителями, спорт, увлечения…

Задание:

В табличках к каждой букве  ключевого слова «алкоголь» записать альтернативы – виды спорта (1 – 3 группы), увлечения, хобби (2 – 4 группы).

На задание вам отводится 3 минуты. Если возникнут сложности, можно воспользоваться  подсказками. Слова – подсказки находятся в конвертах. При необходимости слова с помощью клея закрепляются в табличке.

Представители команд (1 – 3, затем 2 – 4), оглашают результаты групповой работы.

Листы с результатами работы групп помещаются в схему.

Схема 3.

Вывод: Спорт, здоровый образ жизни, увлечения, посещение кружков по интересам, секций, студий  - это и есть альтернативы употреблению алкоголя, а так же  способы личностной самореализации.

4 этап. Подведение итога. Рефлексия.

Каких личностных качеств, лишается человек, больной алкоголизмом? Подберите к каждой букве ключевого слова «алкоголь» слова – качества.

Предполагаемые ответы:

Активность, любовь, красота – физическая и духовная, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность.

Пожелание: Мы желаем вам, ребята, чтобы в вашей жизни были: активность, любовь, красота, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность, но  без алкоголя!

Убрать ключевое слово «алкоголь» из таблички.

Пусть  помогут вам в этом те альтернативы, которые вы предложили.

Желаем вам здоровья и успехов!

Занятие 9.

Профилактическое занятие для учащихся начальных классов

«О вреде алкоголя»

Ход занятия:

- Ребята, сегодняшнее занятие посвящено полезным и вредным привычкам человека. Какие полезные привычки вы знаете? (Занятие спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание, закаливание и т.д.) Какие вредные привычки вы можете перечислить? (Табакокурение, употребление алкоголя, сквернословие и т.д.)

- О какой вредной привычке пойдет речь сегодня, вы узнаете, посмотрев мультфильм «Лу. Рождественская история». При просмотре мультфильма вам необходимо подумать и мысленно ответить на следующие вопросы (вопросы оформлены на классной доске):

1. Как зовут главных героев мультфильма?

2. Что произошло с главными героями?

3. О какой вредной привычке говорится в мультфильме?

4. К чему привела эта вредная привычка?

- Итак, ребята, мы посмотрели с вами мультфильм. Давайте попробуем ответить на предложенные вопросы. И первый вопрос – как зовут главных героев? (Дети перечисляют: ворона Лукерия, Настя, Колька).

- Что же произошло в мультфильме с главными героями? (Колька напился, упал на железнодорожных путях, заснул и погиб от проходящего поезда).

- О какой вредной привычке говорится в мультипликационном фильме? (О пьянстве, употреблении алкоголя).

- К чему же привело пьянство, употребление алкоголя в данной ситуации? (К смерти, трагедии, несчастному случаю).

- На сегодняшнем занятии, как вы уже догадались, мы поговорим о такой вредной привычке как употребление алкоголя. Во время урока мы узнаем, как алкоголь влияет на человека, его здоровье, поведение и жизнь в целом.

- В мультипликационном фильме алкоголь, его употребление привело к смерти. А к чему еще может привести употребление алкоголя? (К потере здоровья, к его ухудшению).

- Правильно, ребята. Первое, что страдает от алкоголя – это здоровье человека. Показать свои знания в этом вопросе (а именно, как алкоголь влияет на здоровье человека) я предлагаю вам, выполнив следующее упражнение.

- У каждого из вас на рабочем столе лежит заготовка «Строение тела человека» (такая же заготовка отображается на Слайде №1 Презентации):

- Вам необходимо красным карандашом (красный цвет карандаша в этом случае – цвет опасности) раскрасить на заготовке те внутренние органы человека, которые, на ваш взгляд, стадают от употребеления алкоголя.

- Итак, давайте обсудим, что у нас получилось (учащиеся перечисляют органы, которые они закрасили в результате индивидуальной работы: сердце, желудок, кишечник, мозг и др.).

- Правильно, ребята, все перечисленные вами органы человека страдают от алкоголя. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что от алкоголя страдают не только отдельные органы человека, а весь его организм: каждая клеточка, каждая его частичка. Поэтому имеющуюся у вас заготовку нужно было раскрасить полностью.

- Что происходит с внутренними органами человека в результате употребеления алкоголя, как алкоголь влияет на их работу, мы узнаем из компьютерной презентации.

- С помощью презентации мы узнаем, что происходит с основными органами человека в результате употребления алкоголя.

а) Мозг.

- Первый орган, который страдает в результате употребления алкоголя – мозг человека. Ребята, зачем человеку нужен мозг? (Для того, чтобы мыслить, думать, соображать, учиться, узнавать новое и т.д.)

- На представленном изображении, слева, показан мозг человека, который ведет здоровый образ жизни, не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №2 Презентации). Мозг такого человека похож на грецкий орех. Бороздки на его поверхности – это извилины. Чем больше извилин в мозге человека, тем он умнее и сообразительнее. Справа на изображении  показан мозг человека, долгое время употребляющего алкоголь. Чем он отличается от изображения слева? (Размером, формой)

- Правильно. Когда человек выпивает, вредные вещества, содержащиеся в алкоголе, попадают в кровь. С кровью они поступают в мозг и разрушают его клетки – нейроны. Клетки мозга умирают – мозг уменьшается в размерах, искривляется его форма, пропадают извилины.

- Как вы думаете, может ли человек с таким мозгом хорошо думать, соображать, учиться? (Дети высказываются)

б) Сердце.

- Следующий орган, страдающий от алкоголя – сердце. Сердце в организме человека выполняет функцию насоса: оно перекачивает кровь в организме, доставляя питательные вещества ко всем его клеточкам. У каждого человека сердце имеет свой размер. Чтобы узнать, какого размера бьется в вашей груди сердечко, нужно сжать кулачёк. Какого размера ваш кулачёк – такого размера у вас и сердечко.

- На изображении слева показано сердце человека, который ведет здоровый образ жизни и не употребляет алкоголь (демонстрируется Слайд №3 Презентации). А справа показано, как выглядит сердце больного человека. В глаза сразу же бросается, что они отличаются размером. Сердце человека, злоупотребляющего спиртным, больше в несколько раз сердца здорового человека. Оно покрыто толстым слоем жира. Такое сердце работает медленно, неэффективно, перекачивает меньше крови, а со временем может совсем остановиться.

в) Печень.

- Печень в организме человека выполняет функцию очистительной фабрики. Она очищает наш организм от всех вредных веществ, попадающих из внешней среды.

- Любите ли вы чипсы, сухарики, газированный напитки, жвачки? (Дети отвечают утвердительно) А знаете ли вы, что в этих продуктах содержится много вредных и часто опасных для здоровья веществ. Для того чтобы организм не отравился и существует печень. Печень здорового человека представлена на изображении слева (демонстрируется Слайд №4 Презентации).

- А в алкоголе содержится в сотни раз больше вредных веществ. Алкоголь, попадая с кровью в печень, засоряет ее намного больше, чем другие вещества. В результате печень со временем изнашивается, обрастает жиром, гниет изнутри – такая печень изображена на рисунке справа. Печень злоупотребляющего алкоголем человека перестает очищать его организм, организм засоряется вредными веществами, человек погибает.

- Сегодня вы узнали, как страдают от алкоголя мозг, сердце и печень. Но я еще раз хочу напомнить вам, что в результате употребления алкоголя страдают все органы человека, каждая клеточка, каждая частичка нашего организма. Поэтому возьмите красный карандаш и раскрасьте все тело человека на заготовке (дети докрашивают свои рисунки).

- Ребята, алкоголь разрушает не только здоровье человека, но и всю его жизнь. Как это происходит, я предлагаю узнать из народных пословиц и поговорок.

- Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (Это высказывания людей, в которых заключена какая-то мудрость. Пословицы и поговорки появляются из наблюдений людей за своей жизнью). Я предлагаю вам обсудить следующие пословицы и поговорки (Приложение №3):

а) «Выпил вина – так и стал без ума».

- Как вы думаете, что имеется в виду в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно ребята, выпивший человек часто не понимает, что с ним происходит. Он совершает много глупостей – может совершить преступление, может доставить другим неприятности и т.д., чего бы не сделал в трезвом виде. Кроме этого, пьющий человек разрушает свой мозг. Мозг перестает работать, а человек в результате – плохо соображает, не может нормально мыслить, узнавать новое.

б) «Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез».

- А что эта пословица хочет сказать нам? (Дети высказываются). Да, ребята. Пьяный человек часто причиняет вред не только самому себе, но и окружающим его людям, особенно – родственникам. Пьяный человек становится агрессивным, грубым, непредсказуемым, может сказать в адрес своих близких обидные слова, ударить их, выгнать из дома. В итоге все окружающие его люди страдают.

в) «Водка и труд рядом не идут».

- Ребята, давайте подумаем, о чем эта пословица? (Дети высказываются). Конечно, ребята, пьяный человек не может правильно и четко выполнять свою работу. Любое действие у него вызывает затруднение. Даже если человек идет на работу трезвый, а накануне выпил, у него болит голова, он плохо соображает, а значит, плохо справляется со своей работой. Такого работника долго не держат на рабочем месте и увольняют.

г) «Без ума пьет – без угла живет».

- О чем же говорится в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно, ребята, пьющий человек не нужен своей семье (он не работает, не приносит в семью деньги,  причиняет боль своим родственникам), его прогоняют, он остается без дома. Некоторые алкоголики (люди, не умеющие жить без алкоголя, употребляющие его ежедневно в больших количествах) сами продают свои дома, квартиры для того, чтобы приобрести больше алкоголя, а потом вынуждены жить в подвалах, подъездах, питаться на улице.

- Итак, ребята, перечисленные пословицы и поговорки дают нам понять, что алкоголь оказывает плохое влияние не только на здоровье человека, но и другие сферы его жизни: лишает человека его работы, жилья, семьи.

- Для закрепления новых знаний, которые вы получили на сегодняшнем занятии, я предлагаю поиграть в игру «Светофорики».

- У каждого из вас на рабочем столе лежат три кружочка (красный, желтый, зеленый – как сигналы светофора). В нашей игре красный цвет означает «я не согласен», зеленый – «я согласен», а желтый - «я не знаю, не уверен» (значение цветов фиксируется на классной доске). Я буду зачитывать разные предложения (утверждения) об алкоголе и его влиянии на человека, а вы с помощью кружочка нужного цвета оценивать, правильное это предложение (утверждение) или нет. Давайте потренируемся:

а) «Алкоголь разрушает печень, сердце, мозг и другие внутренние органы человека» (правильный цвет кружка - зеленый).

- Правильно, ребята, в ходе сегодняшнего занятия мы с вами узнали, что алкоголь разрушает все жизненно важные органы человека, они начинают плохо работать и человек заболевает. Поэтому нужно было поднять зеленый цвет. Продолжим:

б) «Алкоголь улучшает работу мозга» (правильный цвет кружка - красный).

- Конечно, ребята. Правильный цвет – красный, т.к. алкоголь не улучшает работу мозга, а ухудшает. Алкоголь разрушает головной мозг, в результате человек плохо соображает, портится его способность узнавать и запоминать новое.

в) «Выпить немного вина каждый день полезно каждому человеку» (правильный цвет кружка - красный).

- Да, ребята. Алкоголь даже в малых количествах противопоказан для употребления, а тем более ежедневно. Даже незначительное количество алкоголя плохо сказывается на самочувствии человека, любое его количество разрушает все органы человека.

г) «Детям алкоголь пить нельзя, а взрослым можно» (правильный цвет кружка - красный).

- Ребята, важно каждому уяснить, что алкоголь опасен в любом возрасте и приносит вред как детям, так и взрослым. Но особенно опасно употреблять алкоголь в детском возрасте, потому что детский организм еще только развивается, растет и не имеет много сил, чтобы противостоять отравляющему воздействию алкоголя.

д) «Пиво – это не алкогольный напиток, его можно пить не только взрослым, но и детям» (правильный цвет кружка - красный).

- Многие люди не считают пиво алкогольным напитком и очень сильно ошибаются. Пиво – алкогольный напиток, т.к. в своем составе имеет алкоголь. Он также одурманивает сознание человека, как и другие напитки – водка, вино, самогон. Приводит к тем же последствиям: разрушает внутренние органы, ослабляет здоровье человека, делает человека глупым, губит его жизнь в целом.

- На сегодняшнем занятии мы узнали, как на человека, его здоровье, способность мыслить, работать, общаться с окружающими влияет алкоголь. Это влияние опасное и разрушающее, в чем мы сегодня с вами убедились.

- В заключение занятия я предлагаю выполнить упражнение «Ладошка», которое поможет понять, почему же вы не будете употреблять алкоголь. У каждого из вас на столе лежит контур ладошки, в центре ладошки надпись «Я не буду употреблять алкоголь, потому что…»:

Занятие 11

Тема: «Как противостоять давлению среды?»

Цель: учить воспитанников осознанию отрицательного влияния на них некоторых людей, учить способам противостояния отрицательному давлению среды.

Задачи:

Развивать умение вести групповую дискуссию.

Развивать умение обобщать и комментировать высказывания воспитанников.

Формирование умения умение говорить «нет».

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим на серьезную тему (озвучивание темы). Бывали ли в жизни ситуации, когда вас пытались заставить что - либо сделать? (обсуждение ситуаций).

(После того, как воспитанники перечислят ряд причин (любопытство, желание казаться взрослым и т.д.) следует указать, что для их возраста одна из главных причин – это оказываемое сверстниками или более старшими товарищами групповое давление.

Воспитатель: Различают четыре вида группового давления:

1. Прямое, когда прямо предлагают закурить, выпить.

2. Непрямое, когда все курят, пьют (например, за праздничным столом), а ты не куришь (не пьешь).

3. Через оскорбление, унижение.

4. Через назойливое донимание, постоянные занудные предложения.

Давление может быть прямым и косвенным. Помимо выше перечисленных способов часто используются лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, похвала, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай как мы» и т.д. В случае прямого давления человеку предлагается совершить какое-то действие.

В случае косвенного давления человеку могут прямо и не предлагать делать что-то, но это действие выполняют окружающие.

При этом такое косвенное давление может включать в себя и другие виды давления, которые в этом случае будут направлены на кого - то еще. Например, человек находится в группе курящих и не курит, а группа в это время насмешливо обсуждает кого-то, кто боится закурить, или пытается заставить курить еще кого-то, кто не курит.

Такое косвенное давление действует сильнее, чем прямое. Особенно сильно действует на человека ссылка на «всех»: «Все это делают, а ты…»

Для того, чтобы сопротивляться групповому давлению, важно замечать, когда его на вас оказывают, распознавать его. Лучше всего такие умения приобретаются в упражнениях.

Упражнение «Сядь на стул»

Группа воспитанников садится в кружок, причем один стул свободен, а один из участников стоит возле стула. Задача группы – заставить стоящего сесть на стул, не прибегая к грубой физической силе. Задача стоящего – отказаться от этого.

По окончании упражнения нужно спросить стоявшего о его состоянии.

Воспитатель: Те, кто стояли в центре круга, испытали сейчас на себе групповое давление. Кто-нибудь может дать определение этому?

Давление – это попытка заставить другого человека что-либо сделать, как правило, не объясняя ему истинных причин, используя обвинения, угрозы, лесть, насмешки и т.д.

Особенно сильным бывает психологическое давление, если его оказывает не один человек, а целая группа или компания и этому порой трудно сопротивляться даже человеку с сильной волей. Групповое давление часто заставляет человека действовать вопреки своим убеждениям, желаниям, во вред себе и своему здоровью.

Все люди стремятся быть членами каких-то групп, хотят, чтобы к ним хорошо относились другие, поэтому сопротивляться давлению со стороны группы особенно сложно. Все порой подвергаются подобному давлению, и бывает, что оно оказывает серьезное влияние на поступки; однако заметить, что оказывается психологическое давление, не всегда легко.

3. Итог занятия. Рефлексия.

Почему нужно уметь сопротивляться групповому давлению? Давайте обобщим, какими способами можно сопротивляться групповому давлению (ответы детей).

Вывод: распознавать «вредные» предложения, которые поступают от окружающих сверстников и взрослых, уметь от них отказываться и умение говорить «нет». Взрослый, уверенный в себе человек, способен не бездумно подчиняться давлению, а распознавать его, сопоставлять со своими убеждениями, намерениями, желаниями и поступать так, как сам считает нужным.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области